Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рано Васильевна Копылова

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_progulka_po_doline_geyzerov.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по обучению грамоте для детей подготовительной группы

Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»

Учитель-логопед - Копылова Рано Васильевна

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные детьми ранее по разделу "Звуковая культура речи".

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать учить детей вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний, решать логические задачи, развивать слуховое внимание.  

продолжать учить детей выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Коррекционно-развивающие: активизировать речевую деятельность детей; развивать фонематический слух, мышление, внимание, зрительное восприятие, память, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья через динамические паузы.

Развивать статическую и динамическую координацию движений, чувство ритма, слуховое внимание (воспроизводить несложные ритмы по заданному образцу с соблюдением пауз).


Коррекционно-воспитательные:  

способствовать установлению эмоционального контакта между логопедом и детьми, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать навык совместной работы.

Интеграция образовательных областей:   "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие",  "Физическое развитие".

Методы и приёмы:

- Дидактические игры и упражнения

- Музыкальные динамические паузы
-
словесный метод

 - метод демонстрации

- Разгадывание ребусов


Предварительная работа: просмотр фильмов, чтение рассказов и стихов, разгадывание загадок; выполнение опытов; разучивание физ. минуток

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация; карточки для аналитико – синтетической работы, карточки с ребусами.

I.  Мотивация

Дети сидят на ковре на корточках

Логопед: «Ребята, сегодня у нас чудо! Сегодня у нас будут приключения

Мы с вами отправимся в большое путешествие! Да! Да!

Как вы думаете, куда? Не знаете? Вы узнаете если раскодируете закодированные слова:

31    21451726

А – 1     К-2     Н-3     М-4    Ч-5     У-6     Т-7

Дети читают закодированные слова:

На Камчатку

Да, мы отправимся на Камчатку

II  Основная часть

На Камчатке есть  одно из чудес  России!

А что это за чудо  вы узнаете, если соберёте слоги в слова:

   ЛИ

                          ДО

          НА

   РОВ

                        ЗЕ

        ГЕЙ

       

 

Правильно, долина гейзеров

А вы знаете, что такое гейзер?

 Дети вспоминают пройденный материал: «Гейзер – это созданный природой горячий фонтан, который бьет из земли через определенные промежутки времени». 

Логопед: «Давайте вспомним, как устроен гейзер (или подземный фонтан) в природе.

Дети рассказывают и дополняют друг друга, логопед по необходимости корректирует ответы детей: «Чаще всего гейзер  располагается поблизости от вулкана, там, где раскаленная магма (подземное расплавленное вещество) очень близко подходит к поверхности. Представим, что в горе существует трещина, как бы трубка, которая уходит глубоко внутрь вулкана и с обеих сторон обогревается раскаленной магмой.

Раскаленная магма через слой камня нагревает воду, попавшую в трещину (трубу). Когда вода закипит, она из трещины в земле бьёт фонтаном вверх.

После того как вода и пар выплеснулись из трубы и труба на какое-то мгновение стала почти пустая, в нее снова затекает уже холодная вода из озерка, которое обычно находится над гейзером. И все повторяется». (слайд 1 и 2)

Логопед: «Можно ли наблюдать это явление в домашних условиях?»

Ответы детей: «Если налить доверху чайник с водой и поставить на газовую горелку, то когда вода закипает чайник начинает плеваться водяными брызгами изо всех сил. Это и есть точная модель гейзера. Носик играет роль трещины в земле, заполненной водой. Газовая горелка – роль огненной магмы. А вскипающая вода - фонтан гейзера (слайд 3)

Логопед: «Камчатка  очень далеко от нас.  На чём же нам отправиться в путешествие?

Какие виды транспорта вы помните?»

 Дети вспоминают разновидности транспорта (водный, наземный, воздушный)

«Давайте выберем себе транспорт, на которой отправимся в путешествие» (слайд 4)

Пар    дом          (паром)

Тепло и   вход     (теплоход)

Верба   ток   лёд      (вертолёт)

Пол    гнездо            (поезд)

Автомат   бусы      (автобус)

Лай    нерпа              (лайнер)

Мак     шина             ( машина)

Логопед: «Молодцы, правильно разгадали ребусы!

А вот и подсказка, «Решите пример» (второй слог первого слова, плюс второй слог второго слова и плюс второй слог третьего слова)»

« 2+2+2 »

Коса + лимонад+ полёт =самолёт

Дети в уме делят слова на слоги и прочитывают слово  «Самолёт»

Логопед: «Да, на самолёте мы быстро доберёмся до места.

Не задерживаемся - в путь!»

Дети рассаживаются в импровизированные кресла

Логопед: «А пока летим,  давайте весело отхлопаем мелодию».

 Музыкально – динамическая пауза

Логопед: «Ну вот  мы на Камчатке!

Путь в долину труднодоступен. Долина гейзеров – это чаша древнего озера, расположенная в горах на высоте 500 м., поэтому мы пересядем на вертолёт.

Посмотрите, что мы можем увидеть в иллюминаторе вертолёта:

Из окна открываются просто потрясающие пейзажи – машина летит над холмами, лавирует между хребтами гор, порой проносясь возле самых вершин, пересекает долины, по которым бегут быстротечные речки.

А вот мы летим над долиной смерти

Сейчас, рядом с Долиной смерти на Камчатке постоянно работают и живут ученые и волонтёры. Они просто уносят трупы животных для того, чтобы крупные звери не задерживались на ее территории и не надышались ядовитыми газами. Эти действия помогают сохранить жизнь многим зверям.

Это смертельное место буквально усыпано трупами зверей и птиц, от самых мелких до крупных хищников. С приходом весны, погибают мелкие птицы, слетевшиеся на проталины, испить оттаявшей воды. Затем лисы, которые спускаются в долину полакомиться легкой добычей, Более крупные хищники: росомахи, медведи, вороны и беркуты тоже остаются здесь навсегда. Причиной массовых смертей животных является большая концентрация ядовитых газов, выделяющихся из трещин в земле. 

А вот посмотрите, мы летим над вулканом.

Облетаем кратер вулкана

А вот другой , давно потухший вулкан – «Малый Семячик»

Странный ядовито-бирюзовый цвет воды в озере, расположенном в кратере вулкана объясняют тем, что в вода в кратере смешана с большим количеством серной, соляной кислот. температура ядовитой воды даже зимой - около +30-40 градусов, а глубина достигает 140 метров. Если что–то  туда попадёт растворится, исчезнет.

 

                                                           

Постепенно снижаемся и выходим на «финишную прямую»

Вот мы и на месте.          

 

В долине повсюду бежит кипяток и передвигаться можно только по деревянным настилам. Самые опасные места в долине покрыты красивой зеленой-зеленой травой. Очень трудно поверить, что под этим, ласкающим взгляд покровом скрывается обжигающая жижа. Один шаг, и нога проваливается в кипящую кашу. 

С уверенностью можно наступать только туда, где растет полынь, так как она не может расти там, где горячо.

     

                                 

Логопед: «А теперь немного разомнёмся»

 Подвижная минутка (стихи собственного сочинения) Каждый раз здесь и в дальнейшем, когда дети будут переходить к следующему объекту (слайду) дети будут шагать по кругу и опять подходить к монитору

Мы по досочкам шагаем

Провалиться не хотим

По долине мы гуляем

И на гейзеры глядим

Здесь кругом цветные склоны

И фонтаны кипятка

Клубы пара яркость красок

Это просто красота!

Логопед: «Вот так незаметно мы подошли с вами к гейзеру.

Высота его струи достигает высоты девятиэтажного здания, а за одну минуту над поверхностью земли поднимается 30 тонн воды.

 Как вы думаете, какое название у этого гейзера?»

Дети придумывают названия: «Огромный», «Мощный», «Свирепый» и т. д.  (подбирают слова-признаки к предмету)

Я вам дам подсказку, «Решите пример»

Пеликан – п + в =                 э«Великан»

А вот чтобы узнать название следующего гейзера,  разгадайте ребус:

                            ,,                н=т                   м=т

   Картинки по запросу малахов фото         и     новый         гром    

            Да,  «Малахитовый грот»

Гейзерит, в этом гейзере покрыт сине-зелеными водорослями. вызывает ассоциации с малахитом.

Гейзерит – осадок, отлагаемый, гейзерами вокруг отверстия источника

Гейзерит бывает зеленоватым,  жёлтым , белым, и даже, розовым.

Если гейзерит у гейзера  похож на жжённый сахар. Как вы думаете, какое название будет носить этот гейзер?

Дети: «Сахар - «сахарный» (дети образуют от существительных, прилагательные)

А вот гейзерит у следующего гейзера похож на жемчуг. Какое название  у гейзера?

Дети: «Жемчуг – жемчужный»

А теперь, посмотрите, этот гейзер бьет тремя струями горячей воды.

И называется :…Дети подбирают название  «Тройной»

А вот и следующий гейзер.

Его название узнаете, если решите примеры и заполните таблицу:

4

6

10

7

      2+5=     (ь)              9-3=    (е)

      8-4=      (щ)             5+5=  (л)

             Н=Т  ,

Ворона   сада

Правильно «Щель»: струя горячей воды бьёт из щели.

А теперь посмотрите на  эти две жуткие дыры в земле.

Разгадайте ребус и узнаете название этого гейзера:

Гейзер "Ворота Ада" - это две глубокие ямы, уходящие куда-то под землю. Внутри всё покрыто паром, а из-под земли доносится гул и прерывистое шипение, напоминающее чьи -то вздохи.

Кроме гейзеров в долине много грязевых котлов

Поставьте цифры по порядку и прочитайте название этого котла:

3

2

4

7

1

6

5

А

р

с

й

к

ы

н

Борта и дно котла сложены красной глиной, за что он и получил своё название «Красный» ( слайд 22)

А вот и другой котёл.  Прочитайте его название,   игра «часть слова убирай и другую подставляй»  « - и + »

Голубь – ь + ой =

Котёл «Голубой» — вода в нём имеет необычный ярко-голубой цвет, за что он и получил своё название. Этот котёл также иногда называют «Голубая Лагуна».

Искупаться в таких котлах не захочешь. Температура воды и глины в них достигает 98 градусов.

А тут ещё два котла. Прочитайте их название (первый слог первого слова плюс первый слог второго слова и плюс второй слог второго слова):

Дети путём слогового анализа и синтеза прочитывают: «Близнецы»

Как вы думаете, почему котлам дали такие названия?

1+1+2

Близко + небо + концы

Дети путём рассуждений приходят к выводу, что котлы похожи между собой как братья – близнецы.

.

Логопед: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Первую букву запоминай и слово называй» Логопед произносит слова:

Роза, ель, коза, абрикос.    

Олень, зонт, енот, рука, облако.

(Дети с помощью звукобуквенного анализа и синтеза «читают» слова: река и озеро.

Посмотрите, совсем рядом с гейзерами узкая речушка и небольшое озеро.

Как вы думаете, как они называются?

Дети путём рассуждений приходят к умозаключению, раз находятся возле гейзеров, значит: Гейзерная река и Гейзерное озеро.

Логопед: «Правильно, а между прочим, река Гейзерная никогда не замерзает. Как вы думаете, почему?»

Дети: «рядом горячие гейзеры»

                                                                       

Логопед: «Чем больше узнаешь о своей Родине, тем больше убеждаешься в том, насколько она красива и необычна. И в самом деле, зачем лететь за границу, чтобы провести отпуск на чужеземном курорте, когда все что нужно здесь, под рукой?

Разве мало у нас красивых мест, где можно и отдохнуть хорошо, и на диковинки посмотреть? Страна большая и мест таких на самом деле немало. Вот, например, красивая и уникальная Долина Гейзеров, в Камчатском крае. Наше национальное чудо!

 Ребята, наша прогулка подошла к концу, продолжите фразы:

Мне понравилось… .

Я узнал о……….

Меня удивило… .

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали активно, нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места.

Музыкальная физ. минутка «Путешествие» (сопровождается музыкально – ритмическими движениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»

Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему: "Путешествие в страну знаний".

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.Профилактика дисграфии и дислексии....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...