Место массажа в комплексной системе коррекционно – педагогического воздействия.
статья по логопедии на тему

Шестиалтынова Любовь Викторовна

Цель: на основе предоставленного материала структурировать знания о сущности и механизмах действия логопедического массажа, зондовом массаже как одним из его видов ; выявить показания к применению массажа в логопедической практике; определить место массажа в комплексной системе коррекционно – педагогического воздействия.

План:

*сущность и механизм действия массажа,

*виды массажа,

*зондовый массаж и обоснование его применения,

*цели и задачи зондового массажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Место массажа в комплексной системе коррекционно – педагогического воздействия.

Цель: на основе предоставленного материала структурировать знания о сущности и механизмах действия логопедического массажа, зондовом массаже как одним из его видов ; выявить показания к применению массажа в логопедической практике; определить место массажа в комплексной системе коррекционно – педагогического воздействия.

План:

*сущность и механизм действия массажа,

*виды массажа,

*зондовый массаж и обоснование его применения,

*цели и задачи зондового массажа.

Логопедический массаж как один из методов коррекционно – педагогического воздействия в ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б.Эйдиновой, О.В.Правдиной, К.А.Семеновой, С.А.Бортфельд и др. Известны работы, освещающие приемы логопедического массажа при различных речевых расстройствах: Е.М.Мастюковой, М.В.Ипполитовой, 1985; Е.Е.Шевцовой, 1993; И.В.Блызкиной, В.А.Ковшиковым, 1995; Е.Ф.Архиповой, 1997; О.Г.Приходько, 1999; Е.В.Новиковой, 2000 и др.

Целесообразность использования массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях, как дизартрия, ринолалия, заикание.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Массаж представляет одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Логопедический массаж входит в комплексную медико – педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих такими речевыми нарушениями, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом, массаж применяется в коррекционно – педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляторных нарушений массаж проводится наряду с пассивной, пассивно – активной и активной артикуляционной гимнастикой.

При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоционального состояния массаж может использоваться в комплексе с традиционными логопедическими и релаксационными упражнениями.

Массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений. Элементы массаж могут осуществляться родителями ребенка, специально проинструктированными и обученными логопедом.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общий реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы.

Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды и железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС.

Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо – и кровообращение, а, следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

Массаж оказывает большое влияние на состояние каппиляров кожи. Капиллярная система рефлексогенной зоной в сосудистой системе.

Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывает отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Функция мышц неразрывно связана с сухожильно – связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятнее чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.

Лицо человека, в отличии от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых передаются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

К основным видам логопедического массажа относятся:

*классический ручной;

*точечный;

*аппаратный;

*зондовый.

Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, т.к. неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа – зондовый. Первые зонды были созданы, но не описаны М.Е.Хватцевым. Е.В.Новикова в 90–х годах прошлого столетиясоздала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Результативность метода подтверждается данными, полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дислалия исправляется полностью; стертая дизартрия  и послеоперационная ринолалия – на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) – полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения двигательной сферы сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40-80%.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Массаж артикуляционных органов укладывается в определенную схему и строится с учетом постепенного увеличения нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 12 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого неба.

Основные задачи зондового массажа:

  1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  4. Стимуляция проприоцептивных ощущений;
  5. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  6. Активизация тех групп мышц периферического аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  7. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания

Тема: «Логопедический массаж в комплексной системе преодоления заикания»(слайд № 1)В последние годы сильно возросло число заикающихся детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь нега...

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ...

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия на совершенствование процесса звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозг...

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

«Организация системы коррекционно-образовательного воздействия в условиях ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) »

Социально значимой задачей в работе дошкольных учреждений является подготовка детей к успешному обучению в школе. В специализированных дошкольных  учреждениях, комплектующих группы детей с общим ...


 

Комментарии