Фонетико-фонематическое нарушение речи.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Блохина Светлана Вячеславовна

Что такое Фонетико-фонематическое нарушение  речи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ffnr.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетико-фонематическое нарушение речи у ребёнка РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Слайд 2

Что такое фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР)? " У вашего ребенка нарушение фонематического слуха ", - говорит Вам логопед. "Но мой ребенок слышит хорошо ", - недоумеваете Вы. Дети с ФФНР – это дети с нормальным физическим слухом и интеллектом , у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

Слайд 3

Фонематический слух - основа для понимания смысла сказанного Ведь , заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса» , « дом-ком » , «крыса-крыша» , «бочка-почка» . Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух , что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись .

Слайд 4

Коррекция ФФНР Начальное , а потому самое важное звено в коррекционной работе над ФФНР – развитие фонематического слуха . Принято выделять пять основных этапов данной работы. В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа, в которые Вы можете играть со своим ребёнком.

Слайд 5

I этап - Узнавание неречевых звуков Игра «Что звучало?» На столе – несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. Вы просите ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти). Игра «Угадай, что я делаю?» Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, Вы выполняете с ними определённые действия: режете бумагу, сминаете бумагу рукой, переливаете воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого Вами действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала Вы производите действие, потом — ребёнок и т.д.

Слайд 6

II этап - Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов , слов, фраз Игра «Узнай по голосу » В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы , например, АУ. Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом. Игра «Эхо » Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав !, корова мычит: мууу !, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой. Игра «Скажи, как я » Вы произносите один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просите ребёнка повторить за ним.

Слайд 7

III этап - Различение близких по звуковому составу слов Игра « Светофорчик » У ребёнка – красный и зелёный кружки. Вы показываете ребёнку картинку, и просите его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам . Далее Вы громко, медленно произносите слово – название картинки. Игра «Исправь ошибку» Вы предлагаете ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.

Слайд 8

IV этап - Различение слогов Игра « Повторюшки » Вы предлагаете ребёнку повторить за Вами слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та , та-та-та, та-та-та ; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до , вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными : та-ка-па , ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба , та-да , ка-га ; па-ба-па , та-да-та , ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими : па-пя , по-пё , пу-пю , пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма , на-фна , та-кта и т.д. Игра «Сигнальщик» Вы просите ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда он услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па , фа-ва-фа-фа и т.д.

Слайд 9

V этап - Различение фонем На этом этапе нужно объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков и с ними можно поиграть Игра «Отгадай, кто это?» Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: « зззз », ветер воет так: « ууу », жук жужжит так: « жжж », вода из крана льётся так: « ссс » и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт. Игра «Поймай звук» Вы несколько раз произносите звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносите звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не « сэ », а «с»).

Слайд 10

Регулярно занимаясь с ребёнком дома (по указаниям логопеда), играя в представленные игры, В ы сможете добиться отличн ы х результатов в развитии фонематического слуха у ребёнка, а, значит, процесс коррекции ФФНР пойдёт намного быстрее и вскоре Вы услышите ПРАВИЛЬНУЮ РЕЧЬ своего ребёнка, которая станет залогом успешного освоения грамоты и чтения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...