Главные вкладки

    Конспект выступления на семинаре для родителей по теме: «Общее недоразвитие речи – что это?»
    консультация по логопедии по теме

    Курилова Виктория Михайловна

    Конспект выступления на семинаре для родителей по теме: «Общее недоразвитие речи – что это?»

    Семинар проведен в 2013 г. на базе МДОБУ "Детский сад компенсирующего вида №33"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОБУ «Детский сад компенсирующего вида №33»

    Конспект выступления

    на семинаре для родителей

    по теме:

    «Общее недоразвитие речи – что это?»

    Подготовила:

    учитель-логопед Курилова В.М.

    г. Оренбург, 2013 г.

    Общее недоразвитие речи – что это?

    В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без отклонений от нормы. Если ребёнок не начинает говорить до двух – двух с половиной лет и особенно, если при этом, в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались различные отклонения, необходимо обратиться к неврологу, логопеду, детскому психологу. Нередко специалисты ставят деткам диагноз ОНР, то есть общее недоразвитие речи. Общее – значит, нарушены в той или иной степени все компоненты речи: лексика (как активный словарь, так и пассивный, то есть понимание речи), грамматика (изменение, согласование, образование слов), произношение (звукопроизношение, слоговая структура, звуконаполняемость слов, интонационная выразительность…). При этом слух и интеллект ребенка в норме.

    Речевая недостаточность при ОНР различна: от полного отсутствия речи до развернутых фразовых высказываний с нарушениями произношения и согласования слов. Принято выделять несколько уровней речевого недоразвития при ОНР.

    При I уровне ОНР активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и отдельных звуковых слогов («ись» - киска, «ака» - собака и т.д.). В речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди» - «киска сидит). Характерна многозначность употребляемых слов («Ись» - киска, мишка, муха и т.д.). При этом возможна замена наименования, предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола пить) может обозначать чашку, сок, воду, чай. А слово «дей» (дверь) – глаголы открыть, закрыть. Дети с первым уровнем развития речи при ОНР практически постоянно используют жесты и мимику и понимают обращённую к ним речь в знакомой ситуации. У таких детей, как правило, нарушены все группы звуков.

    При II уровне ОНР речевая активность ребёнка возрастает. В отличии от детей с первым уровнем ОНР , использующих односложные и частично двухсложные слова, дети со вторым уровнем речевого развития могут использовать трехсложные слова и частично четырёх сложные слова («асина» - машина. «ибуаська» - чебурашка и т.д.). Но при этом грубо нарушена слоговая структура слов («какоки» - калготки и т.д.). В активной речи дети используют простые предложения из 2-4 слов («Азятоит а тое» - Ваза стоит на столе). Также присутствуют грубые ошибки в использовании грамматики: пропуск предлогов, отсутствует согласование прилагательных с существительными, смешиваются падежные формы («Ем оська» - Ем ложкой). У детей со вторым уровнем ОНР значительно лучше развито понимание обращённой к ним речи, чем у детей с первым уровнем. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих, шипящих, сонорных и других звуков.

    III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и звукопроизношения. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. (нора-«дыра»)

    Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: «неневик»-снеговик, астобус»-автобус, добавление лишних звуков («мендведь»), усечение слогов («мисанел»- милиционер), перестановка слогов («восолики»-волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабыль», «тырава»).

    Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

    У детей с IV уровнем ОНР (ЛГНР или нерезко выраженное общее недоразвитие речи) нет грубых нарушений в звукопроизношении, имеется лишь недостаточно чёткое различение звуков в речи. Такие дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращение согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вяла артикуляция, как бы «каша во рту».

    Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – «вместо Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков (большой дом – вместо высокий дом). В грамматическом оформлении речи данных детей присутствуют ошибки в употреблении существительных винительного и родительного падежей множественного числа (Дети увидели медведев, воронов). Также присутствуют нарушения согласования прилагательных с существительными (Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком). Все ошибки, которые относятся к четвёртому уровню ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Хотя если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, дети выбирают правильный вариант ответа.

    Так почему при нормальном слухе и интеллекте, речь детей далека от нормы? Ответ на этот вопрос кроется во втором (медицинском) диагнозе, поставленном специалистами. Это может быть дизартрия, моторная, сенсорная или сенсомоторная алалия, ринолалия, неврозоподобное заикание. Что же означают эти загадочные слова?

    Дизартрия

    При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в "говорении": и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.

    Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена. Анатомическая близость расположения корковых двигательных и речевых зон, а также проводящих путей определяет то, что при дизартрии особенно часто вовлекаются в процесс двигательные системы мозга, и у ребенка наряду с речевыми нарушениями проявляются и двигательные расстройства различной степени выраженности.

    При дизартрии дефект мы можем не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает. Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.

    Диагноз выражается в разной степени тяжести. Самая сложная из форм: анатрия - полная неспособность говорить, владеть своим речевым аппаратом, дизартрия характерна для детей с ДЦП, чаще встречается стертая дизартрия. Логопедическая работа при дизартрии долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.

    Причинами возникновения дизартрии являются различные неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. К внутриутробной патологии приводят заболевания матери во время беременности (особенно обострения хронических заболеваний); инфекционные заболевания; токсикозы беременности; алкоголизм, наркомания. В момент рождения: затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод (если ребенок находится без воды более 10 часов), обвитие пуповиной и т.д; асфиксии (недостаток кислорода), родовые травмы, внутричерепное кровоизлияние и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, энцефалит и др.), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

    Алалия (моторная и сенсорная)

    Теперь о наиболее тяжелом речевом нарушении, которое так важно грамотно диагностировать, чтобы отделить от умственной отсталости, тугоухости и аутизма.
    Алалия у детей (как понятно из частицы отсутствия) - полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.

    И здесь хотелось бы напомнить, как от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки, этапы непростого речевого пути:
    - гуление,
    - лепет,
    - лепетный монолог,
    - отдельные слова,
    - фразы.
    Вот норма освоения речи.

    Другие варианты, как то отсутствие гуления или лепета, лепетные отрывки вместо слов , позднее формирование фразовой речи - родители! внимание! - это сигнал тревоги! - Он у нас сообразительный, потом заговорит,- успокаиваете вы себя, подчеркивая положительные стороны: малыш стремится к общению, он смышлен, любит конструировать, играет в сюжетные игры, то есть сильную невербальную сторону, но забываете, что задержка речи рано или поздно потянет за собой задержку познавательной сферы.

    Алалия словно маскируется, она неоднородна и многообразна и по своим механизмам, и причинам возникновения, проявлениям и по степени выраженности речевого дефицита.
    Различают две формы алалии у детей:

    - моторная алалия, когда ребенок понимает обращенную к нему речь; но произвольно, по образцу повторить не может, а став постарше и осознав свой дефект, усложняет проблему тем, что и не хочет пытаться. При моторной алалии наблюдается нарушение формирования программы моторного речевого акта. Поэтому при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата у ребенка не формируется «навык» произношения. Правильно выговаривая отдельные слоги и односложные слова, ребенок затрудняется в произнесении многосложных слов и предложений. У него отмечаются выраженные и стойкие нарушения слоговой структуры слов, с трудом формируются линейная последовательность и динамика речевой деятельности. При этой форме речевого недоразвития обычно также наблюдаются недостаточность понимания речи и нарушения речевого мышления. Но понимание речи при этой форме алалии более сохранно, чем возможность собственной моторной речи.

    - сенсорная алалия, когда происходит разрыв между смыслом и звуком, ребенок слышит некую звуковую окрошку, которая не закрепляет за предметами, действиями, миром, который его окружает, их словесного значения, что ведет к вторичному нарушению интеллекта. Нарушено формирование как сенсорной, так и моторной речи и всегда имеются выраженные нарушения слуховой памяти. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.

    Деление это условно, и на практике часто встречаются сочетания двух форм.

    У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание. Как при сенсорной, так и при моторной алалии необходимо наблюдение и лечение невропатолога.

    Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию. Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

    Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения при наличии органических дефектов в анатомии и физиологии речевого аппарата:

    • врожденные расщелины твердого, мягкого неба, верхней губы –то , что в народе называют "волчья пасть", "заячья губа". Из-за того, что ротовая и носовая полости совмещены (ОТКРЫТАЯ форма), в первые же часы жизни ребенка проблемой становится прием пищи, ему требуется раннее хирургическое вмешательство. В дальнейшем операции показаны в зависимости от величины и формы дефекта;
    • аденоидные разращения, искривление носовой перегородки, заращения носовых ходов – то что относится к ЗАКРЫТОЙ форме.

    Логопедические занятия с такими детьми должны начинаться как можно раньше, ведь результаты работы над устранением носового оттенка и правильным звукопроизношением после очередной операции обычно падают, но если у ребенка уже есть опыт, то речь у него восстанавливается быстрее.

    Дети с общим недоразвитием речи требуют комплексного подхода в коррекционной работе. Мы уже отметили, что помимо педагогического диагноза ОНР, они имеют также диагноз медицинский, то есть нуждаются в помощи не только педагогов, но и специалистов-врачей. Под современным комплексным подходом к преодолению общего недоразвития речи мы понимаем лечебно-педагогическое воздействие на неврологическое и психофизическое состояние ребенка со стороны разных специалистов.        У детей с алалией и дизартрией имеется недоразвитие или органическое поражение речевых отделов центральной нервной системы, и компенсировать это состояние без медикаментозного воздействия порой невозможно.

    Уважаемые родители!

    Не отказывайтесь от направления на различные исследования, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребёнку невропатолог. Прочитав аннотацию к препарату группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, вы отказываетесь от лечения, не задумываясь о том, что это может привести к направлению ребёнка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.
    Помогите своим детям!


    Сравнительная характеристика произношения у детей с алалией и с дизартрией

    Произношение звуков у детей с алалией

    Произношение звуков у детей с дизартрией

    1. Общая характеристика произношения звуков

    Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного аппарата
    Преимущественно фонематические нарушения, проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма
    Многие звуки, подверженные нарушениям (искажения, замены, пропуски), имеют одновременно правильное произношение
    Разнотипные нарушения звукопроизношения
    В нарушении звукопроизношения доминируют замены звуков

    Выраженное нарушение артикуляционного механизма
    Преимущественно характерны фонетические нарушения
    Изолированные звуки, подверженные нарушениям, не имеют одновременно и правильного произношения
    Однотипные нарушения произношения звука (только его искажение, замена или пропуск)
    В нарушении произношения доминируют искажения звуков

    2. Искажения звуков

    Искажение небольшого количества звуков
    Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков
    Для некоторых искажающихся звуков свойственно существование и правильной артикуляции

    Искажение большого количества звуков
    Искажение и сложных, и простых по артикуляции звуков
    Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение

    3. Замены звуков

    Замены артикуляторно сложных звуков
    Постоянные замены звука
    Разнообразные замены звука
    Взаимозамены звуков сравнительно часты

    Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков
    Постоянные замены звука
    Однообразные замены звука
    Взаимозамены звуков сравнительно редки

    4. Пропуски звуков

    Непостоянные пропуски
    Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков

    Постоянные пропуски
    Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Общее недоразвитие речи – что это? Выполнила учитель-логопед Курилова Виктория Михайловна

    Слайд 2

    Нарушены все компоненты речи: Лексика (словарный запас ребенка). Грамматика (изменение, согласование, образование слов). Произношение (звукопроизношение, слоговая структура слов, интонационная выразительность…).

    Слайд 3

    ОНР I уровень Активный словарь практически не сформирован (звукоподражания и отдельные слоги, фразы из двух лепетных слов). Многозначность слов (одно «слово» может обозначать разные предметы и действия). Постоянное использование жестов и мимики. Понимание обращенной речи в знакомой ситуации (обиходно-бытовой, как правило). Нарушено произношение всех групп звуков.

    Слайд 4

    ОНР II уровень Использование трехсложных и частично четырехсложных слов, слоговая структура нарушена. Простые предложения из 2-4 слов. Грубые нарушения грамматического строя речи: пропуск предлогов, смешение падежных форм, отсутствие согласования прилагательных с существительными и т.д.). Понимание обращенной речи развито значительно лучше (по сравнению с I ур . ОНР). В произношении отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих, шипящих, сонорных и других звуков.

    Слайд 5

    ОНР III уровень Появление развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития и нарушениями произношения. Использование распространенных предложений. Неточное использование лексических значений (кружка – чашка, брюки – штаны и т.д.). Затруднения при словообразовании (сок из яблок – яблочный; красил – покрасил, выкрасил; и т.п.). Смешение и искажение звуков, не стойкие замены звуков.

    Слайд 6

    ОНР IV уровень В результате коррекционной работы у детей нет грубых нарушений в звукопроизношении, но еще допускаются перестановки, замены и пропуски звуков и слогов в речевом потоке. Заменяются близкие по значению слова. Присутствуют грамматические ошибки. При предложении вариантов ответа дети выбирают правильный.

    Слайд 7

    Общее недоразвитие речи Дизартрия Неврозоподобное заикание Ринолалия Сенсомоторная алалия Моторная алалия Сенсорная алалия

    Слайд 8

    Дизартрия Нарушена передача импульсов от центральной нервной системы к органам артикуляции (сигнал направляется по адресу, но доходит неточно) Ограничена подвижность органов речи, изменен мышечный тонус (вялые, малоподвижные или наоборот, чрезмерно напряженные мышцы). Нарушено не только произношение звуков, но и темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание.

    Слайд 9

    Причины возникновения дизартрии Заболевания матери во время беременности (особенно обострения хронических заболеваний), инфекции, токсикозы беременности; алкоголизм, наркомания. Затяжные или стремительные роды, долгий безводный период, обвитие пуповиной, асфиксии (недостаток кислорода), родовые травмы, внутричерепные кровоизлияния. Инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек в раннем возрасте (менингит, энцефалит). Наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

    Слайд 10

    Алалия Следствие недоразвития или органического поражения речевых отделов коры головного мозга

    Слайд 11

    Этапы развития речи в норме: Гуление Лепет Лепетный монолог Отдельные слова Фразы

    Слайд 12

    Формы алалии: Моторная алалия: нарушение формирования программы моторного речевого акта. Недостаточность восприятия речи, нарушение речевого мышления. Сенсорная алалия: разрыв между смыслом и звуком, ребенок не закрепляет за окружающими предметами, действиями их словесного значения (что ведет к вторичному нарушению интеллекта)

    Слайд 13

    Причины возникновения алалии Интоксикации, нарушения кровообращения плода, хронические заболевания матери, угрозы выкидыша, падения и ушибы матери, влекущие за собой травматизацию плода. Стремительные или затяжные роды, асфиксия, родовые травмы и т.д. Травмы головы в раннем возрасте, менингит, энцефалит, инфекционный гепатит, длительно текущие соматические заболевания.

    Слайд 14

    Ринолалия Нарушение тембра голоса и звукопроизношения при наличии органических дефектов в анатомии и физиологии речевого аппарата. Врожденные расщелины твердого, мягкого неба, верхней. Из-за того, что ротовая и носовая полости совмещены (ОТКРЫТАЯ форма), в первые же часы жизни ребенка проблемой становится прием пищи, ему требуется раннее хирургическое вмешательство. В дальнейшем операции показаны в зависимости от величины и формы дефекта. Аденоидные разращения, искривление носовой перегородки, заращения носовых ходов – то что относится к ЗАКРЫТОЙ форме.

    Слайд 15

    Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

    В статье описываются варианты взаимодействия логопеда, родителей и других сотрудников ДОУ....

    Консультация для родителей по теме "Общее недоразвитие речи у дошкольников"

    Характеристика детей с ОНР. Особенности речи у дошкольников с ОНР....

    Методическая разработка «Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи»

    Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного вос...

    Консультация для воспитателей ДОУ, родителей Тема: Общее недоразвитие речи

    В консультации освещена проблема, речевого развития детей. Описано часто встречающееся нарушение: Общее недоразвитие речи, этиология, причины....

    Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»

    Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.         Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...

    ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь М И Р А».

    ПРОЕКТ « Это гордое слово Победа».Конспект открытого занятия  для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Тема: « Г О Л У Б Ь  М И Р А»....