Конспект НОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ставцева Татьяна Михайловна

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР "Путешествие в осенний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_osenniy_les.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель - логопед Ставцева Т.М.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

«Путешествие в осенний лес»

Образовательная область: речевое развитие.

Направление: формирование лексико-грамматических категорий  речи.

Программное содержание

Уточнение  знаний детей о лесе, о признаках осени.

Продолжение обогащения и активизации словаря (прилагательных) по теме:  осень (ранняя, золотая, поздняя, красивая, разноцветная, золотистая, изменчивая, дождливая, богатая, прекрасная, грустная, багряная).

Продолжение работы по расширению словарного запаса по теме:

Лес (огромный, густой, дремучий, красивый, печальный, осенний, хвойный, смешанный, багряный, яркий, сказочный, березовый, дубовый, сосновый, необходимый, зеленый).

Формирование  практического навыка образования родственных слов к слову лес суффиксально - префиксальным способом (подлесок, перелесок, лесок, лесник, лесничий, лесочек, лесные, Полесье).

Практическое использование навыка употребления предлога В в самостоятельной речи.

 Упражнение  в образовании относительных и качественных прилагательных (от  названий деревьев) существительных, в подборе слов - антонимов, в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнение в образовании  относительных прилагательных от слова «осень», согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже (осенний парк, осенние сапоги).

Формирование навыка образования существительных множественного числа родительного падежа (много листьев, деревьев).

Развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние вербально и мимикой (развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать  и полноценно переживать).

Развитие  умение слышать, выделять и называть выразительные средства языка. Формирование  интонационной выразительности речи.

Развитие эмпатии, воображения, внимания.

Развитие речевого дыхания.

Воспитание у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к природе.

Оборудование: экран, компьютер, слайды, елка, пень, осенние листья по количеству детей, мяч, корзины с ягодами, фруктами, овощами.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений:

«Унылая пора! Очей очарованье! А. С. Пушкина;

«Уж небо осенью дышало» А С. Пушкина;

«Лес, точно терем расписной…» И. А.Бунина.

«Осень наступила, высохли цветы». А. Н. Плещеев.

« Нивы сжаты, рощи голы». С. А. Есенина.

Ход НОД

I. Организационный момент.

II. Подготовительный этап. Введение в тему. 

1. Упражнение на развитие эмпатий.

- Здравствуйте, ребята! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь. Поздоровайтесь с гостями!

Дни  стали короче, длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? Осенью.

III.ИНМ.

Какие еще приметы осени вы знаете? Ответы детей.

А какая осень в нашем городе? Ветряная, солнечная, пасмурная, дождливая, холодная, разноцветная, изменчивая, золотистая, прекрасная, грустная.

-Какие краски любит  осень? Ответы детей.

Что хорошо осенью? Солнце греет. На деревьях разноцветные листья. Под ногами золотой ковер. Листопад. Паутина летает.

Что плохо осенью? Грязь. Холод. Лужи. Идут дожди.

   - Несмотря на эти маленькие неприятности, осень - сказочно красивое время года! А вы любите сказки? Ответы детей.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуете ее отгадать.

Дом со всех сторон открыт,

                                                      Он резною крышей крыт.

                                                      Заходив зеленый дом,

                                                      Чудеса увидишь в нем.

                                                                                 (  лес)

 Весной одевается,

Осенью раздевается.

                          (лес)

Правильно, это лес.

-А  вы хотели бы оказаться в волшебном лесу? Ответы детей.

Много слов про лес сказали,

Интересного узнали,

А теперь пришла пора

Нам отправиться туда!

Произнесем вместе:

«Глазки ты скорее закрывай,

В лес волшебный попадай».

Слайд №1 (осенний лес).

Да, мы очутились в волшебном лесу.

Давайте возьмемся за руки и произнесем такие слова: «Раз, два, три, сказка в лес позови».

Дети произносят их шепотом, тихо, громко.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

-Вот мы с вами и в сказочном лесу.

Давайте подышим свежим воздухом.

Дыхательные упражнения.

1)Вдох и в выдох носом. 2) Вдыхайте воздух одной ноздрёй, другой ноздрёй, обеими ноздрями. 3) Наберите в лёгкие воздух через рот и медленно выдыхайте носом. 4) Теперь наберите в лёгкие воздух через нос и медленно выдыхайте через рот.

Воздух,  какой в лесу? Свежий, чистый, прозрачный, лесной.

Какие красивые елки! Давайте назовем их ласково. Елочки. Они разные по величине. Одни высокие, а другие? Низкие.

  Красиво в осеннем лесу. А кто знает стихотворения про лес, осень?

Дети читают стихотворения и отрывки из них. (Слайд №2,  3, 4)

И. Бунин «Лес точно  терем расписной..»

Пушкин А. С. «Уж небо осенью дышало..»

Пушкин А.С. «Унылая пора!

Дети,  какие красивые стихотворения.

А кто написал эти стихотворения? Ответы детей.

А какое настроение появляется у вас,  когда вы слышите эти стихотворения? (Радостное, печальное) Какие эмоции испытываете вы? - Радости, грусти, печали

Красивые стихотворения  про осень, про осенний лес.

 А сейчас давайте к слову лес подберем слова-родственники.

Лес-  лесной, лесовичок, лесоруб, лесник, Полесье, подлесок, перелесок.

За ваше умение подбирать слова-родственники, такие красивые и разные слова вам сюрпиз.

С потолка сыплются осенние листья.

-Ах, как красиво! Точно настоящий лес.

-Давайте рассмотрим, с какого дерева лист у каждого из вас и назовем какой лист.

У меня  лист с клёна - кленовый лист.

У меня лист с рябины – рябиновый лист.

У меня лист с тополя – тополиный лист.

У меня лист с каштана - каштановый лист.

У меня лист с березы - березовый лист.

У меня лист с дуба - дубовый лист. И т. д.

-Какого цвета листья осенью? Желтые, красные, коричневые, разноцветные.

-Что означает слово «листопад?». Явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев. Как образовалось это слово? Ответы детей.

- Терем - высокий дом с расписными ставнями, украшенный крышей.

-Что вы увидели? Ответы детей.

Представьте себе расписной терем, сверкающий красками  на лесной поляне, яркое солнышко. Молчание. Спокойствие.  Красота необыкновенная.

Звучит «Осень» Вивальди  из симфонического концерта «Времена года».(слайд №4)

- Осень пришла и в лес. Посмотрите сколько листьев. Вы их собрали, молодцы. Что же произошло с листьями? Они что делали? Висели, желтели, летели, кружились, танцевали, упали.

-А кто листья срывает с деревьев? (ветер)

Давайте, мы посчитаем вместе. Сколько листьев ветер сбросил на землю.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные волнообразные движения ладонями).

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой!

(Загибают по одному пальчику на обеих руках).

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку. (Нищева)

(Спокойно укладывают ладони на пол).

Дети берут листья и демонстрируют листопад, подбрасывая их кверху.

А сейчас  поиграем в игру «Чей листочек улетит дальше?». Подуйте на осенний листок.

Представьте себе, что вы легкие листочки, вы висели на дереве, ветерок подул, вы оторвались, покружились и упали.  Снова ветерок поднял наши листочки. Они кружились, танцевали и упали. Ветерок затих, и у каждого из вас появились листочки.

У меня один лист, а много? Листьев. А как  назвать ласково лист? Листик, листочек.

У нас много листьев.

-А какое время года наступит скоро? Зима. И чтобы деревьям было тепло, давайте укроем корни их пушистым одеялом. Как вы думаете, из чего будет одеяло? Из листьев.

Так какой сказочный  герой живет в лесу? Лесовичок.

Он загадал вам загадку и спрятал ее.

Давайте искать. Пень, за пнем.

 -Где спрятал? За пнем.

-Откуда достали? Из-за пня.

Корзина с овощами, фруктами, ягодами.

Рассортировать по 3 корзинам.

Богатая пора осень.

И мы богаты тем, что вместе выполнили задание.

Что-то в лесу стало холодно. Недаром говорят: «Осень – перемен восемь».

Что это означает? (ответы детей). (Осень переменчивая).

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Осень» с мячом. 

Солнце осенью – осеннее                            Ветер осенью-…

Небо осенью -…                                            Туча осенью-…

Дождь осенью -…                                          Лес осенью-…

Погода осенью -…                                         Одежда осенью-…

Утро осенью -…                                            Вечер осенью-…

День осенью -…                                            Роща осенью-…

Куртка осенью -…                                        Сапоги осенью -…

Игра «Скажи ласково»

Яблоко -…                                 груша-…

Ягода -..                                     баклажан-…

Кабачок -..                                 огурец-..

Картошка -…                            лист-…                                        

Вам нравится в лесу?

Но пришла  пора возвращаться в сад.

Глазки ты скорее закрывай

В садик свой ты попадай!

Один, два, три, четыре, пять.

Вот и дома мы опять!

Слайд №5  (детский сад)

Итог НОД.

Вот мы и в родном саду. Где же мы были? Что делали в лесу?

Чем привлекательна пора осени?

Что показалось вам наиболее интересным?

Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...