Теоретические аспекты возникновения предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии.
презентация по логопедии

Бибина Марина Юрьевна

Теоретические аспекты возникновения предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии.

 

 

Процесс письма представляет собой сложный психофизический процесс обобщения звуковых рядов, не сводящийся к простому переводу со звука на букву. Акт письма — это сугубо мыслительная операция, более абстрактная, чем звукопроизношение. Соотношения между звуком и письмом чрезвычайно сложные и тонкие. Для правильного письма обязательно наличие точно дифференцированной фонемы и прочной связи буквы с внешней стороной звука (оптических восприятий артикуляции и кинестетических ощущений)

Артикуляторно-акустическая дисграфия-вид дисграфии, характеризующийся нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении [5].

В классификации М. Е. Хватцева Артикуляторно-акустическая дисграфия была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи [2].

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит [2].

  В процессе проговаривания уточняется звуковая структура слова, характер звуков. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребёнок отражает своё дефектное произношение. Особенно много ошибок дают дефекты произношения шипящих, свистящих, отсутствие звонкости в согласных.

Артикуляторно - акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Этот вид дисграфии преимущественно отмечается у детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, особенно при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.

Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. Это говорит о том, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено компенсацией сохранных функций (за счет чёткой слуховой дифференциации, или сформированности фонематических представлений.)

Симптоматика артикуляторно – акустической дисграфии проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Например, в устной речи ребёнок заменяет звук звука [ш] чаще всего на [ть] или[с] и постепенно на разных этапах своего возрастного развития либо в ходе коррекционных занятий приближается к звуку к правильной артикуляции звука ш». То же самое происходит и с другими артикуляторно сложными звуками. Это вполне нормальный ход становления звукопроизношения – период "возрастного" или физиологического косноязычия.

 

Однако звуковые замены в речи ребёнка "нормальны" только до определённого возраста, и они обязательно должны исчезнуть не позднее, чем к пяти-шести годам. Если же они задерживаются до более позднего возраста, это уже патология, являющаяся несомненным предвестником артикуляционно-акустической дисграфии. Нечёткие, изменяющие стереотипы звуков, разнообразные замены одних звуков другими провоцируют соответственно неправильное написание. Особенно плохо различаются звуки, близкие по артикуляции или слуху. Полное отсутствие в речи звука ведёт или к пропуску в слове соответствующей буквы или записи ошибочной буквы.

Дисграфия может сопровождаться и речевой симптоматикой (неврологическими нарушенияминарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и, в связи с этим не включаются в её симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств.

Симптомы артикуляторно-акустической дисграфии:

  • замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи) [3];
  • замены и смешивания парных звонких и глухих согласных [б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с,

ж-ш] [3];

  • замены и смешения свистящих и шипящих [ж-ш] [3];
  • замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав [ч-т’] [3];
  • замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных [а-я, о-ё, у-ю] [3];
  • пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного [3];
  • замена и смешение гласных: [о], [у], [е], [и]

Основы коррекции артикуляторно-акустической дисграфии:

  • совершенствование речевых навыков (коррекция дефектного произношения) [4];
  • закрепление связи между правильным звуком и правильной буквой [4];
  • формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия [4];
  • уточнение и закрепление дифференциации звуков.

Недостаточное фонетическое развитие тормозит звуковой анализ состава слова. Произнесение звуков, даже беззвучное артикулирование их, усиливает понимание произносимого. Оно уточняет звук, улучшает его узнавание, обостряет звуковой анализ.

Таким образом, правильное звукопроизношение и хорошо развитые фонематические представления обеспечат в будущем условия для усвоения грамоты, в частности письма.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляторно -акустическая дисграфия Учитель-логопед: Бибина М.Ю.

Слайд 2

«Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков-вот главные основания правописания » К.Д. Ушинский [ 3 ] . Артикуляторно -акустическая дисграфия

Слайд 3

Артикуляторно -акустическая дисграфия – вид дисграфии , характеризующийся нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении [ 5 ] .

Слайд 4

Артикуляторно -акустическая дисграфия Выделена М.Е. Хватцевым и обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи [2] . Механизмом этой формы дисграфии является дефектное произношение звуков речи, которые отражаются на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит [2] .

Слайд 5

Артикуляторно -акустическая дисграфия Механизмы Неправильное произношение звуков в речи Несформированность фонематических представлений Нарушение слуховой дифференциации Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи

Слайд 6

СИМПТОМЫ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи) [ 3 ] ; замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) [ 3 ] ; замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш) [ 3 ] ; замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч-т’) [ 3 ] ; замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю) [ 3 ] ; пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного [ 3 ] ; замена и смешение гласных: о, у, е, и.

Слайд 7

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ совершенствование речевых навыков (коррекция дефектного произношения) [ 4 ] ; закрепление связи между правильным звуком и правильной буквой [ 4 ] ; формирование кинестезий и развитие фонематического восприятия [ 4 ] ; уточнение и закрепление дифференциации звуков.

Слайд 8

АРТИКУЛЯТОРНО- АКУСТИЧЕСКая ДИСГРАФИя Правильное звукопроизношение и хорошо развитые фонематические представления обеспечат в будущем условия для успешного усвоения ребенком грамоты, в частности письма.

Слайд 9

Список используемых источников 1. Зачупейка Л.В. Артикуляторно - акустическая дисграфия как форма нарушения письменной речи [Электронный ресурс]/: http ://www.maam.ru/ detskijsad /artikuljatorno-akusticheskaja-disgrafija-kak-forma-narushenija-pismenoi-rechi.html . 2. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой.- М.: ВЛАДОС, 2007 3. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед . ин- тов по спец. «Дефектология» / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2000. 4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников/Р.И. Лалаева , Л.В. Венедиктова .- СПб.: Союз, 2001. 5. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных пед -их учебных заведений: В 2тт./ Под ред. Л.С. Волковой и В.И Селиверстова. - М.: Гуманит . Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Возникновение предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи как следствие нарушений лексико-грамматического строя

Ведущим механизмом формирования граммати­ческого строя речи является овладение ребенком за­кономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия....

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Дисграфия – частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвовавших в процессе письма.Ар...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: "Коррекция артикуляторно - акустической дисграфии"

Коррекция артикуляторно – акустической дисграфии дисграфии у детей старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы "Профилактика артикуляторно - акустической дисграфии"

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В материале представлены направления логопеди...

«Профилактика артикуляторно- акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Профилактика дисграфии- актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образо...

Артикуляторно-акустическая дисграфия симптоматика, коррекция.

Содержание 1.Артикуляторно-акустическая дисграфия симптоматика, коррекция......................................................................................................21.1 Коррекция артик...