Конспект организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация» с использованием логоритмики в старшей логопедической группе ФФНР. «Зимушка хрустальная»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Старыгина Марина Анасовна

Логоритмическое занятие составлено совместно с  учителем – логопедом, музыкальным руководителем и воспитателями логопедической группы. На занятии ведется работа над выработкой четких, координированных движений во взаимосвязи с речью. Занятие адресовано учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimushka-hrustalnaya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности по области «Коммуникация» с использованием логоритмики

в старшей логопедической группе ФФНР.

«Зимушка хрустальная»

Программное содержание:

  1. Расширение представлений о зиме, уточнение и активизация словаря
  2. Развитие метроритмического слуха, речедвигательной координации, интонационно-речевого слуха.
  3. Совершенствовать умение использования приемов мнемотехники в работе с чистоговорками.
  4. Закрепить умение определять позицию звука в слове и различать твердые и мягкие звуки.
  5. Совершенствовать навык согласования речи с движением.
  6. Формировать навык сотрудничества, воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

Материал к занятию:

Предметные картинки по теме «Зима», схемы по мнемотехники, схемы по определению позиции звука в слове, 2 мешочка и плоскостные снежинки, и снежные комки с предметными картинками, маски медведя, лисы и дятла.

Предшествующая работа:

Рассматривание альбома «Зима», разучивание песен о зиме, использование мнемотаблиц в работе с чистоговорками.

Ход занятия.

Дети вбегают в зал, звучит музыка «Белые снежинки»

Песня-приветствие « Солнышко».

Солнышко зимнее, скорее улыбнись.

Солнышко зимнее, деткам улыбнись.

Улыбнись ладошкам,

 Маленьким ножкам.

Дружно, дружно повернись

На носочках покружись,

Лучиками покачай.

С нами, солнце, поиграй.

-руки вверх

-«пружинка»

-хлопаем в ладоши,

-хлопаем по коленям

-повороты влево, вправо

-кружатся вокруг себя на носочках

-руки вверх, «играют» пальчиками

-легкие прыжки на месте

-Ребята предлагаю послушать загадку.

    После братца января

      Служить очередь моя.

         Помогают мне подруги

            Снежная метель и вьюги.

        Снег колючий по земле

            Гонит ветер …в феврале.

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, а поможет нам карта с символами.  

   - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. А поможет нам путешествовать карта.

1. На карте мы видим круг. Начнем наше путешествие (легкий бег по кругу).

2. Перед нами извилистая тропинка (идем дробным шагом зигзагом).

3. На карте стрелка по диагонали  (идем приставным шагом).

4. Образуем полукруг (легкий бег).

     Путешествие продолжается и снова поможет карта.

 Пойдем дальше Чистоговорка.

Су-су-су           маршируют.                    Гуляем мы в лесу.

Са-са-са           повороты вправо, влево. Какая красота.

Оз-оз-оз           пощипывание щек.           Щиплет щеки нам мороз.

Си-си-си          взмахи руками вверх        Снегу ты, метель, неси.

Ки-ки-ки         лепят снежки.                  Любим мы играть в снежки.

Су-су-су          бегут по кругу парами.    В гору саночки несу.

От-от-от          бегут по кругу парами.    Я на саночках качусь.

Ес-ес-ес           поднимают руки вверх.    Как люблю я зимний лес.

.

     

 Характеристика звуков [С-Сь]

Су-су-су               Ос-ос-ос

Са-са-са                Ес-ес-ес

     - Какой знакомый нам звук мы слышим в этой чистоговорке? (звук С).

     - Что это за звук? (согласный, твердый, глухой, свистящий). Обозначаем мы его? (Синим квадратом).

                                            Звуку С все очень рады,

Потому, что есть преграда.

 Он согласный и свистящий,

   Прям, как ветер, настоящий.

     - Есть ли в чистоговорке мягкий звук Сь?

Си-си-си                Усь-усь-усь

     - Дадим характеристику звуку Сь (согласный, мягкий, глухой, свистящий). Обозначаем мы его? (Зеленым квадратом).

Зима звучит разными звуками. Обратите внимание на схему. В ней с помощью долгих и коротких звуков зашифрована попевка «Зимушка – хрустальная».

Дети сначала поют по схеме, а затем делятся на два круга и поют попевку, используя прием канон.

 Музыканты зиму озвучили с помощью музыкальных инструментов. Возьмем музыкальные инструменты и станем музыкантами.

                   Речевая игра с музыкальными инструментами.

Тихо бродит по дорожкам

Зима в тепленькой одежке.

Где снежинки заблестят,

Где сосульки зазвенят.

Раздается громкий стук

Это дятел – тук да тук.

Дятел делает дупло

Белке будет там тепло.

Ветер вдруг налетел

По деревьям пошумел

Громче вьюга зазывает

Вихри снежные сметает

Синичка – динь, синичка – дон

Трелей бойкий перезвон.

Все летит, шумит, поет –

В гости к нам февраль  идет.

-барабан

-колокольчики

-деревянные палочки

-ксилофон

-«шуршалки», маракасы

-бубен

-металлофон, колокольчики

-все инструменты одновременно

Вот намело сколько снега! Можно и в снежки поиграть.

Пальчиковая игра «Снежки».

Цель: согласование речи с движением, развитие мелкой моторики рук.

Раз, два, три, четыре.

Мы из снега ком слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз подкинем,

Два поймаем,

Три уроним

И сломаем.

-поочередно разгибают пальцы, начиная с мизинца

-«лепят» снежный ком

-движения по тексту

-грозят пальчиком

-подбрасывают вверх

-ловят

-роняют вниз

-топчут ногами.

Дидактическая игра

«Собери снежки для снеговика».

 Цель: дифференциация твердого и мягкого звуков. Си Сь.

Материал. 2 мешочка синий и зеленый, снежки на обратной стороне с предметными картинками, где изображены слова со звуками. С и Сь.

Ход игры. Снежки у нас необычные. На каждом снежке есть картинка. Если в названии картинки вы услышите твердый звук (С), то кладете, снежок в синий мешочек. А если в названии картинки вы услышите мягкий звук (Сь), то кладете, снежок в зеленый мешочек. Картинки наклеены на обратной стороне снежков.

Дети под музыку выбирают снежок, утрировано называют название

предмета и кладут картинку в соответствующий мешочек к снеговику.

Игра «Найди родственные слова».

Цель: учить находить на слух родственные слова к слову «снег».

                                                 Зима снежная пришла,

Много снега намела.

      Как красив зимний лес!

Дети, я прочитаю вам стихотворение, в котором мы  с вами найдем родственные слова к слову «снег».

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…снег.

 С неба все скользят пушинки

Серебристые …снежинки.

На полянку, на лужок

Все снижается…снежок.

Вот веселье для ребят

Все сильнее…снегопад.

Словно в белый пуховик

Нарядился…снеговик.

На деревьях, посмотри

С красной грудкой…снегири.

Игра «Метель».

Цель. Закрепить умение определять позицию звука С в словах.

Материал. Три схемы определяющие позицию звука в слове (в начале слова, в середине слова и в конце слова). На макеты снежинок с обратной стороны наклеены предметные картинки, в названии которых есть звук С.

Ход игры. 

На зимнюю тропинку метель принесла снежинки. По названию картинок мы определим, где находится звук  С в начале, в середине или в конце слова. А помогут нам схемы слова.

Картинки разложены по кругу. Дети идут по кругу и поют.

 

     Снег – снежок, снег – снежок

Белая метелица

Снег – снежок, снег – снежок

По дороге стелется

1, 2, 3 – нужную картинку найди!  Дети ищут вначале картинки, где звук  С вначале слова, затем в середине слова и затем в конце слова.

Инсценировка песни.

Много разных зимних историй можно услышать в заснеженном лесу. Об одной такой истории мы сейчас споем и покажем.

«Почему медведь зимою спит».

Слова А. Коваленкова.                                             Музыка Л. Книппера.

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

 Подняла лисица крик,

Зашумел темный лес.

      И медведь с испугу вмиг

     На сосну большую влез.

    На сосне веселый дятел

   Белке домик конопатил

           И промолвил: «Ты, медведь,

            Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно.

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

Наше путешествие по заснеженному лесу подходит к концу. По заснеженной тропинке мы вернемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группе по теме "МОЯ СЕМЬЯ"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация. Развитие речи» в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Расшири...

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи в старшей логопедической группе «Необычное путешествие в осенний лес»

Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи в старшей логопедической группе «Необычное путешествие в осенний лес»Цель: закреп...

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста по освоению операции классификации.

1.     Развивать представление детей о множествах, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация).2.     Формировать представление детей о матем...

Конспект организованный образовательной деятельности по области «Коммуникация» в старшей группе. «Путешествие в страну правильной речи»

Образовательные задачи:  Учить детей полно отвечать на вопросы, подбирать синонимы и антонимы к прилагательным, произносить текст с разной интонацией. Умение детей составлять рассказ по картинкам...

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникации». На тему: «Стихотворения А. Л. Барто для детей».

Цель:1)Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Л.Барто;2)Добиваться выразительного чтения стихотворения детьми;3)Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений,помочь осмы...

Конспект организованной образовательной деятельности По развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе. Тема « Осень»

Дети учатся пересказывать текст с наглядной опорой, отображающих последовательность событий. Закрепляют навыки преобразования символов мнемодорожки в слова и предложения....