Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Ракович Людмила Александровна

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного

                        возраста с речевыми нарушениями 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного

                        возраста с речевыми нарушениями

                                   

                                                                         

                                                                  Ракович Л. А., учитель-логопед

                                                        МБДОУ детский сад №11, г. Мценск

  Одной из важнейших задач обучения родному языку учащихся школ является формирование у них навыков грамотного чтения и письма. Что составляет материальную основу письменной речи, без которой процесс школьного обучения не будет успешным.

  Как показывают данные ряда авторов (О.Н. Правдиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой), значительное количество детей к моменту поступления в школу не овладевает правильным произношением всех звуков родного языка. Несформированность звукопроизношения у детей сопровождается отклонениями  в фонематическом развитии. Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, связано с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Такие нарушения являются серьезным препятствием в овладении детьми письмом и чтением.

Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений  у детей с нарушением фонематического восприятия именно в дошкольном возрасте  является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

  Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия,  

  Ряд ученых  Р.Ю. Левина, Н.А. Никишина, Г.А. Каше, Г.Е. Чиркина, А.В. Ястребова доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением и письмом.

  Исследования ряда педагогов, психологов, лингвистов ( Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия,  Ф.А. Сохина, Г.А. Тумаковой и др. ) показали, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова оказывает влияние  и на общеречевое развитие ребенка : на усвоение грамматического строя речи, словаря, артикуляции, дикции.  Навык чтения формируется после овладения ребенком слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова. По мнению Д.Б. Эльконина, чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели. Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа являются необходимыми предпосылками  для обучения грамоте дошкольника.

    Новорожденный ребенок еще не способен дифференцировать не только фонемы человеческой речи, но и другие звуки, различные по силе, высоте. Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) формируются постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки с 2-4 недель от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не предметное значение. К концу первого года жизни слово впервые служит орудием общения, ребенок начинает реагировать на звуковую оболочку слова. Далее фонематическое развитие происходит очень быстро, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). К концу второго года жизни ребенок различает все тонкости родной речи, понимает и реагирует на слова, отличающиеся одной фонемой (мишка- миска). Однако первичного фонематического слуха недостаточно для овладения навыками чтения и письма Необходимо развитие более высоких его форм, при которых возможно производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слова фонематическим восприятием, которое включает в себя три операции:

- умение определять линейную последовательность звуков в слове;

- умение определять позицию звука в слове;

- осознание или подсчет количества звуков в слове.

Действия звукового анализа не возникают  спонтанно. Дети овладевают этими действиями в процессе специального обучения связанного с обучением грамоте.

    Роль фонематического восприятия для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтением и письмом, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонематическим восприятием возникают  затруднения в овладении грамотой.

  Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к поверхностным, фрагментарным, не связанным в единую систему знаниям. Что не создает основы, на которой можно строить успешное обучение.

  Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка приводит к неправильному произношению их детьми. Кроме того, не дает возможности детям овладеть в нужном объеме словарным запасом и грамматическим строем речи, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

  Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием и проведение с ними логопедических занятий в дошкольном возрасте позволяет предотвратить неуспеваемость многих школьников.

  Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы. Это составная часть многих методов воздействия, используемых как на групповых, подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях. Начинать следует с освоения неречевых звуков, постепенно охватываются звуки речи, правильно произносимые детьми, а затем те, которые вновь ставятся (исправляются) и вводятся в самостоятельную речь. Одновременное проведение работы по развитию слухового внимания и слуховой памяти на первых занятиях, позволяет добиться более эффективных результатов развития фонематического восприятия.

  Логопедическая работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы включает в себя этапы:

1этап - узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют развитию слухового внимания и  слуховой памяти. Упражнения включают задания на распознание:

- звучащих инструментов (дудочка, свисток, губная гармошка колокольчик);

- звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шуршание бумаги);

- действий предметов (хлопанье, свист, скрип, стук, звуки транспорта и др.).

Проводятся игры на узнавание голосов товарищей, мелодий.

Упражнение №1. Различение на слух предметов по издаваемым звукам, без зрительной опоры.

Инструкция: послушай и запомни, как звучит каждая игрушка. Теперь отвернись, послушай еще раз и назови, что звучит.

На столе у логопеда перед ребенком находится несколько звучащих игрушек (колокольчик, погремушка, бубен, губная гармошка). Название каждого звучащего предмета проговаривается. Упражнение проводится  до достижения стойкого различения контрастных звуков.

Упражнение №2. Различение на слух звучаний предметов при выполнении действий сними.

Инструкция: сейчас я закрою предметы ширмой и буду что-нибудь  с ними делать, а ты расскажи о том, что услышишь.

Перед ребенком выставлены хорошо знакомые ему предметы (ножницы, карандаш, посуда с водой, бумага). Логопед режет или рвет бумагу, переливает воду из одной чашки в  другую, стучит карандашом  о чашку. Ребенок должен рассказать, что он услышал в силу своих речевых возможностей.

Упражнение №3. Воспроизведение ритмичного рисунка.

Инструкция: повтори за мной.

Отхлопывание, отстукивание или подача звука на любом инструменте (бубен, барабан).    

2 этап- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

Упражнение №1. Различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса.

Инструкция: отвернись и угадай, кто из детей тебя позвал.

Вначале ребенка зовут по ими, затем произносят короткое АУ.

Упражнение №2. Различение реплик по высоте звучания.

Инструкция: вспомни сказку «Три медведя». Я буду произносить предложения из сказки, а ты отгадай, кто говорит: Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка.

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?»

                                       «Кто ел из моей чашки?»

Произносятся поочередно разным по высоте голосом. Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз трех медведей (меняя по высоте голос).

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

Упражнение №1.Различение правильно и неправильно произносимых логопедом слов.

Логопед дает ребенку два кружка- красный и зеленый.

Инструкция: Я буду показывать картинку, и называть слова. Если ты услышишь правильное название того, что изображено на картинке, то поднимешь зеленый кружек, если неправильно- красный.

Лексический материал:

Альбом             баман             къетка

Айбом               паман            клетка

Аньбом             банан             тлетка

Альпом             банам             кветка

Альмом             ваван             клетка

Аотном             баван             клетта

Аблем               ванан             тлетка

Упражнение №2.Определение похожих по звучанию слов.

а) Инструкция: посмотри и назови парные картинки и скажи, похожи ли по звучанию два слова.

Лексический материал: лиса- коса             конфета- кубик

                                        колесо- полено     миска- маска

                                        бегемот- танк        ком- дом

б) Инструкция: назови предметы, изображенные на картинках, и соедини те из них, названия которых звучат похоже.

Лексический материал: картинки на листе бумаги.

галка, пакет, суп, бак, мак, венок, дуб, звонок.

Упражнение №3. Воспроизведение рядов слов.

Мак- бак - так         ком- дом- дым

ток- тук - так          нитка- ватка- ветка.

4 этап -  дифференциация слогов.

Упражнение №1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Инструкция: повтори за мной.

Та – та – та         па – па – па 

Та – та - та           па – па – па

Упражнение №2 а) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками.

Инструкция: повтори за мной.        

Та – то – ту              во – вы - ву

Ты – та – то             ва – ву - во

б) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

Та – ка – па            ка – фа – га           на – ва – ба          

Па – ка – та            фа – ка – ха          ма – на – ва

5 этап – дифференциация фонем. На этом этапе путем специальных упражнений дети учатся различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам - акустическим и артикуляционным.       

Упражнение №1. Выделение одного из гласных звуков.

Инструкция: я буду называть ряд звуков, а ты хлопни в ладоши (подними символ звука), когда услышишь звук А (У, И, Ы, Э).

Аналогично упражнение проводится и с согласными звуками.

6 этап – формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова.

  Фонематический анализ предполагает, как элементарные,  так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение звука на фоне слова, которое при нормальном речевом и психическим развитии появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение первого или последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука)- появляется у детей лишь в процессе специально обучения.

  Развитие навыков фонематического анализа осуществляется постепенно. В начале работы с опорой на материализацию (графические схемы слова, звуковые линейки, фишки), на речевое проговаривание (при назывании слова). На заключительном этапе выполнение задание происходит без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагают выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5.Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Умение слышать каждый звук в слове, знать из каких  звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.