занятие по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хрипунова Анастасия Анатольевна

данный материал поможет в игровой форме закрепить слоговую структуру речи и способствовать  развитию фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-7 лет) с элементами театрализации «В волшебной стране скороговорок».

Тема: “В волшебной стране скороговорок”

Цели:

Коррекционные:

совершенствовать звуко-слоговую структуру слов на материале скороговорок, звуко-слоговой анализ и синтез. Развивать координацию речи и движений, чувство ритма, дикцию.

Обучающие: развивать диалогическую и монологическую речь, коммуникативные способности.

Воспитательные: развивать творческую активность, эмоциональное восприятие и мимикуПоддерживать интерес к скороговоркам.

Оборудование: фонограмма – голоса птиц, шум леса, костюмы Мальвины, Буратино, “волшебный клубок”, грецкие орехи, “волшебная клумба”, пальчиковый бассейн, сувениры-игрушки, коробка со скороговорками.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Развитие диалогической речи.

Лес, школьная доска. Буратино около парты, подгруппа детей вместе с логопедом сидят на стульях сбоку, фонограмма – шум леса, голоса птиц.

Мальвина заходит: Доброе утро и солнцу, и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!

Здрав – ствуй, Бу – ра – ти – но (произносит по слогам, отхлопывает слоги, берётся за юбочку и кивком головы приветствует).

Буратино: Здрав – ствуй, Маль – ви – на (произносит по слогам, отхлопывает слоги, ставит руки на пояс, приветствует и садится за парту).

Мальвина: Итак, займёмся азбукой. К- О-Т. Какое слово я произнесла?

Буратино: Кот.

Мальвина: Подели слово “кот” на слоги.

Буратино: Кот (отхлопывает слоги).

Мальвина: Сколько раз ты хлопнул?

Буратино: Я хлопнул один раз, потому что в слове “кот” один слог.

Мальвина: Правильно. Расскажи скороговорку про кота по слогам, говори чётко, хорошо шевели губами.

Буратино: Ле – же – бо – ка ры – жий кот от – ле – жал се – бе жи – вот (закрывает лицо весёлой маской – рожицей).

Мальвина: Буратино, Вы ужасный шалун. Вы должны быть наказаны (опускает голову, расстроилась).

II. Сообщение цели занятия. Мимическая зарядка.

Логопед с детьми: Здесь живут Хмурилки? (лицо – недовольное, брови сведены)

Буратино с Мальвиной: Здесь живут Хмурилки (мимика – недовольная, брови сведены)

Дети: Здесь живут Дразнилки? (Дразнятся)

Буратино с Мальвиной: Здесь живут Дразнилки. (Дразнятся)

Дети: Здесь живут Смешилки? (улыбаются.)

Буратино с Мальвиной: Здесь живут Смешилки? ( улыбаются)

Дети: Здесь живут Страшилки? (показывают страшную рожицу)

Буратино с Мальвиной: Здесь живут Страшилки (показывают страшную рожицу)

Дети: И носики Бибки? (показывают кончик носа)

Буратино с Мальвиной: И носики Бибки (показывают кончик носа)

Дети: Где ваши улыбки? (Улыбаются, пальчики на щеках)

Буратино с Мальвиной: Вот наши улыбки (Улыбаются, пальчики на щеках)

Логопед и ребята: Здрав – ствуй – те, ре – бя – та (произносят по слогам, отхлопывают слоги).

Буратино и Мальвина: Здрав – ствуй – те (произносят по слогам, отхлопывают слоги).

Логопед: Ребята, вы узнали, кто вас приветствует?

Ребята: Буратино и Мальвина.

Логопед: (Слышится скороговорка “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь…”). Ребята, мы с вами в сказочной стране. Здесь живут скороговорки. Сегодня мы с вами встретимся со скороговорками, будем играть со словами и делить их на слоги. Поможет нам в этом волшебный клубочек. А сейчас:

III. Комплексная артикуляционная и пальчиковая разминка под фонограмму.

- дети делают вдох через нос – руки вытягивают ладонями вперёд,

выдох – тянут звук [О], руками рисуют круги;

– упражнение “Крокодил”:

открывают и закрывают рот – руки вытягивают вперёд с соединенными запястьями и разведёнными кистями;

– упражнение “Качели”:

поднимают и опускают язычок к верхней и нижней десне – кисти рук при этом поднимаются вверх и опускаются вниз;

– упражнение “Часики”:

руки ставят перед собой ладонями вперёд, пальцы прижаты друг к другу. Язык и кисти рук выполняют движения вправо-влево;

– упражнение “Щёлканье”:

дети одновременно с щёлканьем языка поочередно сжимают и разжимают кулачки то правой, то левой руки;

– упражнение “Дятел” ( дД – дД – дД, ддД – ддД – ддД);

– проговаривание слоговых рядов (пальцы рук поочерёдно

соединяются с большим пальцем):

ТВАМ – ТВОМ – ТВУМ – ТВЫМ

СКАМ – СКОМ – СКУМ - СКЫМ

КНАМ – КНОМ – КНУМ – КНЫМ

ПЛАМ – ПЛОМ – ПЛУМ – ПЛЫМ

ВТАМ – ВТОМ – ВТУМ - ВТЫМ

ТПАМ – ТПОМ – ТПУМ – ТПЫМ

ПНАМ – ПНОМ – ПНУМ – ПНЫМ

– угадывание нормативного слова (по картинкам)

МАСОВАР – САМОВАР

РАСАФАН – САРАФАН

НАНАНАСЫ – АНАНАСЫ

КОШОЛАД – ШОКОЛАД

ЧАШАК – ЧАШКА

ДЕВОРО – ДЕРЕВО

ГЕБЕМОТ – БЕГЕМОТ

ПИНИНО - ПИАНИНО

МАСОЛЁТ – САМОЛЁТ

ПУМЕЛЁТ – ПУЛЕМЁТ

IV. Ритмическая гимнастика “Белка” под музыку. Развитие чувства ритма, голосового диапазона.

Логопед: Какое красивое дерево, а кто в дупле?

Ребята: (дети проговаривают стишок и отстукивают скорлупками грецких орехов его ритм).

Каждый день без всякой спешки
Я в дупле грызу орешки.
Щёлк-щёлк-щёлк щёлк-щёлк-щёлк
Щёлк-щёлк-щёлк щёлк-щёлк-щёлк

Я печальной не бываю,
Веселюсь и напеваю -
ля-ля-ля ля-ля-ля
Я печальной не бываю,
Веселюсь и напеваю -
ля-ля-ля ля-ля-ля

Всем видна моя сноровка,
Я скачу по веткам ловко.
Скок-скок-скок скок-скок-скок
Скок-скок-скок скок-скок-скок

Я печальной не бываю,
Веселюсь и напеваю -
ля-ля-ля ля-ля-ля

V. Совершенствование звукослоговой структуры слова, координации речи и движений, формирование правильного зрительного отслеживания предметного ряда, закрепление представлений о схеме тела.

Логопед: У меня есть волшебный клубочек. Ой, куда он катится?

Ребята: К клумбе.

Логопед: Клумба волшебная, она запоминает все скороговорки, которые ей рассказывают. Вспомни скороговорку про Фому и Епифана, Семён. Говори чётко, хорошо шевели губами.

Семён: Фоме и Епифану обещали по кафтану,

А о Вавиле и вовсе забыли.

Логопед: Расскажи скороговорку про Греку, Лиза.

Лиза: Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Логопед: Послушаем Алю.

Аля: Цыплята просят проса,

Цыплятам на подносе

Выносит просо Фрося.

Все косы Фроси в просе.

Логопед: Расскажи про Полю, Ульяна.

Ульяна: В поле Поля – Полюшка

Полет поле полюшко.

Логопед: Буратино, Мальвина, а какие вы знаете скороговорки?

Мальвина: На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Буратино: Заяц косой сидит за осокой травой,

Видит косой, как девушка с косой косит траву косой.

Логопед: Гости волшебной страны не только рассказывают скороговорки, они ещё сажают на клумбу скороговорки. Посадим на клумбу скороговорку про Маланью – болтунью. Проговорим ее чётко, хорошо двигаем губами, чтобы клумба услышала все звуки и слоги.

Ребята: Маланья – болтунья молоко болтала, болтала, болтала, выболтала.

Логопед: Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?

Ребята: Звук [ Л].

Логопед: Прохлопаем скороговорку по слогам.

Дети: Ма – ла – нья бол – ту – нья мо – ло – ко бол – та – ла, бол – та – ла, бол – та – ла, вы – бол – та – ла.

Логопед: Посадим скороговорку по слогам слева направо левой ручкой, на каждый слог по одному цветку.

Ребёнок: Ма – ла – нья (на каждый слог сажает один цветок левой рукой слева направо, и так с каждым словом по очереди).

Логопед: Ещё раз вспомним, где левая и где правая рука. Выполним упражнение “Две руки”.

У меня есть две руки: правая и левая! (Хлопают в ладоши, показывают то правую, то левую руки)

Они очень сильные: и правая, и левая! (Сжимают и разжимают кулачки, затем показывают то правую, то левую руки)

Они очень дружные: и правая, и левая! (разводят пальчики в стороны и соединяют, затем показывают поочередно то правую, то левую руки)

Очень, очень нужные: и правая, и левая! (шевелят пальчиками, затем показывают поочередно то правую, то левую руки)

VI. Развитие диалогической и монологической речи, совершенствование звукослоговой структуры слова.

Мальвина: А вы знаете, что самым первым собирателем скороговорок был Владимир Даль. Он собрал скороговорки и записал их в книге “Пословицы русского народа” (показывает иллюстрации).

Логопед: Скороговорки тренируют язычок, чтобы он стал гибким, чтобы все звуки произносил правильно, чтобы в школу вы пошли с чистой речью.

VII. Развитие тактильно-кинестетической памяти, мышления, чувства ритма.

Логопед: А теперь вставайте друг за другом. Сейчас я загадаю имя одного из вас, задам ритм слова по спине Ульяны, Ульяна отстучит этот ритм по спине Семёна, Семён передаст этот ритм Максиму и т. д. Первый в строю прохлопает этот ритм в ладоши. Затем все прохлопаем ритм и угадаем слово с этим ритмом (Бу-ра-ти-но).

Логопед: Молодцы, ребята, верно угадали.

VIII. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед: Ребята, волшебный клубочек просится в пальчиковый бассейн. Опустите руки в бассейн и нащупайте то, что вам очень понравится (дети вытаскивают из бассейна мешочек с подарками).

Логопед: Ребята, здесь подарки, их приготовили вам жители страны скороговорок. Этот сувенир тебе, Семён, ты сегодня был очень внимательный и следил за своей речью. Аля, этот сувенир тебе, чётко произнесла все звуки в скороговорке. Лиза, этот сувенир тебе, ты все слова правильно делила на слоги. Ульяна, этот сувенир тебе, ты громко проговорила скороговорку, ни разу не ошиблась. Вы молодцы.

А эти подарки вам, Буратино, Мальвина. Спасибо вам, что сегодня были с нами, , спасибо клубочку за интересное путешествие, мы вас очень любим (получают сувениры, благодарят).

Логопед: Наше путешествие в волшебную страну скороговорок подходит к концу. Попрощаемся с нашими любимыми сказочными героями.

Ребята: До сви – да – ни – я, до ско – рой встре – чи (произносят по слогам, отхлопывают каждый слог).

Буратино и Мальвина: До сви – да – ни – я, е – щё у – ви – дим – ся (произносят по слогам, отхлопывают каждый слог).

Желаем успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...