Артикуляторно-акустическая дисграфия
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Рябчикова Светлана Васильевна

Дисграфия – частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвовавших в процессе письма.

Артикуляторно-акустическая дисграфия – дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно пред­положить, что при внутреннем проговаривании нет достаточ­ной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформи­рованы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компен­сация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фоне­матических функций).

В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежит тот вид неправильного произношения ребёнком звуков речи, когда один звук полностью заменяется другим (например, ребёнок говорит "сапка" вместо "шапка"). Овладение правильным произношением всех звуков речи до начала обучения грамоте важно по следующей причине. В начальный период овладения грамотой дети обычно проговаривают вслух каждое записываемое ими слово, что помогает им уточнить его звуковой состав. Однако если ребёнок произносит звуки неправильно (особенно если он заменяет один звук речи другим), то такое проговаривание в процессе письма не только не помогает, но даже мешает. Ребёнок в этих случаях пишет так, как говорит, то есть "косноязычие" из его устной речи переходит и на письмо – возникает артикуляционно-акустическая дисграфия.

При нормальном ходе речевого развития все дети в раннем возрасте заменяют сложные по артикуляции звуки (с, з, ш, ж, ч, ц, щ, р, л) более простыми, поскольку им ещё недоступны сложные и тонкие движения артикуляторных органов, и прежде всего – языка.

Например, появлению в речи ребёнка звука "ш" чаще всего предшествует целая "цепочка" звуков-заменителей (ть, сь, с) со всё более и более усложняющейся и постепенно приближающейся к звуку "ш" артикуляцией, то есть на разных этапах своего возрастного развития одно и то же слово "шапка" ребёнок произносит по-разному: "тяпка-сяпка-сапка", и, наконец, "шапка". То же самое происходит и с другими артикуляторно сложными звуками. Это вполне нормальный ход становления звукопроизношения – период "возрастного" или физиологического косноязычия.

Однако звуковые замены в речи ребёнка "нормальны" только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Если же они задерживаются до более позднего возраста, это уже патология, являющаяся несомненным предвестником артикуляционно-акустической дисграфии.

Выявление предпосылок артикуляционно-акустической дисграфии.

Большинство родителей даже без какой-либо специальной проверки знают, какие звуки "не выговаривает" их ребёнок. Однако во многих случаях этому обстоятельству в семье не придают значения, поскольку его никак не связывают с возможными в дальнейшем школьными проблемами. Вот почему важно проверить состояние звукопроизношения у каждого дошкольника, и чётко определить, какие именно звуки ребёнок совсем не произносит или заменяет другими звуками.

С этой целью нужно предложить ребёнку назвать картинки, специально подобранные на наиболее сложные по артикуляции звуки. Каждый звук находится здесь в трёх положениях в слове – в начале, в середине и в конце. Исключение составляют лишь звуки "з" и "ж", приводимые только в начале и середине слова, поскольку в конце слов они оглушаются. Картинки должны называться ребёнком самостоятельно.

В ходе проверки обращается внимание не только на замены одних звуков речи другими (например, "дус" вместо "душ"), но и на полное отсутствие звуков ("ыба" вместо "рыба"), а также на искажение их произношения (например, "картавое" "р", губное "л" и пр.), хотя искажённое произношение звуков, как правило, не отражается на письме в виде буквенных замен, однако и этот дефект нужно постараться устранить до поступления ребёнка в школу. Такого рода дефекты (искажённое звучание) не проходят с возрастом.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Материал для консультации39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия – частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвовавших в процессе письма.

Артикуляторно-акустическая дисграфия – дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).

В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежит тот вид неправильного произношения ребёнком звуков речи, когда один звук полностью заменяется другим (например, ребёнок говорит "сапка" вместо "шапка"). Овладение правильным произношением всех звуков речи до начала обучения грамоте важно по следующей причине. В начальный период овладения грамотой дети обычно проговаривают вслух каждое записываемое ими слово, что помогает им уточнить его звуковой состав. Однако если ребёнок произносит звуки неправильно (особенно если он заменяет один звук речи другим), то такое проговаривание в процессе письма не только не помогает, но даже мешает. Ребёнок в этих случаях пишет так, как говорит, то есть "косноязычие" из его устной речи переходит и на письмо – возникает артикуляционно-акустическая дисграфия.

При нормальном ходе речевого развития все дети в раннем возрасте заменяют сложные по артикуляции звуки (с, з, ш, ж, ч, ц, щ, р, л) более простыми, поскольку им ещё недоступны сложные и тонкие движения артикуляторных органов, и прежде всего – языка.

Например, появлению в речи ребёнка звука "ш" чаще всего предшествует целая "цепочка" звуков-заменителей (ть, сь, с) со всё более и более усложняющейся и постепенно приближающейся к звуку "ш" артикуляцией, то есть на разных этапах своего возрастного развития одно и то же слово "шапка" ребёнок произносит по-разному: "тяпка-сяпка-сапка", и, наконец, "шапка". То же самое происходит и с другими артикуляторно сложными звуками. Это вполне нормальный ход становления звукопроизношения – период "возрастного" или физиологического косноязычия.

Однако звуковые замены в речи ребёнка "нормальны" только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Если же они задерживаются до более позднего возраста, это уже патология, являющаяся несомненным предвестником артикуляционно-акустической дисграфии.

Выявление предпосылок артикуляционно-акустической дисграфии.

Большинство родителей даже без какой-либо специальной проверки знают, какие звуки "не выговаривает" их ребёнок. Однако во многих случаях этому обстоятельству в семье не придают значения, поскольку его никак не связывают с возможными в дальнейшем школьными проблемами. Вот почему важно проверить состояние звукопроизношения у каждого дошкольника, и чётко определить, какие именно звуки ребёнок совсем не произносит или заменяет другими звуками.

С этой целью нужно предложить ребёнку назвать картинки, специально подобранные на наиболее сложные по артикуляции звуки. Каждый звук находится здесь в трёх положениях в слове – в начале, в середине и в конце. Исключение составляют лишь звуки "з" и "ж", приводимые только в начале и середине слова, поскольку в конце слов они оглушаются. Картинки должны называться ребёнком самостоятельно.

В ходе проверки обращается внимание не только на замены одних звуков речи другими (например, "дус" вместо "душ"), но и на полное отсутствие звуков ("ыба" вместо "рыба"), а также на искажение их произношения (например, "картавое" "р", губное "л" и пр.), хотя искажённое произношение звуков, как правило, не отражается на письме в виде буквенных замен, однако и этот дефект нужно постараться устранить до поступления ребёнка в школу. Такого рода дефекты (искажённое звучание) не проходят с возрастом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: "Коррекция артикуляторно - акустической дисграфии"

Коррекция артикуляторно – акустической дисграфии дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы "Профилактика артикуляторно - акустической дисграфии"

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале представлены направления логопеди...

«Профилактика артикуляторно- акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Профилактика дисграфии- актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образо...

Артикуляторно-акустическая дисграфия симптоматика, коррекция.

Содержание 1.Артикуляторно-акустическая дисграфия симптоматика, коррекция......................................................................................................21.1 Коррекция артик...

Теоретические аспекты возникновения предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии.

Теоретические аспекты возникновения предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии.  Процесс письма представляет собой сложный психофизический процесс обобщения звуковых рядов, не сводящий...

Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии в детском саду с помощью "Умного зеркала "ArtikMe"

Представлены основные направления работы с школьниками, имеющими артикуляторно-акустическую дисграфию....