Логопедическое развлечение для детей подготовительной группы"Якутия- мой край родной!"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лазарева Оксана Борисовна

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с целью развития связной речи, совершенствования лексико-грамматических сторон речи, обогощения пассивного и активного словаря по лексической теме: "Якутия- мой край родной!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Моя Якутия».

Цель:

формирование у воспитанников представлений об особенностях природы республики Саха (Якутия), разнообразии животного мира, познакомить воспитанников с некоторыми традициями коренных народов республики.

Задачи:

Коррекционные:

 Развивать у детей познавательный интерес, любознательность, активность, память у старших дошкольников.

Образовательные:

Актуализировать знания по теме «Животные наших лесов», обогатить предметный, глагольный словарь;  развивать способность употреблять притяжательные прилагательные от существительных.

Воспитательные:

 Развивать интерес к изучению родного края, национальной культуре. Воспитывать чувства гордости, любви к родному городу. Развивать умение слушать, анализировать, вступать в диалог.  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы: презентация, государственная символика Якутии (герб, флаг), компьютер, музыкальный центр, народные якутские предметы быта, фотографии национальных костюмов, якутские сувениры.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, свежий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую! 

Играет якутская народная музыка. Начинается показ слайдов.

Скажите, в каком краю мы с вами живём?  Всё верно, мы живём в республике Саха (Якутия) Посмотрите на карту, какую площадь занимает Якутия. Она велика! (слайд 1)

Ребята я вам хочу прочитать очень красивое  стихотворение о нашем родном крае:

"Край любимый"

Над тайгою солнце светит,

В глубине шумит река,

А по небу гонит ветер

Золотые облака.

Косолапый мишка ходит,

Мнёт зелёную листву,

По кустам олени бродят,

Щиплют ягель и траву.

Я люблю твои просторы,

Край якутский, край родной,

Где леса, поля и горы

Покоряют красотой.

Будь всегда таким красивым,

Яркой звёздочкой гори,

Край якутский, край любимый

Вечно в памяти живи!

автор Татьяна Демина

Логопед: Понравилось вам стихотворение? Скажите, а какие слова вам знакомы, а какие не знакомы? (ягель, просторы, покоряют красотой)

Анализируем с детьми стихотворение

Логопед: Наша Республика ребята очень большая, и в ней много городов: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск,город Нерюнгри! (слайд)

Есть в нашей республике много рек. Самая большая из всех река Лена (слайд 2)

Ребята, наша Якутия,
богата разными животными.
Все они, каждый из них,
Ходят по разным местам, 
Питаются по-разному, 
У всех у них есть маленькие детишки,
Дом у них лес, норки, гнезда, берлога.
Все жители леса,
Будь они мелкие или крупные,
Совсем не боятся холода и зимы.
Они очень ловкие, быстрые,
А есть и медлительные.
Они меняют свой расцвет 
И летом и зимой.
Родившиеся в суровых лесах,
Умеют поберечь себя от холода,
Ищут укрытия в норках, берлогах.
Всегда в поисках еды
Трудолюбивы они. 
Они не боятся суровой зимы. (слайд 3)

Логопед:  (слайд 5) Месяц ноябрь в Якутии известен как месяц Байаная. Сегодня к нам в гости пришел дедушка Баай Байанай. Он – дух природы, нашей тайги. В нашем лесу живут много-много разных животных. Скажите, дети, каких животных вы знаете, обитающих в наших лесах? (Ответы детей.) Они – все дети духа природы Байаная. А все эти сказанные животные – жители леса.

(Показ слайдов.)

Дедушка Байанай хочет знать, насколько хорошо вы знаете его лесных зверят. Он хочет загадать вам загадки, ребята, вы готовы их разгадать?

Логопед: Сейчас я вам буду загадывать загадки, вы ведь любите их разгадывать?

  1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
  2. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит кору кустов. (Заяц.)
  3. Хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый, по деревьям лазит, да орешки грызет. (Белка.)
  4. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! (Лиса.)
  5. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой, в лютый мороз, спит в избушке снеговой. (Медведь.)
  6. Шерстка как щетинка,

            Вздыбилась на спинке,

            Все зубами щелк да щелк

            Ходит,бродит серый…..? (Волк.)

  1.  Ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось.)
  2. По веткамм бегает и орехи грызёт, а не белка,
  3. На спине полоски, но не тигр. (Бурундук)

 Байанай очень рад, что вы все быстро отгадали его загадки.

Физ. минутка.

Дедушка Баайанай хочет с вами поиграть

Проводится игра  «Угадай, кто голос в лесу подаёт?»

 (Звучат аудиофайлы- звуки разных животных якутской тайги)

Игра «Чей хвост? Чьи уши? Чья морда?» 

Дети отвечают: медвежья, лисья, заячья, беличья….

Ребята, скажите, а чем занимаются коренные народы Якутии с давних времён: (слайд)

- ловят рыбу. Мы назовем их …..рыбаками, рыболовами.

- разводят оленей. Мы назовём их …….оленеводами.

-охотятся на зверей. мы назовём их ………охотниками

Какую рыбу вы можете назвать? (слайд)

Какими должны быть охотники, рыбаки, оленеводы? (смелыми, храбрыми, ловкими, меткими)

Подвижная игра « Рыбалка»

Эстафета двух команд: «Проберись под берёзой, накинь петлю, передай эстафету».

Всем спасибо за веселье и смех, за огонь соревнований. Но все рыбаки и охотники должны знать обычаи тайги и охоты.

  1. Охотник не убивает много зверя. Он добывает лишь столько дичи, сколько нужно ему для  пропитания его семьи.
  2. Охотники ведут себя в тайге тихо, не кричат. Почему?
  3. Охотники не оставляют костер не затушенным. Почему?
  4. Дедушка Байанай очень любит сказки и поэтому, если охотники собираются вместе, то они рассказывают друг другу охотничьи рассказы, сказки, былины.

Когда вы вырастите и тоже, возможно, станете охотниками и рыбаками или просто будете ходить в лес, следуйте и чтите обычаи предков. Тогда Байанай не заставит вас возвращаться домой  с пустыми руками. Тогда каждый из вас будет свободно дышать и наслаждаться природой, жить и знать законы тайги, гордиться своим краем!



Предварительный просмотр:

Тема: «Моя Якутия».

Цель:

формирование у воспитанников представлений об особенностях природы республики Саха (Якутия), разнообразии животного мира, познакомить воспитанников с некоторыми традициями коренных народов республики.

Задачи:

Коррекционные:

 Развивать у детей познавательный интерес, любознательность, активность, память у старших дошкольников.

Образовательные:

Актуализировать знания по теме «Животные наших лесов», обогатить предметный, глагольный словарь;  развивать способность употреблять притяжательные прилагательные от существительных.

Воспитательные:

 Развивать интерес к изучению родного края, национальной культуре. Воспитывать чувства гордости, любви к родному городу. Развивать умение слушать, анализировать, вступать в диалог.  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование и материалы: презентация, государственная символика Якутии (герб, флаг), компьютер, музыкальный центр, народные якутские предметы быта, фотографии национальных костюмов, якутские сувениры.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Давайте поздороваемся со всем, что нас окружает.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, свежий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую! 

Играет якутская народная музыка. Начинается показ слайдов.

Скажите, в каком краю мы с вами живём?  Всё верно, мы живём в республике Саха (Якутия) Посмотрите на карту, какую площадь занимает Якутия. Она велика! (слайд 1)

Ребята я вам хочу прочитать очень красивое  стихотворение о нашем родном крае:

"Край любимый"

Над тайгою солнце светит,

В глубине шумит река,

А по небу гонит ветер

Золотые облака.

Косолапый мишка ходит,

Мнёт зелёную листву,

По кустам олени бродят,

Щиплют ягель и траву.

Я люблю твои просторы,

Край якутский, край родной,

Где леса, поля и горы

Покоряют красотой.

Будь всегда таким красивым,

Яркой звёздочкой гори,

Край якутский, край любимый

Вечно в памяти живи!

автор Татьяна Демина

Логопед: Понравилось вам стихотворение? Скажите, а какие слова вам знакомы, а какие не знакомы? (ягель, просторы, покоряют красотой)

Анализируем с детьми стихотворение

Логопед: Наша Республика ребята очень большая, и в ней много городов: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск,город Нерюнгри! (слайд)

Есть в нашей республике много рек. Самая большая из всех река Лена (слайд 2)

Ребята, наша Якутия,
богата разными животными.
Все они, каждый из них,
Ходят по разным местам, 
Питаются по-разному, 
У всех у них есть маленькие детишки,
Дом у них лес, норки, гнезда, берлога.
Все жители леса,
Будь они мелкие или крупные,
Совсем не боятся холода и зимы.
Они очень ловкие, быстрые,
А есть и медлительные.
Они меняют свой расцвет 
И летом и зимой.
Родившиеся в суровых лесах,
Умеют поберечь себя от холода,
Ищут укрытия в норках, берлогах.
Всегда в поисках еды
Трудолюбивы они. 
Они не боятся суровой зимы. (слайд 3)

Логопед:  (слайд 5) Месяц ноябрь в Якутии известен как месяц Байаная. Сегодня к нам в гости пришел дедушка Баай Байанай. Он – дух природы, нашей тайги. В нашем лесу живут много-много разных животных. Скажите, дети, каких животных вы знаете, обитающих в наших лесах? (Ответы детей.) Они – все дети духа природы Байаная. А все эти сказанные животные – жители леса.

(Показ слайдов.)

Дедушка Байанай хочет знать, насколько хорошо вы знаете его лесных зверят. Он хочет загадать вам загадки, ребята, вы готовы их разгадать?

Логопед: Сейчас я вам буду загадывать загадки, вы ведь любите их разгадывать?

  1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
  2. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит кору кустов. (Заяц.)
  3. Хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый, по деревьям лазит, да орешки грызет. (Белка.)
  4. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! (Лиса.)
  5. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой, в лютый мороз, спит в избушке снеговой. (Медведь.)
  6. Шерстка как щетинка,

            Вздыбилась на спинке,

            Все зубами щелк да щелк

            Ходит,бродит серый…..? (Волк.)

  1.  Ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось.)
  2. По веткамм бегает и орехи грызёт, а не белка,
  3. На спине полоски, но не тигр. (Бурундук)

 Байанай очень рад, что вы все быстро отгадали его загадки.

Физ. минутка.

Дедушка Баайанай хочет с вами поиграть

Проводится игра  «Угадай, кто голос в лесу подаёт?»

 (Звучат аудиофайлы- звуки разных животных якутской тайги)

Игра «Чей хвост? Чьи уши? Чья морда?» 

Дети отвечают: медвежья, лисья, заячья, беличья….

Ребята, скажите, а чем занимаются коренные народы Якутии с давних времён: (слайд)

- ловят рыбу. Мы назовем их …..рыбаками, рыболовами.

- разводят оленей. Мы назовём их …….оленеводами.

-охотятся на зверей. мы назовём их ………охотниками

Какую рыбу вы можете назвать? (слайд)

Какими должны быть охотники, рыбаки, оленеводы? (смелыми, храбрыми, ловкими, меткими)

Подвижная игра « Рыбалка»

Эстафета двух команд: «Проберись под берёзой, накинь петлю, передай эстафету».

Всем спасибо за веселье и смех, за огонь соревнований. Но все рыбаки и охотники должны знать обычаи тайги и охоты.

  1. Охотник не убивает много зверя. Он добывает лишь столько дичи, сколько нужно ему для  пропитания его семьи.
  2. Охотники ведут себя в тайге тихо, не кричат. Почему?
  3. Охотники не оставляют костер не затушенным. Почему?
  4. Дедушка Байанай очень любит сказки и поэтому, если охотники собираются вместе, то они рассказывают друг другу охотничьи рассказы, сказки, былины.

Когда вы вырастите и тоже, возможно, станете охотниками и рыбаками или просто будете ходить в лес, следуйте и чтите обычаи предков. Тогда Байанай не заставит вас возвращаться домой  с пустыми руками. Тогда каждый из вас будет свободно дышать и наслаждаться природой, жить и знать законы тайги, гордиться своим краем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое развлечение для детей подготовительной группы "В поисках азбуки"

Как в интересной и увлекальной форме закрепить знания, полученные детьми на занятиях по обучению грамоте? Логопедическое развлечение с интересным сюжетом и разнообразными заданиями поможет справится с...

Занятие для детей подготовительной группы: «Татарстан - мой край родной»

Ознакомление детей со своей Малой Родиной должно носить системный характер, то есть мы обеспечиваем взаимосвязь всех явлений и объектов, которые познает ребенок....

Развлечение для детей старшей группы "Цвети, мой край, родной"

Костюмированное развлечение для детей старшей группы с использованием презентации....

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Урал – наш край родной»

Конспект занятия для детей подготовительной группы...

Конспект открытого НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Якутия – мой край родной»

- Воспитание любви к своей стране через любовь к родному краю, через знакомство с ее историей, достопримечательностями.-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному ...