Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жаравина Оксана Владимировна

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_differents._zvukov.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков Ш - С "В гости к нам друзья придут, спутать звуки не дадут"

        Цель:

Закреплять артикуляцию звуков [ш] и [с], автоматизировать произношение звука [ш] изолированно, в слоге, слове, фразе; закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш]; совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком, навыки ориентировки в пространстве.

Развивать речевое дыхание, фонематический слух и восприятие, зрительное и слуховое внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность рук.

Повышать речевую активность, стимулировать использование при ответе полных предложений. Формировать культурно – гигиенические навыки, навыки сотрудничества, доброжелательности.

Оборудование:

Песочница с сухим песком; влажные салфетки; камешки; символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «змейка»; схемы правил поведения в песочнице, зеркало для индивидуальной работы; пазлы «Шоколадные конфеты»; картинки – символы артикуляционных упражнений; раскраски «Лошадка», «Пегас»; бубен; сказочный сундучок.

Предварительная работа:

Постановка и автоматизация звука [ш]; дифференциация звуков [с] и [ш]; знакомство со схемами правил поведения в песочнице.

Структурные компоненты занятия:

Организационный момент:

Задание №1. Артикуляционный уклад звуков [с] и [ш]; артикуляционная гимнастика.

Задание №2. Пазлы «Шоколадные конфеты».

Задание №3. Правила поведения в песочнице

Задание №4. «Поздороваемся с песком»

Задание №5. «Прятки»

Задание №6. «Горки»

Задание №7. «Дорожки»

Задание №8. «Кладоискатели»

Итог занятия

Ход занятия.

Сегодня к нам в гости снова пришли Насос и Змейка. Мы поздороваемся с ними их любимыми песенками. Сначала поприветствуем Насос.

Выполняется дыхательная гимнастика «Насос».

А теперь споём песенку для Змейки.

Выполняется дыхательная гимнастика «Змейка».

Молодцы! У вас получились очень красивые песенки.

На наших занятиях мы играем с разными звуками. Как ты думаешь, с какими звуками мы будем играть сегодня?

Ответ ребёнка: Мы будем играть со звуками [с] и [ш], потому что к нам в гости пришли Насос и Змейка.

Верно. Давай пройдём к зеркалам и вспомним, как правильно произносятся эти звуки.

Проходят к зеркалу, садятся за стол.

Произнеси звук [с] и расскажи, что делали губки и язычок.

Ответ ребёнка: С - С – С. Губки улыбались, язычок прятался внизу.

Отлично. А теперь произнеси звук [ш] и тоже расскажи про губки и язычок.

Ответ ребёнка: Губки вытянулись окошечком, язычок поднялся наверх.

Молодец. А сейчас выполним зарядку для губ и язычка, чтобы они были сильными и крепкими. Зарядка сегодня будет не простая. На карточках – пазлах изображены упражнения, которые нам нужно выполнить. Если мы с ними справимся, то сможем сложить картинку, на которой изображено угощение для наших гостей.

Выполняются артикуляционные упражнения:

«Слоник пьёт водичку»                  «Солнышко - окошечко»       «Качели»   «Рыбка»

«Оближи варенье»                «Чашечка»                                      «Чашечка двигается»

Отлично. Твои губки и язычок хорошо потрудились, можно «готовить» угощение для Насоса и Змейки.

Ребёнок собирает пазлы. Педагог при необходимости оказывает помощь.

После окончания работы хвалит ребёнка за успех или старание.

Чем мы сегодня будем угощать гостей?

Ответ ребёнка: Мы будем угощать гостей шоколадными конфетами.

Умница! А теперь вместе с Насосом и Змейкой пройдём к песочнице и поиграем там со звуками [с] и [ш].

Проходят к песочнице.

Ставят картинки Насоса и Змейки по разные стороны песочницы.

Сначала вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать во время игры с песком. Посмотри на схемы и попробуй рассказать о них самостоятельно.

Ребёнок рассказывает о правилах поведения в песочнице, опираясь на схемы. Педагог при необходимости помогает.

1. Нельзя брать песок в рот.

2. Песок не должен высыпаться из песочницы.

3. Отряхивать руки и играть можно только над песочницей.

 4. После игры надо помыть руки с мылом.

Замечательно! Правила мы вспомнили. Теперь можно положить ладошки на песок и поздороваться с ним… Я чувствую, что песок прохладный. А что ты чувствуешь? Какой песок?

Ответ ребёнка: Я чувствую, что песок мягкий, рассыпчатый.

Дидактическая игра «Прятки».

Хорошо. Давай поиграем в «Прятки». Я буду называть различные звуки. Когда ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки руки держи над песочницей.

Ребёнок выполняет соответствующие движения во время произнесения педагогом ряда согласных звуков. После окончания игры педагог хвалит ребёнка, подбадривает, если он допускал ошибки.

Дидактическое упражнение «Горки».

А сейчас возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Не забывай, что произносить звук мы начинаем на выдохе, сделав перед этим глубокий вдох носом.

Ребёнок выполняет задание.

Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».

Ребёнок выполняет задание.

Упражнение проводится два раза.

Дидактическое упражнение «Дорожки».

Наши гости, Насос и Змейка, оказались на разных сторонах песочницы. Скажи, кто находится слева (Насос), справа (Змейка). Давай выложим из камешков дорожку, чтобы они могли добежать друг до друга.

Ребёнок совместно с педагогом выполняет задание.

Сначала Насос пойдёт к Змейке. Шагай двумя пальчиками левой руки по дорожке и проговаривай «сва-сво-сву».

Теперь Змейка побежит к Насосу. Шагай двумя пальчиками правой руки по камешкам и проговаривай «шва-шво-шву».

Снова «идём» от Насоса к Змейке, но проговариваем другие слоги: «све-шве».

По пути от Змейки к Насосу повторяем «шка-ска».

Если ребёнок затрудняется чётко произносить указанные слоги, то перед тем, как «шагать» по дорожкам, предложить ему потренироваться перед зеркалом, обратив внимание на различие артикуляции звуков [с] и [ш].

После выполнения задания педагог предлагает убрать камешки в коробку; протереть руки влажной салфеткой.

Дидактическая игра «Кладоискатели».

А ты знаешь, кто такие кладоискатели?

Ответ ребёнка. Педагог при необходимости дополняет его высказывание или объясняет значение данного слова. Кладоискатели – это те, кто ищет клады (спрятанные сокровища).

Насос и Змейка приготовили для тебя подарки, они такие же необычные, как и наши гости. Это не просто подарки, а клад, который нам с тобой нужно отыскать. Я буду говорить, как и в какую сторону идти, а сколько делать шагов, тебе подскажет бубен.  Будь внимательна, не спеши.

Ребёнок двигается в направлении, которое указывает педагог.

    Три спокойных шага вперёд.

    Два прыжка вправо.

    Четыре шага по-медвежьи вперёд.

    Три шага по-гусиному вперед.

    Пять шагов по-медвежьи влево.

    Три прыжка на одной ножке вперед.

    Четыре спокойных шага вправо.

Клад лежит в сундуке. Он должен быть где-то рядом.

Ребёнок находит сундук, открывает его, достаёт раскраски «Лошадка» и «Пегас».

Насос и Змейка подарили тебе раскраски. Кто на них нарисован?

Ответ ребёнка: Лошадка и Пегас.

Верно. Как ты думаешь, лошадка – это подарок Насоса или Змейки?

Ответ ребёнка: Я думаю, что лошадка – это подарок Змейки, потому что в этом слове есть звук [ш], который она любит.

Педагог при необходимости помогает ребёнку наводящими вопросами, добиваясь того, чтобы он сам дал верный ответ. Хвалит ребёнка.

Я думаю, что Насосу и Змейке понравилось у нас в гостях, они обязательно придут к нам ещё, когда мы будем играть с их любимыми звуками.

А какие звуки любят Насос и Змейка?

Ответ ребёнка: Насос любит звук [с], а Змейка – звук [ш].

Когда мы растягиваем губы в улыбке, а язычок опускаем вниз, какой звук произносим?

Ответ ребёнка: Мы произносим звук [с].

Молодец. Какое положение принимают губы и язычок при произношении звука [ш]?

Ответ ребёнка: Губы округляются «окошечком», язычок поднимается вверх.

Умница! Посмотри, пожалуйста, на схемы о правилах поведения в песочнице. Какое правило мы ещё не выполнили?

Ответ ребёнка: Мы не вымыли руки с мылом.

Конечно. Это обязательно нужно сделать после игры с песком. Проходят мыть руки с мылом. Затем возвращаются к песочнице.

Ты сегодня очень старался на занятии, и твой язычок тоже на славу потрудился. Вы большие молодцы! Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Конспект открытого индивидуального  логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи.Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ (Л) – (Р)С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ БОСЛАБ ЛОГО "ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ"

Тема. Дифференциация звуковР – Л в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы «Игры для Тигры»Цель: - закрепление  правильного произношения звуков Р – Л в сло...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков "Л" - "Р" с использованием ЭОР

Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах, с применением логопедической коррекционной компьютерной программы "Игры для Тигры"...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] (старший дошкольный возраст)

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С и Ш

Цель: дифференциация звуков [с] – [ш].Коррекционно-образовательные задачи:Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.Коррекционно-развивающие за...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [ч]-[ц]

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [ч]-[ц]...