План-программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Бойчук Светлана Владимировна

План-программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_programma_korrektsionno-razvivayushchey_raboty.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Познавательно-речевое развитие

Речевое развитие. Навыки речевого общения.

Развитие словаря

  1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (осень, названия деревьев, овощи, фрукты, грибы и лесные ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда) на основе ознакомления с окружающим. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения (мяч, машинка, кукла, кубики, мишка, платье, брюки, рубашка, кофта, шор
    ты, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, шкаф, стол, стул, кровать, диван, чайник, кастрюля, тарелка, чашка, ложка),
    их частей (колесо, кузов, кабина, голова, лапа, живот, спина, ухо, нос, глаз, рот, рука, нога, воротник, карман, рукав,
    пуговица,  каблучок,  шнурок,  ножка,  спинка,  сиденье,  полка, дверца, носик, крышка, ручка),
    названий природных явлений(осень, дождь, туман, туча, ветер, дерево, трава, листья), названий действий (спать, есть, пить, играть, гулять, стоять,
    сидеть, лежать, идти, мыть, рисовать, смотреть, слушать, петь, танцевать, говорить, кричать, одеваться, раздеваться, умываться, причесываться, поливать, строить, катать, ехать, лететь, убирать, стирать, варить, опадать, дуть),
    признаков предметов (большой, маленький, хороший, плохой, горячий, холодный,  вкусный,  сладкий,  кислый,  соленый,  красный,  синий, желтый, зеленый).
  2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда).
  3. Обучение правильному употреблению личных местоименных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных(мамин,  папин), определительных местоимений (такой же, такие же), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два, три, четыре, пять), порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый, пятый).
  4. Формирование понятия слово.

Формирование и совершенствование грамматическогостроя речи

  1. Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша груши, слива — сливы, сапог — сапоги, стол — столы, яблоко
    яблоки).
  2. Обучение  пониманию  вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке).
  3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в, на, у).
  4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идет, идем).
  5. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко).
  6. Обучение согласованию притяжательных местоимений(мой, моя) с существительными мужского и женского рода(моя рубашка, мой шарф).
  7. Обучение формированию простого двусловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым (Мишка сидит. Дети сидят.).

Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

  1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности

речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек,

при выполнении подвижных упражнений с текстом.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре.
  2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его  к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова (мак погремушка, кот — велосипед, дом —черепаха).
  2. Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать, протопывать слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.
  3. Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны), и использованию их в речи.
  4. Формирование понятия слог — часть слова.

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

  1. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [а], [у].
  2. Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: [ау], [уа].
  3. Формирование  умения  выделять  начальные  ударные гласные [а], [у] из слов, различать слова с начальными ударными [а], [у].
  4. Формирование понятий звук, гласный звук.

Обучение элементам грамоты

Начинается со второго периода работы.

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.
  2. Стимуляция проявления речевой активности.
  3. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
  4. Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия {Кто это? Что он делает?) и отвечать на них (Это птичка. Птичка летит. Это Ваня. Ваня ест.).
  5. Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.
  6. Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространенных предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели.
  7. Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующей интонации. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

                                        Второй период (декабрь, январь, февраль)

Развитие словаря

1.Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам {зима, зимующие птицы, комнатные растения, новогодний праздник, домашние птицы и животные, дикие животные, транспорт, профессии) на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов ближайшего окружения {магазин, почта, улица, весы, продукты, сумка, ящик, горшок, лейка, машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, самолет, корабль), их частей (колесо, кузов, кабина, руль, фара), названий растений и живых объектов (растение, толстянка, герань, кактус, розан, птица, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, корова, коза, лошадь, свинья, лиса, медведь, волк, лиса), названий природных явлений (зима, мороз, метель, снег, снегопад, сугроб), названий действий (идти, дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься, возить, поливать, рыхлить, продавать, разносить, водить, управлять, крутить), признаков предметов (белый, сильный, добрый, злой, красивый).

2.Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (зима, зимующие птицы, комнатные растения, домашние птицы, домашние животные, дикие животные, профессии, транспорт).

3.Закрепление правильного употребления личных местоименных форм, притяжательных местоимений и прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введенных в активный словарь.

4.Обучение пониманию и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации (моет — умывается стирает, лежит — спит, бежит — прыгает — скачет),
противоположные по значению (сними — надень, завяжи —развяжи).

5.Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматическогостроя речи

  1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (сугроб сугробы, снегирь снегири, утка — утки, ворона — вороны).
  2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой).
  3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под).
  4. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом домик, рука ручка, ведро — ведерко).
  5. Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют).
  6. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается).
  7. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку.Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает косточку собаке.).
  8. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия.

Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  1. Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).
  4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при
    выполнении подвижных упражнений с текстом.
  5. Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.
  2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление понятия слог и формирование умения оперировать им.
  2. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.
  3. Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].
  2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные[о], [и], начальные ударные звуки [о], [и] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о]
    в ряду слов.
  3. Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков ([ои], [ио], [ао], [оа], [уо],[оу], [иу], [уи]).
  4. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.

Обучение элементам грамоты

  1. Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.
  2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.
  3. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4.Формирование навыка составления и чтения слияний
гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ).

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной позиции ребенка в диалоге.
  2. Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
  3. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

4.Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу
хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью
взрослого и со зрительной опорой.

Третий период (март, апрель, май, июнь)

Развитие словаря

1.Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам {весна, профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и
домашние животные весной, перелетные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения,лето, полевые и луговые цветы)
на базе восприятия и осмысления объектов окружающей действительности. Уточнение
понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов и объектов ближайшего окружения
{учитель, врач, воспитатель, школа, больница, переход, светофор,аквариум), названий растений и живых объектов {бегония, фиалка, мимоза, подснежник, мать-и-мачеха, птица, грач, скворец, ласточка, козленок, лисенок, медвежонок, жук, бабочка,пчела, шмель, муха, оса, рыбка, гуппи, меченосец), названий природных явлений {весна, лето, проталинка, оттепель, сосулька, солнце, небо, река, лес, поле, луг), названий действий{летать, плавать, ездить, ходить, таять, капать, цвести, расти, кормить, поить, чистить, ухаживать), признаков предметов {синий, голубой, теплый, весенний, летний).

2.Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий {профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние животные, перелетные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения, лето, полевые и луговые цветы).

3.Закрепление  правильного  употребления  всех частей речи, введенных в активный словарь.

4.Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматическогостроя речи

1.Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (рыбка — рыбки, муха —мухи, луг луга, грач — грачи, кот коты).

2.Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.

3.Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов(в,на,у,под, по).

4.Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения {сидел — сидела, ходил ходила, плавал плавала).

6.Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными {мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок).

7.Формирование   умения   согласовывать  числительные(один, два, пять) с существительными мужского и женского рода {один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).

8.Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой?какая?какое?

9.Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.).

10.Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами (Мама дала Кате: - Мама дала Кате мяч. У машины нет ... - У машины
нет колеса.).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  1. Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения.
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи.
  4. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

1.        Закрепление  правильного  произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.

  1. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
  2. Формирование правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1.        Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

2.        Формирование умения делить на слоги двусложные слова закрытым слогом (бидон, вагон) и двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, окно).

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

1.Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.

2Формирование умения выделять согласные звуки [т],[п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов.

3.Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам,ит, ну, по).

4.Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

Обучение элементам грамоты

  1. Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Закрепление знания пройденных гласных букв и умения читать слияния гласных.
  1. Ознакомление с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  2. Упражнения в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, лепке из пластилина, «рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки.
  3. Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.
  1. Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, кот, мама, папа, пума, нота,Нина).
  2. Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами.
  3. Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

        Развитие связной речи и речевого общения

1.Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

2.Совершенствование умения  повторять за взрослым или с небольшой его помощью описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений по изучаемым лексическим темам.

3.Формирование умения составлять рассказы из 2—3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

4.Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

Планирование коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования АООП ДО. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задач...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учителя-дефектолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением ОДА...