План - конспект занятия с неговорящим ребенком.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект индивидуального занятия (с неговорящим ребенком) Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний. Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности. Задачи: развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым; развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого; формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий; развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..) развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко) формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления; воспитание интереса к совместной деятельности. Оборудование: Игрушка КУКЛА Массажный мячик СУ-ДЖОК Игрушки-символы: Лягушка, слон, змейка, лошадка, цветы (2) Картинки для звукоподражаний гласных звуков. Картинки для стихотворения: старичок, паук, стрекоза. Сенсорная тропинка План: 1.Орг.момент. Здравствуй, Лена. 2. Введение в тему. Сообщение темы. Вызвать положительные эмоции и интерес к предстоящей деятельности: Садись поудобнее… Мотивация на предстоящую деятельность Логопед. Что делают глазки? (Смотрят и все видят.) Что делают ушки? (Слушают и все слышат.) -Раз, два, три! Слушай и смотри. Три, два, раз! Мы начнем сейчас. - Сегодня к нам пришла кукла Маша. Она хочет с тобой поиграть. Давай ей покажем как мы умеем играть с ладошками. Игра «Ладушки» Рассмотрим картинку: –Это  семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка. 3. Основная часть занятия. Массаж рук массажным мячом. Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс «Разминка» (по методике Крупенчук): побудить ребенка к повтору движений за взрослым за взрослым Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3. Здравствуй мой любимый мячик, Скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет». Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю. Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали. По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю… Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу… Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец.. Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет… Молодец, Лена! Кукле очень понравилась наша разминка. - А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико. Массаж лица и пассивная артиктикуляционная гимнастика (по методике Крупенчук,Воробьевой) Грабельки сгребают Все плохие мысли. Ушки растираем Вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, Тянем вниз за мочки, А потом уходим Пальцами на щёчки. Щёчки разминаем, Чтобы надувались. Губки разминаем, Чтобы улыбались. Мы теперь утятки – Клювики потянем, Разомнем их мягко, Не задев ногтями. Уголками губ мы Щёчки поднимаем, А потом от носа Вниз к губам стекаем Губки пожуем мы Шарики надуем И губами вправо -влево Потанцуем. Мы язык за губу Заворачиваем, Кулачком по губе Поколачиваем. За другую губу Заворачиваем И другим кулачком поколачиваем. Тянем подбородок И к ушкам щипаем, А потом по шейке Ручками стекаем. Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам – 2 Растирание ушных раковин по краю снизу вверх или сверху вниз. Нагибание ушных раковин кпереди – 3, оттягивание вниз за мочки – 4. Пальцы перебегают на щёчки. Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями - 5 Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу – 6 Вытягивание обеих губ вперед Большие и указательные пальцы разминают обе губы - 7 Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта – 8. Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам. Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот – 10; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух. Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу/врозь друг другу - 11 Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе -12 Язык под нижней губой и поколачивание кулачком по нижней губе -12 Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам -14. Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами. Точечный массаж «Здесь живет» Здесь живет Хмурилка, (точка на переносице) Здесь живет Дразнилка, (точка внизу на крыльях носа) Здесь живет Смешилка, (точка на подбородке) Здесь живет Страшилка, (потянуть за мочки уха вниз) Это носик Бибка! (нажать на кончик носа) Где твоя улыбка? (улыбнуться, потянуть губки за уголки рта 4. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри» 5. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» (по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми и дыхательными упражнениями. «Сказка о Весёлом Язычке» Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал: -А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза). Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок отправился на прогулку и встретил лягушку. Упр. «Лягушка» Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза) Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом. Упр. «Слоник» Подражаю я слону, Губы хоботом тяну. Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза) Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки. Упр. «Змейка». Подражаю я змее с ней я буду наравне, Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза) Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же сел на лошадку и поскакал. Упр. «Лошадка» Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий. Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки: Дыхательное упр-ние: Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью): -Ах! – ах, - Ох!- ох, - Эх!- эх, - Ух!- ух. Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл. На этом наша прогулка тоже окончена. 6. Имитация и звукоподражание. Вызывание звуков (символы звуков по Фомичевой) А теперь давай расскажем веселое стихотворение. Стихотворение «Веселый старичок» Д.Хармса Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: Да-да-да До-до-до Де-де-де Да Бух-бух! Бу-бу-бу Да би-би-би Динь-динь-динь Да тюх-тюх! Раз, увидя, паука, Страшно испугался, Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся: Хи-хи-хи Да ха-ха-ха Хо-хо-хо Да га-га! Ги-ги-ги Да га-га-га Го-го-го Да буль-буль! А увидя стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: Гы-гы-гы Да гу-гу-гу Го-го-го Да бах-бах! Ой, ребята, Не могу! Ой, ребята, Ах, ах!!! 7. Обогащение словаря по теме «Семья». Упражнение “Покажи, где мама” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Задается вопрос кто большой? (папа) А кто маленький? (сын) и т.д. 8. Игра «Кого не стало». По картинкам моя семья. 9. Подведение итогов занятия Лена, ты сегодня молодец!!! Тебе понравилось, как мы играли? Кто к тебе пришел в гости? Кукле понравилось у нас в гостях. По теме: методические разработки, презентации и конспекты План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории» План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско... План-конспект занятия с элементами фитнеса Занятия с элементами фитнеса способствуют повышению уровня тренированности организма, интереса детей к физической культуре и спорту за счет введения в структуру занятия упражнений с элементами... План - конспект занятия с детьми 6-7 лет на тему «Путешествие в страну разноцветного дождя» В процессе проведения интегрированного занятия на тему «Путешествие в страну разноцветного дождя» решаются задачи художественно- творческого развития дошкольников... План-конспект занятия с детьми средней группы «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ». План-конспект занятия с детьми средней группы «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением –«Алоэ». Объяснить название растения и ег... План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии План - конспект занятия с использованием элементов методики символдрамы и арт-терапии с применением музыкотерапии... Занятие с неговорящим ребенком В тех случаях. когда у ребенка 3 лет отсутствует активная речь, перед родителями стоит вопрос:нужно ли начинать логопедические занятия с детьми или стоит подождать? Обычно на бытовом уровне существуют... ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»» Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений.... Мне нравится Поделиться: Добавить комментарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_zanyatiya_s_negovoryashchim_rebenkom.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия

(с неговорящим ребенком)

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.

Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.

 Задачи:

  • развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
  • развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
  • формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
  • развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
  • развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
  • формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
  • воспитание интереса к совместной деятельности.

Оборудование:

Игрушка КУКЛА

Массажный мячик СУ-ДЖОК

Игрушки-символы:  Лягушка, слон, змейка, лошадка, цветы (2)

Картинки для звукоподражаний гласных звуков.

Картинки для стихотворения: старичок, паук, стрекоза.

Сенсорная тропинка

План:

1.Орг.момент.

Здравствуй, Лена.

2. Введение в тему. Сообщение темы.

Вызвать  положительные эмоции  и интерес к предстоящей деятельности:

Садись поудобнее…

Мотивация на предстоящую деятельность 

Логопед. Что делают глазки? (Смотрят и все видят.) Что делают ушки? (Слушают и все слышат.)

-Раз, два, три!

Слушай и смотри.

Три, два, раз!

Мы начнем сейчас.

- Сегодня к нам пришла кукла Маша. Она хочет с тобой поиграть. Давай ей покажем как мы умеем играть с ладошками.  Игра «Ладушки»

Рассмотрим картинку:

Это  семья. Вот папа, мама, дочка Катя, бабушка, дедушка, сын Коля. Посмотрите внимательно на картинку и покажите, где мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.

3. Основная часть занятия.

Массаж рук массажным мячом.

Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс  «Разминка» (по методике Крупенчук):

побудить ребенка к повтору  движений за взрослым за взрослым

Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3.

Здравствуй мой любимый мячик,

Скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».

Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю.

Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.

По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…

Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу…

Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..

Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет…

Молодец, Лена! Кукле очень понравилась наша разминка.

- А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.

Массаж лица и пассивная артиктикуляционная гимнастика

(по методике Крупенчук,Воробьевой)

Грабельки сгребают

Все плохие мысли.

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем,

Тянем вниз за мочки,

А потом уходим

Пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем,

Чтобы надувались.

Губки разминаем,

Чтобы улыбались.

Мы теперь утятки –

Клювики потянем,

Разомнем их мягко,

Не задев ногтями.

Уголками губ мы

Щёчки поднимаем,

А потом от носа

Вниз к губам стекаем

Губки пожуем мы

Шарики надуем

И губами вправо -влево

Потанцуем.

Мы язык за губу Заворачиваем,

Кулачком по губе

Поколачиваем.

За другую губу

Заворачиваем

И другим кулачком поколачиваем.

Тянем подбородок

И к ушкам щипаем,

А потом по шейке

Ручками стекаем.

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам – 2

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх или сверху вниз.

Нагибание ушных раковин кпереди – 3, оттягивание вниз за мочки – 4.

Пальцы перебегают на щёчки.

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями - 5

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю,  а потом верхнюю губу – 6

Вытягивание обеих губ вперед

Большие и указательные пальцы разминают обе губы - 7

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта – 8.

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот – 10; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу/врозь друг другу - 11

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе -12

Язык под нижней губой и поколачивание кулачком по нижней губе -12

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам -14.

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

Точечный массаж «Здесь живет»

Здесь живет Хмурилка, (точка на переносице)

Здесь живет Дразнилка, (точка внизу на крыльях носа)

Здесь живет Смешилка, (точка на подбородке)

Здесь живет Страшилка, (потянуть за мочки уха вниз)

Это носик Бибка! (нажать на кончик носа)

Где твоя улыбка? (улыбнуться, потянуть губки за уголки рта

4. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри»

5. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк» 

(по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми  и дыхательными упражнениями.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:

-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).

Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок

отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.

Упр. «Слоник»

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)

Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.

Упр. «Змейка».

Подражаю я змее с ней я буду наравне,

Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)

Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же  сел  на лошадку и поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко-

стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:

Дыхательное упр-ние:

Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):

-Ах! – ах,

- Ох!- ох,

- Эх!- эх,

- Ух!- ух.

Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.

На этом  наша прогулка тоже окончена.

6. Имитация и звукоподражание. Вызывание звуков (символы звуков по Фомичевой)

А теперь давай расскажем  веселое стихотворение.

Стихотворение «Веселый старичок» Д.Хармса

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Да-да-да

До-до-до

Де-де-де

Да Бух-бух!

Бу-бу-бу

Да би-би-би

Динь-динь-динь

Да тюх-тюх!

Раз, увидя, паука,

Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи

Да ха-ха-ха

Хо-хо-хо

Да га-га!

Ги-ги-ги

Да га-га-га

Го-го-го

Да буль-буль!


А увидя стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы

Да гу-гу-гу

Го-го-го

Да бах-бах!

Ой, ребята,

Не могу!

Ой, ребята,

Ах, ах!!!

7. Обогащение словаря по теме «Семья». Упражнение “Покажи, где мама” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Задается вопрос кто большой? (папа) А кто маленький? (сын) и т.д.

8. Игра «Кого не стало». По картинкам моя семья.

9. Подведение итогов занятия

 Лена,  ты сегодня молодец!!! Тебе понравилось, как мы играли? Кто к тебе пришел в гости?

Кукле понравилось у нас в гостях.