Конспект проведения логопедического занятия в подготовительной группе "Интересное путешествие муравья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Васянина Екатерина Леонидовна

Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

 «Интересное путешествие муравья»

Подготовила и провела учитель-логопед  ГБДОУ № 135 Васянина Е. Л.

Цель: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках.

Задачи:

- активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;

- развивать умение выделять, подбирать характерные признаки насекомых;

- закреплять навык звукового анализа;

- совершенствовать грамматический строй речи, согласовывать существительные с числительными; образовывать сложные слова - прилагательные;

- совершенствовать навык слогового анализа слов;

- учить отвечать на вопросы полным предложением;

- закреплять умение  составлять простые распространенные предложения;

- продолжать развивать умение отгадывать загадки;

- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

плакат «Лесная полянка», силуэты насекомых для полянки, звуковые дорожки, цифры от 2 до 6, картинки с изображением насекомых, силуэтные изображения цветов красного, жёлтого, синего цветов, кроссворд, зашифрованные названия насекомых в виде писем, простые карандаши, полоски для составления схем предложений, мяч.

Ход.

  1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Встали дети дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (выполнение движений по тексту)

- Скажите мне, пожалуйста, какое время года наступило на улице? ( На улице наступила весна.) Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).

- А вот,  послушайте загадку:

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно –

Больше плотника оно.

- Это муравей. Как вы догадались? (ответы детей).  Подождите, он мне что – то шепчет. Оказывается, муравьишка заблудился и хочет вернуться домой. А вы знаете, как называется дом муравьев? Муравейник. А на что он похож, как выглядит? Верно, большая куча из иголок, мелких веточек и сухих листьев. Поможем муравью? (Да.)  Чтобы помочь бедному муравьишке, нам придётся пройти длинный путь, выполнить много заданий, справитесь? (Да). Тогда, нам придётся отправиться на лесную полянку, вы готовы?

Отправляемся в поход,

Много нас открытий ждет.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

- Ребята, посмотрите, а вот и лесная полянка.  Присаживайтесь на стульчики. (На магнитной доске логопед вывешивает нарисованную полянку). Ой, да это настоящая карта. Мы с муравьишкой находимся вот здесь, а вот и муравейник, в который мы должны помочь ему вернуться. А я смотрю, мы здесь не одни, к нам присоединились друзья муравьишки. Кто это?  (Дети по силуэтам, нарисованных на полянке-карте  называют насекомых: бабочка, божья коровка, пчела, кузнечик, жук, стрекоза, шмель).  Как назвать их, одним словом? Каких насекомых вы знаете ещё?  (ответы детей). Скажите, чем они похожи? (у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми», у многих есть жало).

Какую пользу приносят насекомые?  (Насекомые приносят большую пользу:   - это корм для птиц, пчелы опыляют цветы,  дают мед, бабочки радуют своей красотой, божьи коровки и муравьи уничтожают тлю,  от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств;

Какой вред приносят насекомые?  (гусеницы поедают растения, комары кусают, мухи ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий, личинки майского жука поедают корешки растений).

- Да, ребята, вы всё верно сказали.  У вас на столах лежат конверты, откройте их и посмотрите, что в них (в конвертах изображения насекомых с карты). Насекомые разбежались, надо вернуть их на карту. А чтобы это произошло надо про каждого насекомого отгадать загадку, вернуть это насекомое на своё место и выполнить задание.  Только тогда муравьишка сможет попасть домой. Готовы? Тогда в путь.

Задание 1.  «Разноцветные ромашки».

(Совершенствование навыка слогового анализа слов.)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером  узорным машет.  (Бабочка).

- Это  задание от бабочки. (Ребёнок, у которого в конверте оказалось изображение бабочки, возвращает его на карту, по силуэту. И так дальше с  каждым насекомым).

Логопед на магнитной доске закрепляет три плоскостных изображения цветов.

-  Эти ромашки называются космея. Вам нужно посадить на розовую ромашку тех насекомых, в названиях которых один слог (шмель, жук); на жёлтую — тех, в названиях которых два слога (оса, пчела, комар, муха); на голубую — тех, в названиях которых 3 слога (бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик).

Задание 2. Игра с мячом «Скажи, одним словом»

Ой, что за насекомое,

Пока что незнакомое?!

Вперед ползет, не пятится,

На нём в горошек платьице.  (Божья коровка).

- Это задание от божьей коровки.  (Логопед предлагает детям встать в круг).

Я буду бросать вам мяч, и говорить предложение, а вы должны будете закончить предложение нужным словом и проговорить предложение, которое получилось.

У бабочки пёстрые крылья, поэтому она пестрокрылая.

У стрекозы большие глаза, поэтому она большеглазая.

У таракана длинные усы, поэтому он длинноусый.

У бабочки большие крылья, поэтому она большекрылая.

Муравей любит трудиться, поэтому он трудолюбивый.

Пчела носит мёд, поэтому она медоносная.

У жука чёрная голова, поэтому он черноголовый.

Задание 3.  «Считай и называй»  (согласование числительных с существительными).

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.  (Пчела).

- Это задание от пчелы.

 Каждый ребенок подходит к столу, выбирает любую картинку с изображением  насекомого и цифру от 2 до 5. Затем, составляет предложение, обязательно добавив к названию своего насекомого слово - признак: «У меня три трудолюбивых муравья» и т.д.

Задание 4. «Зашифрованные письма» (совершенствование навыка чтения).

Летит вертолёт мимо топких болот,

 Таращит глазищи-глаза.

 Прозрачные крылья на солнце блестят,

 Лягушки поймать вертолёт норовят.   (Стрекоза)

 - А вот стрекоза приготовила для вас очень сложное задание. В этих письмах   зашифрованы названия насекомых, которые не смогли сегодня принять участие в нашем путешествии, и вам передают привет. Расшифруйте, кто прислал вам письма (муха, комар, оса, гусеница, таракан, клоп).

Задание 5. «Звуковые дорожки»  (совершенствование  навыков звукового анализа).

У него серьёзный вид,

Он усатый, деловит:

 Вместе с солнышком встаёт,

 Из цветка росинки пьёт,

 Дом и деток защищает,

 А когда куда летает -

 Издаёт жужжащий звук

 Луговой крылатый ...(Жук)

 - Насекомые  разбежались по полянке, но у каждого есть своя дорожка, вы должны посадить насекомого на свою дорожку, которая составлена из звуков названия этого насекомого.  (Дети выполняют задание, логопед каждому даёт дополнительное задание: назвать первый и последний звук в своём слове, количество слогов, назвать только гласные звуки, первый слог и т.д.).

- И с этим заданием вы справились! А вот прежде, чем приступить к выполнению следующего задания, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Лого ритмическое упражнение «Дружные муравьи» 

От друзей муравьишка отстал,    прижимаем ладони к щекам, качаем головой.

  Опоздал он и очень устал,

  В муравейник скорей побежал,      бег на месте.

 Но друзей он своих не догнал,    прижимаем ладони к щекам, качаем                       головой.

 Ну а солнце за лес уж зашло,       присели.

 Стало страшно и очень темно,    обхватили себя руками.

 Хорошо, что друзья помогли,     берёмся за руки, раскачиваем их вверх – вниз.  

 Муравьишку домой привели.

Задание 6.  «Составь предложение»  

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом  в цвету.

Он – гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.   (Кузнечик).

-Кузнечик приготовил для вас тоже очень интересное задание.

- Вспомните, пожалуйста, каких насекомых каждый из вас вернул на карту и куда. Вам нужно будет про этого насекомого придумать предложение (карта вам поможет) и составить схему к своему предложению. (У каждого ребёнка на столе лежат полоски для выкладывания схем.  Дети произносят свои предложения, называют количество слов в нём, проверяют схему).

Задание 7. «Реши кроссворд»

Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий мёд.    (Шмель)

- А вот шмель предлагает вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое сегодня нам с вами помогло пройти этот нелёгкий путь. (Ключевое слово в кроссворде – дружба; вопросы к кроссворду составлены по приметам о насекомых).

8. Подведение итогов.

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Все задания выполнены и муравьишка смог вернуться в муравейник к своей семье. А вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Кто нам помогал в путешествии? Можно ли уничтожать насекомых? Почему?   Все они вместе – маленькие жители планеты и их надо беречь.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки.

Природа-мать им жизнь дала,

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути-

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой.

- Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы  - молодцы!

 - И на память о нашем путешествии муравьишка  дарит  вам вот такие раскраски. Дома или в группе вы можете раскрасить  насекомых, которых  выберите сами. Ребята, спасибо за занятие!

Вопросы к кроссворду:

  1. Чем является муравейник для муравья? (дом)
  2. Если появляется много этих насекомых, тогда говорят, что лето будет сухое? (стрекоза)
  3. Когда эти насекомые замолкают, то говорят, что это к грозе? (кузнечик)
  4. Чем больше это насекомое, тем больше счастья он приносит? (жук)
  5. Если это насекомое сядет к кому-нибудь на голову, значит  скоро, будет встреча со старым другом? (бабочка)
  6. Будет хороший клёв у рыбака, если это насекомое сядет к нему в лодку? (пчела)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе "Путешествие в сказочный лес"

Данное занятие поможет автоматизировать звук "С"в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях,  обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Закрепить умение детей образовы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьев"

Занятие напавлено на обобщение представлений детей о многообразии насекомых. Детям предложены упражнения с целью обучения называть насекомых, различать их. На занятии используются игровые моменты, худ...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Конспект интегрированного логопедического занятияв  подготовительной группе «Путешествие в сказку»...

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 1 «Тополёк»    Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе«Путешествие в с...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в цирк» для детей с ЗПР с использованием ЭОР

Конспект логопедического занятия  в подготовительной группе «Путешествие в цирк» для детей с ЗПР с использованием ЭОРКонспект логопедического занятия  в подготовительной гру...

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в лес"

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему "Путешествие в лес".Цель: Формирование навыка словообразования....