Главные вкладки

    Статья по логопедии (старшая группа) на тему:
    Система коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи

    Ялышева Галина Ивановна

    В статье раскрываются  этапы логопедического воздействия при работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлую речевую патологию. Система коррекционного воздействия опирается на постепенное усвоение детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Она включает планомерную и последовательную работу над словом, предложением, связной речью. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с общим  недоразвитием речи

             

    Введение

    Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, тяжело протекающие детские болезни, а также понижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи у детей.

    Поэтому, чем раньше начата логопедическая работа, тем легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи при нормальном интеллекте, строится с учётом взаимосвязи фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Система логопедического воздействия, предлагаемая в данных материалах, опирается на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Она включает планомерную и последовательную работу над словом, предложением, связной речью. При этом особенно тщательно должны быть продуманы и подобраны наглядно-дидактические пособия, использованы игровые приёмы, поскольку игры и игровые упражнения способствуют наиболее глубокому усвоению материала.

    Материалы перспективного планирования работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи отражают задачи коррекционной работы на календарный год по следующим разделам:

    • Формирование общих речевых навыков;
    • Коррекция нарушений фонетической стороны речи;
    • Формирование элементарных фонематических представлений;
    • Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости;
    • Формирование грамматических категорий;
    • Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи;
    • Формирование связной речи;
    • Развитие мелкой моторики.

    Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на первый период обучения

    (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Формирование общих речевых навыков

    1. Продолжать работу над формированием правильного темпа, ритма речи (хороводные игры, речь с движениями);

    2. Продолжать развивать оптимальный тип физиологического дыхания

    (диафрагмальный тип);

    3. Формировать плавное речевое дыхание. Обучать умению выполнять спокойный, короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч);

    4. Отрабатывать мягкую атаку голоса на материале гласных звуков (пропевание звуков с выраженной интонацией);

    4. Продолжать работу над развитием силы и модуляции голоса.

    Коррекция нарушений фонетической стороны речи

    1. Уточнить и закрепить произношение пройденных гласных и согласных звуков (повторение материала прошлого учебного года);

    2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и игровых упражнений;

    3. Продолжать постановку, автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков (индивидуально с каждым ребёнком)

    Формирование элементарных фонематических представлений

    1. Продолжать развивать слуховое восприятие, внимание и память на материале неречевых звуков. Обучать распознаванию звуков речи;

    2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: С, СЬ, З. ЗЬ. Начать формировать понятия «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;

    3. Закрепить умение устанавливать последовательность звуков в ряде гласных типа «АУ», «АУИ». Упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов  с пройденными звуками типа «АС», «СА»;

    4. Продолжать учить выделять заданные звуки (пройденные) из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;

    5. Учить выделять заданные звуки из начала, из середины и из конца слова (по мере индивидуальных возможностей детей);

    6. Начать работу по определению места звука в словах (по мере индивидуальных возможностей детей);

    7. Формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова на пройденный звук, подбирать слова и картинки на заданный звук);

    8. Обучать умению правильно слушать и слышать речевой материал.

    Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости

    1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов  усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание);

    2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных слов со стечением согласных (с одновременным отхлопыванием);

    3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слов;

    4. Обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов).

    Формирование грамматических категорий

    1. Продолжать обучать стандартам и наиболее продуктивным способам словоизменения;

    2. Воспитывать направленность внимания на значимые части слова, имеющие лексическое и грамматическое значение;

    3. Закрепить правильное употребление падежных окончаний;

    4. Продолжать упражнять в правильном употреблении и образовании существительных с ум.-ласк. суффиксами, образовании сущ. в ед. и мн. числе, прилагательных, глаголов в настоящем и прошедшем времени (по лексическим темам периода);

    5. Совершенствовать навыки употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2-ого лица, глаголов изъявительного наклонения 3-го лица;

    6. Обучать правильному употреблению словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);

    7. Закрепить  правильное употребление простых предлогов. Уметь различать предлоги (в - на, на - под, в – из);

    8. Продолжать обучение устанавливать синтаксические связи в составе простого предложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию сказок, стихотворений, в процессе диалога);

    9. Стимулировать самостоятельное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей.

    Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи

    2. Расширять пассивный и активный словарь, развивать экспрессивную и импрессивную речь в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей различных типов синтаксических конструкций;

    2. Закрепить и расширить словарный запас по теме: «Игрушки. Предметы живые и неживые»;

    3. Уточнить предметный, глагольный словарь и увеличить объём словаря по темам: «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты. Ягоды», «Лес. Грибы. Ягоды», «Деревья. Кустарники», «Одежда. Головные уборы», «Обувь», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши»;

    4. Сформировать понятие об осени, как о времени года. Познакомить с признаками осени, с сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы. Начать знакомить с трудом взрослых. Труд людей осенью  - собирают урожай, утепляют свои дома и помещения для животных, заготавливают овощи и фрукты. Образование сложных слов: овощевод, животновод, хлебороб.

    Формирование связной речи

    1. Продолжать обучать формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке;

    2. Продолжать совершенствовать диалогическую  речь в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр и т. д.);

    3. Продолжать работу над предложением: закрепить умение строить простые распространённые предложения по демонстрации действий и по картинке, продолжать учить распространять предложения за счёт однородных  и уточняющих слов, правильно согласовывать слова в предложении;

    4. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок, рассказов;

    5. Стимулировать речевую активность, посредством создания ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении со взрослыми и друг с другом.

     

    Развитие мелкой моторики

    1. Продолжать развивать движения кистей рук и формировать кинестетическую основу движений пальцев рук;

    2. Продолжать развивать кинетическую основу движений пальцев рук в процессе выполнения   последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию):

    - Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;

    - Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала;

    - Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему  контуру;

     (по лексическим темам периода);

    - Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей), игры типа «пазлы», «лабиринты»;

    - Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);

    - Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;

    - Продолжать работу в тетрадях с крупной клеткой.

    Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на второй период обучения

    (декабрь, январь, февраль)

    Формирование общих речевых навыков

    1. Продолжать работу над формированием правильного темпа, ритма речи (хороводные игры, речь с движениями).

    2. Продолжать формировать диафрагмальный тип физиологического  дыхания;

    3. Продолжать совершенствовать речевое дыхание. Обучать умению выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных щелевых согласных Ф, Х, С, Ш);

    4. Развивать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях;

    5. Формировать мягкую атаку голоса.

    Коррекция нарушений фонетической стороны речи

    1. Формировать кинестетическую основу артикуляционных движений. Уточнить положение различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно произносимых звуков;

    2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков с помощью специальных методов;

    3. Продолжать формировать правильную артикуляцию отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизацию и дифференциацию (индивидуально с каждым ребёнком)

    Формирование элементарных фонематических представлений

    1. Формировать умение осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию пройденных звуков;

    2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: Ц, Ш, Ж, Ч. Закрепить понятия «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;

    3. Упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов  с пройденными звуками типа «АШ», «ША»;

    4. Обучать фонематическому анализу и синтезу 3-х звуковых слов типа «ЖУК»;

    5. Продолжать обучать выделять заданные звуки (пройденные) из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;

    6. Продолжать работу по определению места звука в словах;

    7. Формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова с пройденными звуками, подбирать слова и картинки с заданными звуком).

    Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости

    1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов  усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание);

    2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных  и двусложных слов со стечением согласных;

    3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слогов и  слов;

    4. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (до пяти ритмических сигналов);

    5. Обучать восприятию и воспроизведению неакцентированных ритмических структур, разделённых длинными и короткими паузами, по образцу и по словесной инструкции.

    Формирование грамматических категорий

    1. Продолжать обучать стандартам и наиболее продуктивным способам словоизменения: упражнять в правильном употреблении и образовании существительных с ум.-ласк. суффиксами, образовании сущ. в ед. и мн. числе, прилагательных, глаголов в настоящем и прошедшем времени (по лексическим темам периода);

    2. Обучать правильному употреблению несклоняемых существительных;

    3. Обучать правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида;

    4. Закреплять правильное употребление словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);

    5. Совершенствовать навыки правильного употребления предложных конструкций с предлогами (в, из, на, под, над, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за) и навыка различения предлогов (в-из, на-под,к-от, на-с);

    6. Совершенствовать навыки употребления словообразовательных моделей: притяжательных и относительных прилагательных, образованных от существительных  типа «лисий», «железный» и т.п. (по лексическим темам периода);

    7. Продолжать стимулировать правильное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей в различных видах речевой деятельности.

    Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи

    2. Уточнить и увеличить объём пассивного и активного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

    2. Формировать понятие о зиме, как о времени года. Познакомить с признаками зимы, с сезонными изменениями жизни людей, живой и неживой природы. Словарная работа по теме «Зимние забавы», «Зимующие птицы, наша помощь им»;

    3. Закрепить и расширить пассивный и активный словарь детей по темам: «Животные жарких и холодных стран», «Посуда», «Мебель»;

    4. Словарная работа по теме «Транспорт, виды транспорта». Познакомить с правилами поведения на улице;

    5. Продолжать знакомство с трудом взрослых, закрепить знания о том, кто работает в детском саду;

    6. Расширить объём словаря по темам «Новогодний праздник», «День защитников Отечества».

    Формирование связной речи

    1. Продолжать работу над предложением, распространение предложений за счёт однородных членов;

    2. Обучать самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке);

    3. Закреплять умение пересказывать  небольшие тексты самостоятельно;

    4. Обучать составлению рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану);

    5. Начать обучение детей составлению рассказов из личного опыта.

    Развитие мелкой моторики

    1. Развивать основные качества движения: объём, точность, темп, активность и координацию;

    2. Продолжать развивать кинетическую основу движений пальцев рук в процессе выполнения   последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции):

    - Пальчиковые игры;

    - Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;

    - Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала;

    - Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему  контуру;

     (по лексическим темам периода);

    - Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей), игры типа «пазлы», «лабиринты»;

    - Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);

    - Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;

    - Усложнить работу с карандашом (выполнение работы по клеткам в тетради, штриховка).

    Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на третий период обучения

    (март, апрель, май)

     Формирование общих речевых навыков

    1. Продолжать формировать и закреплять правильный темп, ритм речи (хороводные игры, речь с движениями);

    2.  Закреплять диафрагмальный тип физиологического  дыхания;

    3. Продолжать совершенствовать речевое дыхание. Закреплять умение выполнять спокойный, короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения и с речевым сопровождением. Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых);

    4. Развивать основные акустические характеристики голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях, направленных на снятие голосовой зажатости;

    5. Продолжать формировать мягкую атаку голоса;

    6. Формировать общие представления о выразительности речи. Начать обучать правильному использованию и дифференциации интонационных структур в речи.

    Коррекция нарушений фонетической стороны речи

    1. Продолжать развивать оральный праксис в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отрабатывать объём, силу, точность, координацию произвольных артикуляторных движений и переключение от одного элемента к другому;

    2. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к постановке дефектных групп звуков с помощью специальных методов (индивидуально с каждым ребёнком);

    3. Продолжать формировать правильную артикуляцию отсутствующих или нарушенных в произношении звуков, их автоматизацию и дифференциацию (индивидуально с каждым ребёнком).

    Формирование элементарных фонематических представлений

    1. Продолжать формировать чёткий слуховой образ звука. Продолжать развивать умение осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию звуков (не нарушенных в произношении звуков и звуков, в отношении которых производилась коррекционная работа);

    2. Уточнить артикуляцию, развивать произносительные навыки в работе над согласными звуками: Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Закрепить понятия «гласный» звук; «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий» согласный звук;

    3. Продолжать упражнять в анализе и синтезе обратных и прямых слогов  с пройденными звуками типа «АР», «РА»; звукосочетаний гласных звуков типа «АИ», «ОЫУ»;

    4. Продолжать обучать фонематическому анализу и синтезу 3-х звуковых слов типа «ЛУК»;

    5. Продолжать учить выделять заданные звуки из ряда других звуков, в звукосочетаниях, в словах;

    6. Продолжать работу по определению места звука в словах;

    7. Продолжать формировать фонематические представления (продолжать учить придумывать слова с пройденными звуками, подбирать слова и картинки с заданными звуком).

    Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости

    1. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов  усвоенных слов;

    2. Закрепить правильную передачу звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двусложных, трёхсложных словах, состоящих из открытых и закрытых слогов, односложных  и двусложных слов со

    стечением согласных, трёхсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова;

    3. Продолжать работу по произнесению слоговых рядов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и проговариванием слогов и  слов;

    4. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению ритмов по образцу и по словесной инструкции (пять ритмических сигналов);

    5. Продолжать обучать восприятию и воспроизведению неакцентированных ритмических структур, разделённых длинными и короткими паузами, по образцу и по словесной инструкции.

    Формирование грамматических категорий

    1. Совершенствовать навыки правильного употребления словообразовательных моделей: существительных с ум.-ласк. суффиксами, звукоподражательных глаголов, глаголов, образованных от существительных, глаголов, образованных с помощью приставок, притяжательных прилагательных, относительных прилагательных (по лексическим темам периода);

    2. Продолжать обучать правильному употреблению несклоняемых существительных;

    3. Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными муж., жен., ср. рода ед. и мн. числа в И. и косвенных падежах;

    4. Закреплять правильное употребление словосочетаний (числительного 2 и 5 с существительными);

    5. Продолжать совершенствовать навыки правильного употребления предложных конструкций с предлогами (в, из, на, под, над, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за) и навыка различения предлогов (в-из, на-под,к-от, на-с);

    6. Продолжать стимулировать правильное использование отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей в различных видах речевой деятельности.

    Развитие словаря в импрессивной и экспрессивной речи

    1. Расширять пассивный и активный словарь, уточнять значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (по лексическим темам периода);

    2. Формировать понятие о весне, как о времени года. Познакомить с признаками весны, сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы. Словарная работа по темам «Перелётные птицы», «Комнатные растения», «Насекомые», «Рыбы», «Цветы»;

    3. Совершенствовать словарь по теме «Космос». Познакомить с родным городом, страной, столицей России – Москвой;

    4. Расширить и уточнить словарный запас  по темам «День 8 Марта» (закрепить знания о профессиях женщин), «Человек. Азбука здоровья», «Семья», «Дом. Инструменты» (закрепить названия профессий строителей: маляр, столяр, крановщик, каменщик);

    5. Обучать умению осознанного использования слова в соответствии с контекстом высказывания.

    Формирование связной речи

    1. Продолжать работу над предложением, обучать употреблению простейших видов сложносочинённых и сложноподчинённых предложений с использованием сочинительных союзов «а», «но», «и»;

    2. Продолжать обучать самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке);

    3. Закреплять умение самостоятельно пересказывать  небольшие тексты (знакомые и незнакомые сказки и рассказы);

    4. Продолжать обучать составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно);

    5. Продолжать обучать детей составлению рассказов из личного опыта.

    Включать в повествование элементов описаний природы, действующих лиц, пересказа диалогов героев, соблюдая последовательность рассказывания.

    Развитие мелкой моторики

    1. Обучать точному выполнению двигательной программы в процессе развития ручной моторики;

    2. Формировать кинестетический анализ и синтез. Продолжать развивать кинестетическую основу движений пальцев рук в ходе выполнения   последовательно организованных движений и конструктивного праксиса на основе зрительного восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции):

    - Пальчиковые игры;

    - Игры с пирамидками, сборно-разборными игрушками, кубиками, деревянным конструктором; конструктором типа Лего;

    - Составление узоров из крупной и мелкой мозаики, из цветных палочек, из природного материала (по образцу и самостоятельно);

    - Обводка и штриховка предметов по внутреннему и внешнему  контуру;

     (по лексическим темам периода);

    - Складывание разрезных картинок (шесть, восемь частей и более), игры типа «пазлы», «лабиринты»;

    - Раскрашивание (работа с книжками-раскрасками);

    - Нанизывание бус, «застёжки-растёжки», шнуровки;

    - Усложнение работы с карандашом (соединение заданных точек). Зарисовка  предметов по заданному образцу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми 5-6 лет, проявляющими признаки агрессивного проведения (с использованием комплекса арттерапевтических технологий)

    Психологическое занятие "Красная шапочка" рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в поведении (с признаками агрессивного и тревожного поведеия)...

    Использование подвижных игр в работе с детьми 5-6 лет с ЗПР

    Презентация выступления на педогогическом совете "Игровые технологии"...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"

    Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...

    Итоговое интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми 5-6 лет с нарушениями речи,коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,проводимое совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом в ДОУ

    Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе образовательной деятельности, стимулирующей речевое и познавательное развитие детей с нарушением звукопроизношения, коммуникативных навы...

    Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи»

    Практико-ориентированный долгосрочный проект «Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи» направлен на  созд...

    Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» в 2018-2019 учебном году

    Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» на базе МБДОУ «Детский сад № 2...