"Нарушения речи у детей. Советы родителям".
статья по логопедии (средняя группа) на тему

В данной статье родители детей с ОВЗ могут найти ответы на часто задаваемые вопросы касающиеся нарушения речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушения речи у детей.

Советы родителям.


1.          Какие речевые нарушения наиболее часто встречаются у детей? Какие причины возникновения этих нарушений?
В настоящее время у детей дошкольного возраста самым распространённым является общее недоразвитие речи — ОНР.  Это комплексное нарушение речи, когда страдают и произношение и лексико-грамматические структуры. На втором месте — фонетико-фонематическое недоразвитие речи — ФФНР. Это такое нарушение, когда преимущественно не сформирована произносительная сторона и фонематические процессы отстают от возрастной нормы. У детей школьного возраста самое распространенное расстройство — это дисграфия. Стойкое нарушение письменной речи, проявляющееся в наличии специфических ошибок различного характера, которое требует специальных упражнений.
Причины этих нарушений у каждого ребенка разные и всякий раз логопед должен установить их индивидуально, чтобы подобрать результативные методы работы. Если обобщить, то можно назвать негативные факторы, которые мешают нормальному развитию речи: патология беременности, осложнения во время родов, соматические заболевания в раннем возрасте, неврологические отклонения, нарушения строения артикуляционного или слухового аппарата, несформированность фонематических процессов, психологические травмы, отклонения умственного развития.
 
2.          Когда дети должны начать говорить?
В норме сначала появляется гуление и лепет, примерно в возрасте 3-4 месяцев. Затем ребенок начинает произносить отдельные слова, простые по структуре, типа «дай, мама, папа, нет, да, пока». Период отдельных слов длится с 6 месяцев до одного года. Примерно с года до трех малыш активно набирает и расширяет словарь, начинает соединять отдельные слова в несложные предложения. После трех лет речь ребенка  наполняется более сложными конструкциями и органы артикуляции становятся способными к чистому произношению звуков. К 4, 5-5 годам требования к речи ребенка достаточно высоки: произношение всех групп звуков должно быть правильным; должен быть в полном объеме сформирован словарь и употребляться разнообразные лексико-грамматические конструкции. Рамки каждого периода могут немного колебаться по времени, но родителям следует внимательно следить за речевым развитием ребенка и в случае возникновения опасений, незамедлительно обращаться к логопеду, т.к. речевое недоразвитие может свидетельствовать о задержке психического развития ( ЗПР) или тормозить развитие высших психических функций, которые будут необходимы ребенку в школе.
 
3.          Что такое фонематический слух?
Это способность к тонкому различению фонем. Фонема — это минимальная единица языка, несущая смысл.  Например слова «бык» и «бак» отличаются одним гласным, а согласные одинаковые.В данном случае именно гласные несут смыслоразличительную нагрузку — животное или посуда. Фонем в языке больше чем букв, так как в речи многие звуки редуцируются — искажаются. Но их необходимо различать и объединять, чтобы обозначить буквой. Если фонематический слух несформирован, то  похожие по звучанию или способу произнесения звуки кажутся одинаковыми, это мешает пониманию речи, овладению чистым произношением, а в последствии  — обучению чтению и письму. Мы часто слышим от детей 2-5 лет забавные слова наподобие «гудильник»  — будильник, «небель»  — мебель, «оделяло»-одеяло. Это маячки для родителей — фонематический слух не развит как следует. Следует учесть, что самое позднее, к 6 годам, все фонематические процессы должны быть полностью сформированы, если это не происходит, необходимо специально развивать фонематический слух на занятиях с логопедом.
 
4.          Можно ли в развитии речи «упустить момент»? До какого возраста все нарушения исправить легко?
Очень важно своевременно начать занятия по коррекции речевого нарушения. Здесь применим один принцип — если начать работу своевременно, её можно сделать за год, а если с опозданием, то не сделать и за два. Дело в том, что речь развивается последовательно и никакой этап нельзя «пропустить». Когда не ликвидируется проблема предыдущего этапа, возникает эффект «снежного кома»  — это устранить сложнее. Хотелось бы подчеркнуть — самый правильный шаг — консультация специалиста.
 5.   Логопедический массаж.
Логопеды используют в своей практике зондовый и ручной массаж. Как правило,   массирую не только язык и губы, а всю воротниковую зону и кисти рук. Такой массаж оказывает благоприятное влияние на тонус мышц речевого аппарата, кровоснабжение мозга.  Кроме того — массаж — универсальное средство. Он приносит пользу как при легких, так и при тяжёлых речевых нарушениях. Повышает эффективность работы и устойчивость результатов. В некоторых случаях без массажа невозможно обойтись, например, при работе с дизартрией, повышенным слюнооотделением, низким и высоким тонусом мышц языка. 

 

6.          Сколько обычно требуется времени для постановки звука и сколько на его закрепление?
Срок каждый раз зависит от состояния речи.  В идеале, 3-4 занятия уходят на разучивание артикуляционных упражнений и вызов звука. Затем звук поэтапно вводится в слоги, слова, предложения. Этот этап занимает 8-12 занятий. Следующий, заключительный этап -  автоматизация в потешках, стихах и свободной речи, дифференциация с оппозиционными и близкими звуками. Обычно 6-10 занятий. По опыту, при занятиях 2 раза в неделю, на звук уходит от 4 до 6 месяцев.
 
7.          Можно ли поправлять ребёнка?
Это необходимо. В силу физиологии ребенок без специального обучения сам не контролирует правильность произношения у себя. Этот навык формируется к заключительным этапам работы над звуком. Ребенку нужно помогать, в том числе многократным обращением внимания на отрабатываемый звук в бытовых ситуациях.

 

8.          Вы справитесь с любыми нарушениями в домашних условиях?
Нет. Некоторые тяжёлые речевые нарушения возможно компенсировать только в условиях речевого стационара или при медикаментозном сопровождении. 
 
9.           Совет родителям.
Как можно больше разговаривайте с ребенком. Пусть это даже будет беседа по типу «что вижу, о том пою». По дороге, в дороге, дома, обращайте внимания ребенка на окружающее, на природу. И как можно больше слушайте своего ребенка. Ваш интерес будет стимулировать желание ребенка рассказывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"

В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате

Применение ИКТ в работе с родителями детей с нарушениями речи или логопедическая помощь родителям в новом формате...

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей».

К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка....

консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...