Подготовка руки дошкольника к письму.
консультация по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

Мелкая моторика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_melkoy_motorike_1.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки дошкольника к письму.

Учитель-логопед Буйвалова Н.Н

МАДОУ №8, г. Горячий Ключ

Подготовка руки ребенка к письму заключается в развитии мелкой моторика рук. Прежде всего, это умение выполнять точные, скоординированные движения кистями и пальцами рук. Чтобы ребенок смог выполнить упражнение для развития мелкой моторики, его мышечная, костная и нервная системы должны работать синхронно и согласованно. Развитая мелкая моторика обеспечивает не только красивый почерк, но способствует развитию психических функций ребенка:

  • речи, т.к. речевые и моторные центры в мозге находятся рядом. и стимуляция моторного центра вызывает активность речевого центра и соответственно его развитие;
  • внимание;
  •  память;
  • сенсорику - расширяются представления об окружающем мире через каналы осязания, зрения, слуха, обоняния, ребенок начинает лучше чувствовать положение собственного тела и его частей в пространстве;
  • произвольность – умение прилагать волевые усилия к выполнению поставленной задачи, удерживать инструкцию и действовать по ней;
  • а также здоровье ребенка, так например, неправильный захват карандаша вызывает утомление кистей рук, мышечные зажимы и спазмы, снижение работоспособности, нарастание утомления, ведущего к стрессу. Для предупреждения неправильного захвата карандаша/ручки  используют разнообразные способы, например насадка на крандаш, где плоскости этой насадки не позволяют ребенку взять предмет для письма неправильно.

Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит много времени, и начало можно увидеть уже с первого полугодия жизни ребёнка. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнять пальцы. Так рука начинает действовать как специфический орган. На этом этапе ребенку дают мячики разного размера и фактуры, погремушки с ручками-держателями. В 7-9 месяцев ребенок удерживает предметы очень хорошо, стремится вызвать звук предметом – стучит, звенит и т.д. начинает брать предметы двумя пальцами, открывать крышки коробочек, кастрюль и т.д. В этот период ребенок начинает ползать и это тоже очень важный момент в развитии – ребенок тренирует крупную моторику (а мелкая моторика является подуровнем крупной), развивает вестибулярный аппарат (положение своего тела в пространстве, движения тела). Дети не прожившие этап ползания могут впоследствии испытывать трудности в работе в освоении графомоторных навыков. в 10 мес – 1 год ребенок начинает надевать кольца крупной пирамидки, коробки-домики со вкладышами и параллельно появляются первые слова, то есть нарастает речевая активность.К 12 -15 месяцам дети строят из кубиков конструкции, катают машинку, кормят и качают куклу, т.е. движения более произвольные, по замыслу ребенка. Только к 3-м годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.

На раннем этапе развития ребёнка особое внимание нужно уделять зрительно-моторной координации (координация глаз – рука), а также – сенсорике (развитию чувствительности всех каналов получения информации).В этом возрасте очень важно проводить массаж кистей и пальцев рук, простейшие пальчиковые игры. Развитию движений кистей и пальцев рук детей раннего возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками- «Сорока- ворона», «Ладушки» и др.

Младший – средний дошкольный возраст.

Для развития кисти руки необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, занятия лепкой из глины и пластилина, рисованием и т. д. – благодаря этому движения пальцев детей становятся увереннее и координированнее.
В этом возрасте моторика рук более развита, поэтому следует активнее использовать нетрадиционные виды творческой деятельности – рисование ватными палочками, штампами, пальчиками и т.д.
Также необходимо развивать навыки самообслуживания: умение одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, пользоваться ложкой, вилкой и т. д.
В этом возрасте ребёнок начинает овладевать навыками пользования ножницами, учится пользоваться разнообразными изобразительными средствами, видоизменять бумагу.
        

Старший дошкольный возраст.

К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся завязывание узелков, бантиков, нанизывание бусинок, разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы, верёвочек (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос, плетение верёвочных косиче). Большую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Симметричное вырезывание, аппликация, вырезывание фигурок из открыток – развивает зрительно-двигательную координацию, воспитывает аккуратность, настойчивость, терпение.
Изготовление поделок из бумаги также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. 

        Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные  с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребёнка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Мы предлагаем начать подготовку не только с развития мелких  движений (пальцев и кистей), но и с крупной моторики – так например, для этого используется большие мячи, батуты – ребенок учится управлять своим телом, соотносить себя и окружающее пространство. Ребенок испытывает трудности при владении карандашом? Понаблюдайте, как он играет с мячом – ловко ли его ловит, передает партнеру по игре, метко бросает в корзину? Ведь если не развиты крупные движения – освоить мелкие будет гораздо сложнее.

  Детям предлагается цикл упражнений на развитие навыков ползания. На пол выкладывается веревка или клеится скотч зигзагами, волнами, с поворотами и дети ползут по этому ориентиру. Веселая играпозволяет приобрести умение двигаться по заданной траектории  и способствует дальнейшей  мелкой работе с контурами – ребенок  видит контур на бумаге, успешно штрихует, раскрашивает, выполняет задания с лабиринтами и т.д.

А также предлагаем детям следующие упражнения и задания:

  • Пальчиковые игры – с рифмованными текстами и движениями, игры  пальчиковым и теневым театром.
  • Пуговичные коврики – ребята получают возможность отработать навык пристегивания/отстегивания пуговиц, расположения фигурок в пространстве коврика, например, нужно пристегнуть круг в правый верхний угол, а треугольник в левый нижний угол и т.д.
  • Лягушки – попрыгушки, магнитная рыбалка (развитие координация)
  • Шнуровки (протягивание шнурка  в каждое отверстие, через одно, параллельное протягивание нескольких шнурков, через край, а также наматывание шнурка на палец, на карандаш, другие предметы)
  • Игры-балансиры (система глаз-рука)
  • Творческая деятельность – оригами,нетрадиционные виды рисования - точками, пальчиками, штампами; поделки из салфеток, ваты – комочки-шарики, пластилин разных видов и разные техники работы с ним– отщипывание, скатывание шариков, колбасок, скручивание улиткой, пластилиновая аппликация и многое другое
  • Со счетными палочками – набирать палочки  одной рукой, удерживая их в кисти, складывать в коробочку большим пальцем и мизинцем и т.д.
  • Игры с крупами (сортировка, выкладывание узоров)
  • Игры с прищепками, скрепками, канцелярскими зажимами
  • Трафареты обводные, на пластиковой поверхности (для многократного использования)
  • Рисование по точкам, дорисовывание фигур и предметов
  • Самомассаж кольцами Су-Джок, аппликаторами, мячиками с разной поверхностью, карандашами с гранями и т.д.
  • Игры с карандашами – изображаем как дятел(пальчик ребенка) стучит по кончику карандаша, гусеница (пальчики) ползут по карандашу, цапля в болоте (удерживаем карандаши как палочки для суши и шагаем по кочкам в болоте, перехваты согнутыми пальцами, строим колодец и многое – многое другое…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Подготовка руки дошкольника к письму

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движения...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...