мнемотехника
материал по логопедии на тему

Сулимова Ольга Ивановна

«Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР»

 

 

                                                                Подготовили:

Бондаренко Ю.М.

Сулимова О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным         

                            ему  пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

             но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их  усвоит на лету».

                                                     Ушинский К.Д.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенно логическое мышление. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать .

К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят:
мнемотаблицы и коллажи , сенсорно-графические схемы ,предметно-схематические модели , блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов.В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение литературных персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов.

При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Заучивать стихи и пословицы с помощью опоры на картинки – образы облегчают запоминание и позволяют ребенку контролировать свое произношение.

Как показывает опыт работы, подключение зрительного анализатора  через картинку – образ в     коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки и слова, помогает избежать быстрого утомления на занятии.

             Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Приёмы использования наглядного моделирования при заучивании пословиц и стихотворений по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты.

Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии.

Работа по приобщению детей к изучению стихотворений, пословиц  строится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей.

  В логопедической группе одной из задач воспитателя является закрепление сформированных речевых навыков. Он может использовать приемы мнемотехники по рекомендации логопеда, а также непосредственно для решения своих собственных задач. Например, в занятиях по развитию речи, знакомству с художественной литературой воспитатель может использовать нарисованные детьми мнемотаблицы для пересказа сказок и рассказов. При автоматизации и дифференциации вводимых звуков в речь воспитатели также используют мнемотаблицы для разучивания стихотворений и чистоговорок, наполненных отрабатываемыми звуками. Индивидуальные занятия для многих детей в таком случае перестают быть скучными и монотонными.  Такое регулярное непрерывное взаимодействие воспитателя и логопеда  с  использованием приемов мнемотехники позволяет достигать положительных результатов сразу в нескольких областях и одновременно решать несколько задач. Логопед  добивается своих поставленных целей, а воспитатель – своих. Так развивается связная речь детей, память, внимание, воображение, совершенствуется произносительная сторона речи ребенка. И приятно отметить, что все это происходит в интересной для детей обстановке с большим количеством вариаций игр и упражнений.

В этом году работу с  мнемотехникой  проводили на базе старшей и подготовительной группы, нами был создан проект  «Стихи, пословицы и поговорки Родного края , посредством мнемотехнических приемов».

Реализация этого проекта способствовала у детей развитию познавательного интереса через знакомство с пословицами и  стихотворениями народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.

Таким образом, работа в проектной деятельности пополнила картотеку  пословиц и стихотворений посредством мнемотехники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР»

        Подготовили:

Бондаренко Ю.М.

Сулимова О.И.

        

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным          

                        ему  пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

             но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их  усвоит на лету».

                                                     Ушинский К.Д.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенно логическое мышление. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать .

К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят:
мнемотаблицы и коллажи , сенсорно-графические схемы ,предметно-схематические модели , блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов.В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение литературных персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов.

При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Заучивать стихи и пословицы с помощью опоры на картинки – образы облегчают запоминание и позволяют ребенку контролировать свое произношение.

Как показывает опыт работы, подключение зрительного анализатора  через картинку – образ в     коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки и слова, помогает избежать быстрого утомления на занятии.

             Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Приёмы использования наглядного моделирования при заучивании пословиц и стихотворений по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты.

Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии.

Работа по приобщению детей к изучению стихотворений, пословиц  строится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей.

  В логопедической группе одной из задач воспитателя является закрепление сформированных речевых навыков. Он может использовать приемы мнемотехники по рекомендации логопеда, а также непосредственно для решения своих собственных задач. Например, в занятиях по развитию речи, знакомству с художественной литературой воспитатель может использовать нарисованные детьми мнемотаблицы для пересказа сказок и рассказов. При автоматизации и дифференциации вводимых звуков в речь воспитатели также используют мнемотаблицы для разучивания стихотворений и чистоговорок, наполненных отрабатываемыми звуками. Индивидуальные занятия для многих детей в таком случае перестают быть скучными и монотонными.  Такое регулярное непрерывное взаимодействие воспитателя и логопеда  с  использованием приемов мнемотехники позволяет достигать положительных результатов сразу в нескольких областях и одновременно решать несколько задач. Логопед  добивается своих поставленных целей, а воспитатель – своих. Так развивается связная речь детей, память, внимание, воображение, совершенствуется произносительная сторона речи ребенка. И приятно отметить, что все это происходит в интересной для детей обстановке с большим количеством вариаций игр и упражнений.

В этом году работу с  мнемотехникой  проводили на базе старшей и подготовительной группы, нами был создан проект  «Стихи, пословицы и поговорки Родного края , посредством мнемотехнических приемов».

Реализация этого проекта способствовала у детей развитию познавательного интереса через знакомство с пословицами и  стихотворениями народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.

Таким образом, работа в проектной деятельности пополнила картотеку  пословиц и стихотворений посредством мнемотехники.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...