Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»
Учитель-логопед - Копылова Рано Васильевна
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные детьми ранее по разделу "Звуковая культура речи".
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать учить детей вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний, решать логические задачи, развивать слуховое внимание.
продолжать учить детей выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.
Коррекционно-развивающие: активизировать речевую деятельность детей; развивать фонематический слух, мышление, внимание, зрительное восприятие, память, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья через динамические паузы.
Развивать статическую и динамическую координацию движений, чувство ритма, слуховое внимание (воспроизводить несложные ритмы по заданному образцу с соблюдением пауз).
Коррекционно-воспитательные:
способствовать установлению эмоционального контакта между логопедом и детьми, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, формировать навык совместной работы.
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие".
Методы и приёмы:
- Дидактические игры и упражнения
- Музыкальные динамические паузы
- словесный метод
- метод демонстрации
- Разгадывание ребусов
Предварительная работа: просмотр фильмов, чтение рассказов и стихов, разгадывание загадок; выполнение опытов; разучивание физ. минуток
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация; карточки для аналитико – синтетической работы, карточки с ребусами.
I. Мотивация
Дети сидят на ковре на корточках
Логопед: «Ребята, сегодня у нас чудо! Сегодня у нас будут приключения
Мы с вами отправимся в большое путешествие! Да! Да!
Как вы думаете, куда? Не знаете? Вы узнаете если раскодируете закодированные слова:
31 21451726 | А – 1 К-2 Н-3 М-4 Ч-5 У-6 Т-7 |
Дети читают закодированные слова:
На Камчатку |
Да, мы отправимся на Камчатку
II Основная часть
На Камчатке есть одно из чудес России!
А что это за чудо вы узнаете, если соберёте слоги в слова:
ЛИ |
ДО |
НА |
РОВ |
ЗЕ |
ГЕЙ |
Правильно, долина гейзеров
А вы знаете, что такое гейзер?
Дети вспоминают пройденный материал: «Гейзер – это созданный природой горячий фонтан, который бьет из земли через определенные промежутки времени».
Логопед: «Давайте вспомним, как устроен гейзер (или подземный фонтан) в природе.
Дети рассказывают и дополняют друг друга, логопед по необходимости корректирует ответы детей: «Чаще всего гейзер располагается поблизости от вулкана, там, где раскаленная магма (подземное расплавленное вещество) очень близко подходит к поверхности. Представим, что в горе существует трещина, как бы трубка, которая уходит глубоко внутрь вулкана и с обеих сторон обогревается раскаленной магмой.
Раскаленная магма через слой камня нагревает воду, попавшую в трещину (трубу). Когда вода закипит, она из трещины в земле бьёт фонтаном вверх.
После того как вода и пар выплеснулись из трубы и труба на какое-то мгновение стала почти пустая, в нее снова затекает уже холодная вода из озерка, которое обычно находится над гейзером. И все повторяется». (слайд 1 и 2)
Логопед: «Можно ли наблюдать это явление в домашних условиях?»
Ответы детей: «Если налить доверху чайник с водой и поставить на газовую горелку, то когда вода закипает чайник начинает плеваться водяными брызгами изо всех сил. Это и есть точная модель гейзера. Носик играет роль трещины в земле, заполненной водой. Газовая горелка – роль огненной магмы. А вскипающая вода - фонтан гейзера (слайд 3)
Логопед: «Камчатка очень далеко от нас. На чём же нам отправиться в путешествие?
Какие виды транспорта вы помните?»
Дети вспоминают разновидности транспорта (водный, наземный, воздушный)
«Давайте выберем себе транспорт, на которой отправимся в путешествие» (слайд 4)
Пар дом (паром) Тепло и вход (теплоход) Верба ток лёд (вертолёт) Пол гнездо (поезд) | Автомат бусы (автобус) Лай нерпа (лайнер) Мак шина ( машина) |
Логопед: «Молодцы, правильно разгадали ребусы!
А вот и подсказка, «Решите пример» (второй слог первого слова, плюс второй слог второго слова и плюс второй слог третьего слова)»
« 2+2+2 » Коса + лимонад+ полёт =самолёт |
Дети в уме делят слова на слоги и прочитывают слово «Самолёт»
Логопед: «Да, на самолёте мы быстро доберёмся до места.
Не задерживаемся - в путь!»
Дети рассаживаются в импровизированные кресла
Логопед: «А пока летим, давайте весело отхлопаем мелодию».
Музыкально – динамическая пауза
Логопед: «Ну вот мы на Камчатке!
Путь в долину труднодоступен. Долина гейзеров – это чаша древнего озера, расположенная в горах на высоте 500 м., поэтому мы пересядем на вертолёт.
Посмотрите, что мы можем увидеть в иллюминаторе вертолёта: Из окна открываются просто потрясающие пейзажи – машина летит над холмами, лавирует между хребтами гор, порой проносясь возле самых вершин, пересекает долины, по которым бегут быстротечные речки. |
А вот мы летим над долиной смерти
Сейчас, рядом с Долиной смерти на Камчатке постоянно работают и живут ученые и волонтёры. Они просто уносят трупы животных для того, чтобы крупные звери не задерживались на ее территории и не надышались ядовитыми газами. Эти действия помогают сохранить жизнь многим зверям. |
Это смертельное место буквально усыпано трупами зверей и птиц, от самых мелких до крупных хищников. С приходом весны, погибают мелкие птицы, слетевшиеся на проталины, испить оттаявшей воды. Затем лисы, которые спускаются в долину полакомиться легкой добычей, Более крупные хищники: росомахи, медведи, вороны и беркуты тоже остаются здесь навсегда. Причиной массовых смертей животных является большая концентрация ядовитых газов, выделяющихся из трещин в земле.
А вот посмотрите, мы летим над вулканом.
Облетаем кратер вулкана
А вот другой , давно потухший вулкан – «Малый Семячик»
Странный ядовито-бирюзовый цвет воды в озере, расположенном в кратере вулкана объясняют тем, что в вода в кратере смешана с большим количеством серной, соляной кислот. температура ядовитой воды даже зимой - около +30-40 градусов, а глубина достигает 140 метров. Если что–то туда попадёт растворится, исчезнет.
Постепенно снижаемся и выходим на «финишную прямую»
Вот мы и на месте.
В долине повсюду бежит кипяток и передвигаться можно только по деревянным настилам. Самые опасные места в долине покрыты красивой зеленой-зеленой травой. Очень трудно поверить, что под этим, ласкающим взгляд покровом скрывается обжигающая жижа. Один шаг, и нога проваливается в кипящую кашу.
С уверенностью можно наступать только туда, где растет полынь, так как она не может расти там, где горячо.
Логопед: «А теперь немного разомнёмся» Подвижная минутка (стихи собственного сочинения) Каждый раз здесь и в дальнейшем, когда дети будут переходить к следующему объекту (слайду) дети будут шагать по кругу и опять подходить к монитору | |
Мы по досочкам шагаем Провалиться не хотим По долине мы гуляем И на гейзеры глядим | Здесь кругом цветные склоны И фонтаны кипятка Клубы пара яркость красок Это просто красота! |
Логопед: «Вот так незаметно мы подошли с вами к гейзеру.
Высота его струи достигает высоты девятиэтажного здания, а за одну минуту над поверхностью земли поднимается 30 тонн воды.
Как вы думаете, какое название у этого гейзера?»
Дети придумывают названия: «Огромный», «Мощный», «Свирепый» и т. д. (подбирают слова-признаки к предмету)
Я вам дам подсказку, «Решите пример»
Гейзер "Ворота Ада" - это две глубокие ямы, уходящие куда-то под землю. Внутри всё покрыто паром, а из-под земли доносится гул и прерывистое шипение, напоминающее чьи -то вздохи.
Кроме гейзеров в долине много грязевых котлов
Поставьте цифры по порядку и прочитайте название этого котла:
3 | 2 | 4 | 7 | 1 | 6 | 5 |
А | р | с | й | к | ы | н |
Борта и дно котла сложены красной глиной, за что он и получил своё название «Красный» ( слайд 22)
А вот и другой котёл. Прочитайте его название, игра «часть слова убирай и другую подставляй» « - и + »
Голубь – ь + ой = |
Котёл «Голубой» — вода в нём имеет необычный ярко-голубой цвет, за что он и получил своё название. Этот котёл также иногда называют «Голубая Лагуна».
Искупаться в таких котлах не захочешь. Температура воды и глины в них достигает 98 градусов.
А тут ещё два котла. Прочитайте их название (первый слог первого слова плюс первый слог второго слова и плюс второй слог второго слова):
Дети путём слогового анализа и синтеза прочитывают: «Близнецы»
Как вы думаете, почему котлам дали такие названия?
1+1+2 |
Близко + небо + концы |
Дети путём рассуждений приходят к выводу, что котлы похожи между собой как братья – близнецы.
.
Логопед: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Первую букву запоминай и слово называй» Логопед произносит слова: Роза, ель, коза, абрикос. Олень, зонт, енот, рука, облако. (Дети с помощью звукобуквенного анализа и синтеза «читают» слова: река и озеро. Посмотрите, совсем рядом с гейзерами узкая речушка и небольшое озеро. Как вы думаете, как они называются? |
Дети путём рассуждений приходят к умозаключению, раз находятся возле гейзеров, значит: Гейзерная река и Гейзерное озеро.
Логопед: «Правильно, а между прочим, река Гейзерная никогда не замерзает. Как вы думаете, почему?»
Дети: «рядом горячие гейзеры»
Логопед: «Чем больше узнаешь о своей Родине, тем больше убеждаешься в том, насколько она красива и необычна. И в самом деле, зачем лететь за границу, чтобы провести отпуск на чужеземном курорте, когда все что нужно здесь, под рукой?
Разве мало у нас красивых мест, где можно и отдохнуть хорошо, и на диковинки посмотреть? Страна большая и мест таких на самом деле немало. Вот, например, красивая и уникальная Долина Гейзеров, в Камчатском крае. Наше национальное чудо!
Ребята, наша прогулка подошла к концу, продолжите фразы:
Мне понравилось… .
Я узнал о……….
Меня удивило… .
Молодцы ребята, вы были внимательными, работали активно, нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места.
Музыкальная физ. минутка «Путешествие» (сопровождается музыкально – ритмическими движениями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/26/picture-133606-1382766442.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи Звук и буква «Ш» (лексическая тема Профессии)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке грамоте подготовительная группа...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»
Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-599590-1424802175.jpg)
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему: "Путешествие в страну знаний".
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.Профилактика дисграфии и дислексии....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-709481-1447684766.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Познакомить детей со звуком С....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-1077380-1541176273.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...