Конспекты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации и автоматизации поставленных звуков
план-конспект занятия по логопедии на тему

Анна Владимировна Борздова

ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖУЖЖАЛОЧКИ И ШИПЕЛОЧКИ

 

Задачи:

автоматизировать и дифференцировать звуки [ж] и [ш] в слогах, словах и фразах; развивать и активизировать мото­рику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух, вос­приятие, память, воображение, зрительное восприятие; расширять словарный запас детей (шлемофон, жакет, этажерка, абажур, фу­жер);

учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.

Методы и приемы: игротерапия;  сказкотерапия.

Оборудование:  «волшебная палочка», картонные фи­гурки Жужжалочки и Шипелочки,   дидактические игры «Чаепи­тие», «Коллекции», простой и цветные карандаши,  дидактиче­ские игры «Живое - неживое», «Путаница», пластилин, доска для пластилина, музыка для релаксации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_na_sayt.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16»

Конспекты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации и автоматизации поставленных звуков

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Борздова Анна Владимировна

ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖУЖЖАЛОЧКИ И ШИПЕЛОЧКИ

Задачи:

автоматизировать и дифференцировать звуки [ж] и [ш] в слогах, словах и фразах; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие; расширять словарный запас детей (шлемофон, жакет, этажерка, абажур, фужер);

учить согласовывать прилагательное с существительным в соответствии с числом и родом имени существительного.

Методы и приемы: игротерапия;  сказкотерапия.

Оборудование:  «волшебная палочка», картонные фигурки Жужжалочки и Шипелочки,   дидактические игры «Чаепитие», «Коллекции», простой и цветные карандаши,  дидактические игры «Живое - неживое», «Путаница», пластилин, доска для пластилина, музыка для релаксации.

Ход ОД:

I.Организационный момент.

- Здравствуй! Ты любишь сказки? (Да.) Тогда я приглашаю тебя в сказку! Для этого у меня есть специальная волшебная палочка.

Логопед делает взмах «волшебной палочкой», который сопровождается звуковым оформлением.

II.Основная часть.

- Сказка начинается. В одной волшебной стране жили-были две сестренки: Жужжалочка и Шипелочка (показ картонных фигурок).

На ватмане нарисована картинка: дворец и несколько домиков.

Они, как и ты, очень любят делать зарядку для языка.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Язычок знаком нам, дети,

(Широко улыбнуться.)

Мы его улыбкой встретим.

(Растянуть губы.)

Это язычок пришел.

(Высунуть язык.)

Вправо он сейчас пошел.

(Тянуться кончиком языка вправо.)

Все, что нужно, увидал

 И налево зашагал.

(Тянуться кончиком языка влево.)

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

(Широко открыть рот.)

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает,

(Кончик языка тянется к носу.)

Он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

(К подбородку.)

Ротик свой не закрывает,

Индюков он приглашает.

(«Индюки».)

Поиграл наш язычок,

Лег поспать он и - молчок.  

(Закрыть рот.)

- Очень хорошо! Как ты думаешь, какой звук больше всего любит Жужжалочка? (Ж-ж-ж-...) Правильно. А Шипелочка? (Ш-ш-ш-...) Совершенно верно.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [III] И [Ж] В СЛОГАХ

- Послушай, как они разговаривают, и повтори:

Ша-ши-шо                                    Ша-жа-ша

Жи-жу-жа                                      Жи-шо-жу

Жи-ши-жи                                      Ша-же-шу

Дидактическая игра «Чаепитие». (См. Приложение 1, карточка 28.)

- Однажды Шипелочка и Жужжалочка мыли посуду, но Жужжалочка мыла свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком [ж] треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитай слоги на чашках. Если в слоге звук [ш] и буква Ш. то чашка - целая, нарисуй в чашке чай и пар над ней. Если в слоге звук [ж] и буква Ж, то чашка - разбитая, рисуй трещинку и лужицу.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] И [Ж] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Коллекция».

- Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но злой волшебник перепутал все товары и теперь они не знают, как быть... Для Жужжалочки назови слова со звуком [ж], а для Шипелочки - со звуком [ш] и проведи стрелочки к джипу и к машине соответственно. (К джипу: этажерка, пижама, жакет, фужер, крыжовник; к машине: шина, шуба, шахматы, кувшин, мешок, вишня.)

- Молодец! Посмотри, кто это ползет и иголочки несет? (Ёжик.) Правильно! Наша физкультминутка так и называется «Ежик».

Физкультминутка

ЁЖИК

По сухой лесной дорожке –

 Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

 Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок.

 Ощетинит еж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его.

Дидактическая игра «Живое - неживое».

- Однажды Шипелочка и Жужжалочка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: неживое или живое? Помоги им в этом разобраться.

(Пушка - неживая, лягушка - живая, кошка - живая...)

- Молодец, ты им очень помог!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] И [Ж] ВО ФРАЗАХ

Дидактическая игра «Путаница».

- Шипелочка и Жужжалочка знают, что ты очень любишь сказки и на прощание попробовали сочинить ее для тебя, но перепутали все слова. Исправь, пожалуйста, их ошибки, в этом тебе помогут картинки.

Вот что они написали:

У мышки в лапах кошка. А как правильно? (У кошки в лапах мышка.) Маша надела голову на шапку. (Маша надела шапку на голову.) Лужайка летает над шмелем. (Шмель летает над лужайкой.) Шлем надел Женю. (Женя надел шлем.) У шеи шарфик на мишке. (У мишки на шее шарфик.) Пожар тушит пожарного. (Пожарный тушит пожар.) Паша обводит картинку жабой карандаш. (Паша обводит карандашом картинку жабы.)

- Молодец! Ты очень хорошо справился с заданием! Теперь Шипелочка и Жужжалочка будут внимательнее. Чтобы Шипелочка и Жужжалочка больше не путали свои буквы, мы сделаем им платья из пластилина в виде букв Ж и Ш.

Включается спокойная музыка.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУКВ ИЗ ПЛАСТИЛИНА МЕТОДОМ  ПЛАСТИЛИНОВОЙ АППЛИКАЦИИ

- Изготовленные буквы накладываем на фигурки наших героев - «одеваем» им красивые платья. Нам пора возвращаться. Картинки, которые мы с тобой сегодня рассматривали, Шипелочка и Жужжалочка нам дарят. Из них мы сделаем книжку (с помощью степлера скрепляются картинки).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ |С| - [Ш| В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗАХ (ПО МОТИВАМ СКАЗКИ «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ»)

Задачи: активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; закреплять навык дифференциации звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразах, навыки чтения слогов и составления из них слов; воспитывать аккуратность.

Оборудование: фланелеграф, картинки для фланелеграфа: солнышко, туча, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёж, раздаточный материал: стеклянные пуговицы, шишки (природный материал), дидактическая игра «Найди звук».

Ход ОД:

I.Организационный момент.

- Отгадай загадку:

Огненное блюдце

По небу катается.

Утром на востоке

Поднимается.

Вечером на западе

За горизонт опускается. (Солнышко.)

II.Основная часть.

- Однажды большая тучка занавесила небо, закрыла солнышко и оно перестало освещать на землю. (На фланелеграфе: туча закрыла солнце.) Что делать? Кто разбудит солнышко? Решили идти цыплята. (На фланелеграфе: туча, закрывающая солнце, цыплята.)

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА «ЛИСТЬЯ»

Листья осенние тихо кружатся.

Листья нам под ноги тихо ложатся

 И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

- Как шелестят листья? (Ш-ш-ш.) Подул ветерок. Как ветерок свистит? (С-с-с.) Листики шуршат: ш-ш-ш, ветерок свистит: с-с-с, листики..., ветерок... (Логопед произносит слова «листики» или «ветерок», а ребенок - звуки [ш] или [с].)

     Какие звуки мы будем стараться правильно произносить? ([ш] и [с].) Что ты знаешь про эти звуки? (Твердые согласные, глухие.) Будем помнить, что при произнесении звука [ш] кончик языка поднят к верхним зубам, а выдыхаемая воздушная струя - теплая, при произнесении звука [с] язык лежит за нижними зубами, а выдыхаемая воздушная струя - прохладная.

     Идут, цыплята идут... Вот кого они встретили...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «УЛИТКА»

Кто так медленно ползет,

(Одна ладошка накрывает другую.)

Дом свой на себе несет?

(«Улитка» медленно ползет по столу.)

Проползет еще немножко,

(Указательный и средний пальцы

 высовываются из-под ладошки.)

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

(«Улитка» ползет с высунутыми рожками.)

Медленно ползет... улитка!

На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка.

- Спросили цыплята у улитки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, может и знает».

     Идут все вместе дальше. Видят, сидит на пеньке сорока. (На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улигка, сорока.) Натаскала она много шишек и стеклянных пуговиц и не может их разложить. Поможем ей.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

- Если услышишь в слове звук [ш], бери шишку, если услышишь звук [с], бери стеклянную пуговицу и раскладывай их в две разные стороны.

Слова: усы, уши, нос, нож, мыс, мышь, рос, рожь, миска, мышка, сутки, шутки, каска, кашка, крыса, крыша, носки, ножки, басня, башня, касса, каша.

- Сорока нас благодарит за помощь и дарит эту картинку для игры.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Найди звук».

- Посмотри, что на картинке, назови изображенное и определи, какой звук есть в слове: [с] или [ш]. Если в слове звук [с] - проведи линию к букве С, если в слове звук [ш] - проведи линию к букве Ш.

     Идут дальше цыплята. Видят, зайка сидит, лапкой носик прикрывает. (На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц.) Что с ним случилось? Слушай и повторяй.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш] В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ша - ша - са - ша - ша - са - на пеньке сидит оса.

Ша - ша - са - ша - ша - са - села на нос мне оса.

Ша - ша - са - ша - ша - са - укусила в нос оса.

Шо - шо - со - шо - шо - со - стал мой нос как колесо.

Иска - иска - ишка - иска - иска - ишка - стал мой нос как шишка.

Шу - шу - су - шу - шу - су - лапкой я гоню осу.

Ша - ша - са - ша - ша - са - улетела в лес оса.

- Цыплята пожалели зайку и рассказали историю про другого зайчика.

МАССАЖ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ЗОН «ЗАЙКА»

(ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ)

Т или-тили-тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

(Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично

 разводить га в стороны и сводить вместе.)

Жалко нам зайчишку,

Носит зайка шишку.

(Кулачками проводить по крыльям

 носа от переносицы к щекам.)

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс.

(Раздвинуть указательный и средний пальцы,

остальные сжать в кулак, массировать точки,

находящиеся перед и за ухом.)

- Цыплята спросили, не знает ли зайка, как пройти к солнышку. (Можно предложить ребенку задать этот вопрос от имени цыплят.) «Нет, может утка знает?» - ответил заяц.

Послушай стихотворение.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш] В СЛОВАХ, ФРАЗАХ. ПРОСЛУШИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ

ВЫВОДОК

Не дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

Плывет сквозь камыши.

До чего ж пугливые!

До чего ж счастливые!

Не стреляй, охотник!

Собака, не спеши.

В. Берестов

- К кому мы обращаемся в этом стихотворении? (К охотнику, к собаке.) Что мы просим их не делать? (Не дышать, не стрелять, не спешить, не шуршать.) Почему? (Потому что утка и утята плывут сквозь камыши.)

На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка.

- Утка и утята прохаживаются по полянке вперевалочку и собирают цветы. Помоги им собрать красивые букеты.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [III] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Собери букеты»

- Прочитай слоги на всех цветах. Соедини слог в цветке со сло-гом в вазе так, чтобы получилось слово. Сначала собирай цветы на полянке, на которой стоят вазы со слогами ска и шка. Затем - на полянке с вазами, на которых написаны слоги шня и сня.

 - Друзья спросили у уточки, не знает ли она, как попасть к солнышку. Уточка сказала, что не знает. Ей и самой без солнышка грустно. Может, ёжик знает, он очень мудрый.

Физкультминутка

ЁЖИК

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

 Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится ёж в клубок.

 Ощетинит он иголки -

Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёжик.

- Ёжик знает одно стихотворение, которое поможет прогнать тучу и разбудить солнышко. Давай его разучим, а вместе с нами и все друзья. (Логопед показывает на фланелеграф.)

ПРОСЛУШИВАНИЕ И ОТРАЖЕННОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ «СОЛНЫШКО, СВЕТИ!»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Солнце, солнышко - гори!

Солнце, солнышко - свети!

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко!

Ты по кругу иди,

Не сбивайся с пути!

III. Заключительная часть.

- Вот и выглянуло солнышко из-за тучи! (На фланелеграфе: солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёжик.) Все очень обрадовались! Сегодня, когда мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко, какие звуки ты старался правильно произносить.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л

В ИЗОЛИРОВАННОМ ПРОИЗНОШЕНИИ, В СЛОГАХ И СЛОВАХ (ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЛОБОК»)

Задачи: закрепить навык произношения звука [л] изолированно, в прямых и обратных слогах; развивать фонематический слух, мелкую и артикуляционную моторику, интонационную выразительность речи, внимание, память, мышление; формировать умение читать прямые слоги; учить образовывать существительные множественного числа; воспитывать дружелюбие.

Оборудование: дидактическое пособие «Колобок» (на брусок натянута леска с бусиной, брусок поделен на три одинаковые части), картинный материал: пила - пилы, кукла - куклы, игла - иглы, акула - акулы, весло, юла, дупло, мыло; дидактические игры «Прятки», «Бокалы»; мяч.

Ход ОД:

I.Организационный момент

- Вспомни, какой звук мы научились правильно произносить? (Звук [л].)

Уточнение артикуляции звука [л].

- Скажи, как получается правильный звук.  Давай произнесем звук [л]. (Губы растянуты в улыбке, кончик языка немного прикусить и гудеть ы-ы-ы.) Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий.) Будем стараться правильно произносить звук [л].

II.Основная часть

- Чтобы наш язычок легко и чисто говорил, сделаем артикуляционную гимнастику.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения:

«Улыбка». Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы. Удерживать 15 секунд.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Удерживать 10 секунд, нижнюю губу не подворачивать.

«Трубочка». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед. Удерживать 15 секунд.

«Покусывание кончика языка». Губы в положении улыбки.  Покусывание производится 10 раз.

«Катание шарика». Губы сомкнуты. Язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполнять сначала в одну, затем в другую сторону.

«Часики». Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного угла рта к другому, стараясь не касаться губ. Выполнять 20 секунд.

«Качели». Рот широко открыт. Кончик языка попеременно ставить за верхние, затем за нижние зубы. Выполнять 10 раз.

«Непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя», затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте. Нижнюю губу не подворачивать, не натягивать.

«Пароход гудит». При открытом рте длительно произносить звук [ы]. Следить, чтобы кончик языка был внизу в глубине рта.

«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Движения постепенно убыстрять, добавляя голос, пока не получится звук «бл-бл».

«Лошадки». Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье». Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

- Сегодня у нас в гостях один сказочный герой. Отгадай, кто это? Его любимая песенка: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…Кто это? (Колобок.)

Конечно, это Колобок!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ И МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ

- Скажи, а в имени Колобок есть звук [л] или нет? Где в этом слове он находится: в начале, в середине или в конце?

Дидактическое пособие «Колобок».

- Покажи, где место звука [л] в слове «колобок» на схеме (три клеточки в ряд). Если звук в начале слова, колобок остановится в первой клеточке, если в середине - во второй, а если в конце, то - в последней.

- Колобок тоже хочет выучить букву Л и звук [л], но буква Л от него спряталась.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [Л]

Дидактическая игра «Прятки».

- Сейчас мы разомнем наши пальчики, чтобы ты смог показать букву Л.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчики в футбол играют.

Все друг друга обгоняют,

 Все - бегом, вприпрыжку, вскачь,

Все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол.

Хорошо играть в футбол!

- Покажи пальчиками букву Л, сначала на правой руке,  затем на левой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ (С ОПОРОЙ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР)

Дидактическая игра «Бокалы».

- Бабушка Колобка сделала яблочный сок и хочет угостить тебя. Прочитай слоги, найди слог ЛО. В этот бокал будет налит сок.

Физкультминутка

КОЛОБОК (С МЯЧОМ)

Координация речи с движением, развитие моторных навыков.

 Жили-были дед да баба

(Стоять, мяч за спиной, наклоны вправо, влево.)

 На поляне у реки

И любили они очень

(Стоять, мяч перед собой.)

 На сметане колобки.

(Передавать мяч из одной руки в другую.)

 Хоть у бабки мало силы,

 Бабка тесто замесила.

 (Присесть, мяч внизу.)

 Ну а бабушкина внучка

 Колобок катала в ручках.

 (Катать мяч по полу.)

 Вышел ровный, вышей гладкий,

(Стоять, перекладывать мяч из одной руки в другую.)

Не соленый и не сладкий.

Очень круглый, очень вкусный,

Даже кушать его грустно.

Мышка серая бежала,

(Мяч на полу, бег вокруг мяча.)

 Колобочек увидала.

 - Ой, как пахнет Колобочек!

(Наклоны к мячу.)

 Дайте мышке хоть кусочек.

 Колобочек убежал,

По дорожке поскакал.

(Стоять, отбивать мяч от пола и ловить его двумя руками.)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ (С ОПОРОЙ НА СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР)

«Доскажи словечко» с опорой на картинки (в соответствии с произносимым словом перед ребенком выкладываются картинки).

Пи-ла - пи-лы.

Кук-ла — кук-лы.

Иг-ла - иг-лы.

Аку-ла аку-лы.

Дуп-ло, мы-ло,

Вес-ло, ю-ла.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ (С ОПОРОЙ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ И СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОРЫ)

«Эхо» (по картинкам).

- Ты начинаешь, я продолжаю, ты - заканчиваешь.

 Ребенок (читает слоговой ряд).  ЛУ-ЛУ-ЛУ

Логопед: Возьми кук.

Ребенок: ЛУ.

ЛО-ЛО-ЛО - где сова твоё дуп (ЛО)?

 ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Мила вымыла по (ЛЫ).

ЛУ-ЛУ-ЛУ - мы не били по стек (ЛУ).

ЛА-ЛА-ЛА - стоит лампа у сто (ЛА).

ЛО-ЛО-ЛО -у лодки длинное вес (ЛО).

ЛА-ЛА-ЛА — вот высокая ска (ЛА).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

- Колобок хочет научить нас одной игре. Называется она «Один — много».

Малоподвижная игра с мячом «Один — много».

Логопед бросает мяч ребенку, называя существительное в единственном числе, ребенок бросает мяч логопеду, называя это существительное во множественном числе:

Дупло -дупла.

Пчела - пчёлы.

Пила - пилы.

Осёл -  ослы.

Козёл - козлы.

Стол - столы.

Пол - полы.

III. Заключительная часть.

- Молодец! Ты очень старалась, и у тебя все получилось. А Колобку пора возвращаться домой к бабушке и дедушке. Сегодня помогая Колобку, какой , звук ты старалась правильно произносить.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]  В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

(ПО МОТИВАМ СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

Задачи: развивать артикуляционную моторику, фонематический слуху! фонематическое восприятие, внимательность, логическое мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук, координацию движений; закреплять навык автоматизации изолированного звука [р], в слогах, словах и фразовой речи, знание животных и птиц; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: сюжетная картинка по сказке «Красная! Шапочка», предметные картинки о животных, птицах со звуком [р], дидактические игры «В лес за грибами», «Угощение»; красная шапочка для ребенка.

Ход ОД :

I.Организационный момент

Установление эмоционального контакта с ребенком.

- Ты любишь сказки? А знаешь эту сказку? (Показ иллюстрации к сказке «Красная Шапочка».)

II.Основная часть

- Послушай внимательно и скажи, какой звук я выделила  в слове: кр-р-р-р-расная. ([р].) Какой это звук? (Твердый соглас ный, звонкий.) Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя - сильная, кончик языка - дрожит.

- Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (Логопед одевает на ребенка красную шапочку.) Ой! Кто это? (Ребенок смотрит в зеркало и видит, что он -Красная Шапочка.) Да, ты теперь Красная Шапочка. Давай не просто расскажем эту сказку по- новому, но и покажем ее.

- Жила-была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и улыбнулась...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения:

«Улыбка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать так 15 секунд.

Приготовила чашечку, чтобы попить чай.

«Чашечка», рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать 10 секунд, выполнять 4 раза.

А чай она пила с вкусным вареньем.

«Вкусное варенье.» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помотать.

Затем она почистила зубки.

«Почистим зубы». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем сверху вниз. Губы неподвижны.

После завтрака Красная Шапочка решила заняться делом и покрасила потолок в своей комнате.

«Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким копчиком небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть неподвижна.

Как говорится, делу время, а потехе - час, и Красная Шапочка решила отдохнуть. Она, стада играть на удочке.

Трубочка». Губы плотно сомкнуты и напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать 10 секунд.

   Красная Шапочка играла так  весело, что к ней прискакали лошадки.

«Лошадки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть не двигается.

Услышали про это веселье и индюки.

«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь

не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Движение постепенно убыстрять, добавляя голос, пока не получится «бл-бл-бл».

   Что тут началось! Девочка взяла барабан и начала бить в барабан!

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом все быстрее. Рот приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

   Но тут пришла мама и предложила Красной Шапочке сходить в гости к бабушке. Девочка взяла корзинку и побежала. По дороге она собирала грибы.

«Грибок». Широко открыть рот. Присосать поверхность языка к небу. Сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 6 раз.

   Красная Шапочка хорошо помнила, что где-то в лесу живет Серый Волк. Вспомни, как рычит волк. Какой звук ты слышишь? ([р].)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПО АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

 - Когда ты произносишь его, есть преграда во рту? (Да.) Какой это звук? (Согласный, твердый.) Горлышко работает? (Да.  Звук звонкий.)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ

   - Чтобы Красной Шапочке не было страшно, девочка пела песенку.

Ребенок двумя пальцами «проходит» по нарисованным тропинкам с проговариванием слогов.

ра-ра-ра               ара-ара-ара              дра-дра-дра

ро-ро-ро             оро-оро-оро             дро-дро-дро

ру-ру-ру             уру-уру-уру             дру-дру-дру

ры-ры-ры             ыры-ыры-ыры             дры-дры-дры

бра-бра-бра         гра-гра-гра                      зра-зра-зра

бро-бро-бро        гро-гро-гро                      зро-зро-зро

бру-бру-бру        гру-гру-гру                   зру-зру-зру

бры-бры-бры        гры-гры-гры        зры-зры-зры

Дидактическая игра «В лес за грибами»

- По дороге Красная Шапочка собирала грибы. Среди грибов есть ядовитые, их есть нельзя, а есть съедобные - боровики. На ядовитых грибах - мухоморах написан слог ОР, а на боровиках - другие слоги. Помоги Красной Шапочке. Прочитай слоги и скажи, мухомор это или боровик. У боровика обведи шляпку коричневым карандашом и проведи от него стрелочку к корзинке, а у мухоморов обведи шляпки красным карандашом и нарисуй на них кружочки.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ

- Когда Красная Шапочка пела песенку, послушать ее вышли много разных животных и птиц. Посмотри, кого она там встретила (ребенок называет животных и птиц, представленных на картинке: рысь, рысак, бобры).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ

- В слове «рысь» звук находится в начале, в середине или в конце слова? И т. Д.

Игра «Хлопни, если услышишь звук».

- В лесу жили еще звери и птицы, которые спрятались от нас. Если ты справишься с заданием, то они появятся. Нужно хлопнуть в ладоши, если в их названии есть звук [р].

Логопед произносит названия птиц и животных, ребенок, услышав в словах звук [р], хлопает в ладоши.

 Слова: барсук, крот, грач, журавль и др.

- Долго шла Красная Шапочка по лесу, устала, села на пенек отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 «ПИРОЖКИ»

 Испекли мы пирожки с разною начинкой

 (имитация движения: лепка пирожков):

 И с капустой пирог

(загибать пальчики по одному),

И с картошкой пирог,

И с морковкой пирог,

И с луком пирог.

 И, конечно, на дорожку –

Ароматную лепешку!

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

- Отдохнула Красная Шапочка. Вот и бабушкина избушка. Девочка поздоровалась с бабушкой. Давай посмотрим, какие у тебя в корзинке пирожки. (Ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает.) Например: пирог с картошкой, черникой, морковкой, брусникой и т. д.

III. Заключительная часть.

- Тарам-парам - возвращаться надо нам! (Логопед снимает красную шапочку с ребенка.) Зачем же Красная Шапочка приходила к бабушке? А какие пирожки больше любишь ты? Помогая Красной Шапочке, какой звук ты старался правильно произносить.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р| В СЛОГАХ, СЛОВАХ

(ПО МОТИВАМ СКАЗКИ А. И. ТОЛСТОГО «БУРАТИНО»)

Задачи: развивать мелкую и артикуляционную моторику, активизировать биологически активные зоны, фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, мышление, речевое дыхание; закреплять навык автоматизации звука [р] в слогах, словах, чистоговорках; воспитывать усидчивость.

Оборудование: коробка - посылка от Буратино, дидактическое пособие «Сердитая тучка» для выработки длительной направленной воздушной струи (картонная тучка, к которой с помощью ниток прикреплены картонные капли), дидактическая игра «Испорченные конфеты», дидактическое пособие «Зонт» (на ватмане нарисован бесцветный зонт с прорезями для цветных клиньев, на каждом из которых есть картинка с различными положениями изучаемого звука в ее названии (в начале, в середине и в конце слова), простой карандаш; дидактические игры «Подарки», «Сломанные ручки», «В гостях»; золотой ключик из картона, разрезанный на несколько частей (по количеству игровых заданий).

Ход ООД

I. Организационный момент.

- Здравствуй! Сегодня нам пришла какая-то посылка. Догадайся, от кого она. Вот загадка:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

 Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?.. (Буратино.)

- Послушай, какой звук я выделила: Бур-р-ратино? ([р].) Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий.) Будем стараться произносить этот звук и помнить, что выдыхаемая воздушная струя - сильная, кончик языка - дрожит.

II. Основная часть.

МАССАЖ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ЗОН И

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

- Чтобы открыть посылку, нужны силы. Сделаем самомассаж и гимнастику.

Выполняются движения, соответствующие строчкам сти хотворения.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

(Раздвинутые пальцы рук растирают

 лоб от середины к вискам.)

 Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

 Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуем мы, чтобы улыбались. («Улыбка».)

Мы почистим зубки, чтобы улыбаться. («Почистить зубы».)

Сядем на качели, чтобы покачаться. («Качели».)

Громко в барабаны мы вот так играем. («Барабанщик».)

С чашечки подуем, челку поднимаем, («Чашечка».)

А потом от носа мы к. губам «сползаем».

(Носогубные складки массируем движениями по спирали.)

- Посмотри, в посылке какая-то записка. Читаем: «Здравствуй,... (имя ребенка)! Лиса Алиса хитростью выманила у меня золотой ключик и спрятала его. Ключик кожно найти, выполнив эти задания... Я не знаю, как это сделать. Пожалуйста, помоги мне!» Что будем делать? Ты готов помочь Буратино? (Да!) Много заданий нам предстоит выполнить. (На обратной стороне каждой предложенной игры — одна из частей ключа. Выполняя задания, собираем ключ.) Для начала разомнем наши пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит:

Загибайтесь, выпрямляйтесь.

Вместе в горстку собирайтесь.

Разбегитесь, распрямитесь,

В кулачок теперь сожмитесь.

 Кулачок - на кулачок,

И ладошки на бочок.

 А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

На бочок, опять на стол.

И конец игре пришел.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ

Дидактическая игра «Испорченные конфеты».

- Буратино хотел угостить нас конфетами, но лиса Алиса подшутила над ним. Некоторые настоящие конфеты она заменила пластилиновыми. Конфеты перепутались. Помоги Буратино найти настоящие конфеты. Конфета настоящая, если на ней написан слог с буквой  Р в начале слога, тогда читай слог и нарисуй улыбку на лице у Буратино. А если на конфете написан слог, где буква Р в конце, то конфета ненастоящая. Читай слог и рисуй грустного Буратино - он обижен.

- Молодец, теперь Буратино найдет настоящие конфеты. А вот и первая деталь ключика.

Дидактическое пособие «Сердитая тучка» .

- Ой, кажется, скоро пойдет дождь! Что делать? Будем дуть на капельки и на тучку, может она улетит. Дуть нужно долго, плавно, не надувая щек. Тучка ненадолго улетела и мы успеем починить наш зонт.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Дидактическое пособие «Зонт».

- Купол зонтика состоит из четырех деталей, на каждой -  картинка, в названии которой есть звук [р]. Мы сможем отремонтировать наш зонт, если определим, на каком месте в слове находится звук [р]: в начале, в середине или в конце.

Ребенок определяет положение звука в слове, прикрепляя детали купола зонтика в правильном порядке: если звук [р]  в начале слова, то прикрепляем первую слева деталь, если - в конце, то последнюю, если в середине, то центральные детали.

- Зонтик мы отремонтировали, теперь дождик не страшен. Вот и вторая деталь ключика. Прикладываем ее к первой детали. Пора нам размяться.

Физкультминутка

- Произнеси чистоговорки и выполни движения, которые я покажу.

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ра-ра-ра - глубокая нора.

Ро-ро-ро - мы нашли перо.

Ру-ру-ру - скачет кенгуру.

Ры-ры-ры - укрылись от жары.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ

Дидактическая игра «Сломанные ручки». (См. Приложение 1, карточка 16.)

- Друзья подарили Буратино много подарков, но лиса Алиса поломала все подаренные ручки. Назовем все подарки, найдем среди них ручки и зачеркнем их, чтобы Буратино не расстраивался. Достаем последнюю деталь ключика.

- Ура! Мы собрали ключик!

Дидактическая игра «В гостях».

- Буратино приглашает нас на чай. Посмотри, сколько собралось друзей. Назови всех гостей и расскажи, чем угощает их Буратино.

Словарь: Буратино, Красная Шапочка, Артемон, Чебурашка, Петрушка, Буква Р, Пьеро, Гарри Поттер; торт, самовар, сахар, сахарница, груши, виноград, персик, фрукты, фруктовница, зефир.

III. Заключительная часть.

- Посмотри, какой Буратино стал веселый! Почему? (Мы помогли ему найти ключик.) Помогая сегодня Буратино, какой звук мы старались правильно произносить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспекты индивидуальных логопедических занятий по дифференциации и автоматизации поставленных звуков

Задачи:автоматизировать и дифференцировать звуки [ж] и [ш] в слогах, словах и фразах; развивать и активизировать мото­рику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух, вос­приятие, пам...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш...