Индивидуальный маршрут речевого развития ребёнка
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Индивидуальный маршрут речевого развития ребёнка старшей группы  составлен по результатам диагностики  в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Маршрут30.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Индивидуальный маршрут

речевого развития ребёнка

       на_____________ учебный год

Фамилия, имя ребёнка:______________________________________________________________________________

Дата рождения:______________

Группа: старшая

Заключение КПМПК_______________________________________________________________________________

Учитель-логопед:__________________________________________________________________________________

Разделы программы и мониторинг индивидуального речевого развития ребёнка

Направления работы

Задачи коррекционно  - развивающей работы

Примечания

Неречевые психические процессы

Слуховое внимание

Учить дифференцировать контрастное звучание нескольких музыкальных игрушек или детских музыкальных инструментов.

Учить определять направление звука.

Учить отстукивать или прохлопывать простые ритмические рисунки. Формировать умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит?», «Барашек», «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук»

Н.Г.

С.Г.

К.Г

Зрительное восприятие

Указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше; самый большой – самый маленький; больше чем – меньше чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины

Учить различать и правильно определять цвета (красный, синий, зелёный, желтый, белый, черный)

Учить узнавать и правильно показывать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, шар, куб)

Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

Учить складывать последовательно картинки из двух, трёх, четырёх частей (вертикальный и горизонтальный разрезы), опираясь на картинку с целым изображением

Учить складывать из палочек фигуры, ориентируясь на образец (из четырёх палочек «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек – «лесенку»

Ориентировка в пространстве

Учить показывать, какие предметы по отношению к нему находятся вверху, внизу, впереди, сзади.

Последовательно показывать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу

Моторная сфера

Общая моторика

Учить прыгать на двух ногах без поддержки, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать мяч.

Н.Г.

С.Г.

К.Г.

Тонкая моторика

Совершенствовать кинестетическую основу движений: умение складывать в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке; по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом – на левой; изменять положение кистей: одну сжимать в кулак, пальцы другой выпрямлять.

Учить навыкам работы с карандашом (уметь держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуляций с предметами (расстёгивание и застёгивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведёрко и поочерёдное их вынимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую).

Артикуляционная моторика, мимическая мускулатура

Учить выполнять по подражанию статические и динамические артикуляционные, а также мимические упражнения: закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щёки.

Учить выполнять упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих (шипящих, сонорных) звуков

Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

Учить складывать последовательно картинки из двух, трёх, четырёх частей (вертикальный и горизонтальный разрезы), опираясь на картинку с целым изображением

Учить складывать из палочек фигуры, ориентируясь на образец (из четырёх палочек «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек – «лесенку»

Импрессивная сторона речи, фонематическое восприятие

Пассивный словарь

Учить показывать предметы и части предметов: куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колёса машинки и т.д.

Н.Г.

С.Г.

К.Г

Учить называть предметы обобщающим словом (игрушки, обувь, одежда)

Учить показывать на картинках действия: где девочка сидит, стоит, лежит, идёт; где мальчик ест, пьёт, читает, рисует

Развивать умение понимать и показать на картинках, где большая чашка, а где маленькая; где красный шар, а где синий; где сладкая еда. А где кислая; где круглый рот, а где квадратный

Понимание форм словоизменения

Учить показывать, где дом – дома, кот – коты, кукла – куклы, груша – груши, ведро – вёдра.

Учить понимать предложно –падежные конструкции: где мяч в ведёрке, на ведёрке, у ведёрка

Учить понимать уменьшительные суффиксы, показывать стол – столик, машину – машинку, ведро - ведёрко

Учить различать глаголы единственного и множественного числа, показывать, где кошка сидит, кошки сидят, слон идёт, слоны идут.

Учить различать глаголы с различными приставками, показывать на картинках девочку, которая наливает воду в чашку; девочку, которая выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы

Учить понимать отдельные предложения и содержание знакомой сказки. Учить отвечать на вопросы по сказке: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи… и т.д. Показывать картинку, на которой мальчик поздравляет девочку, а потом – картинку, на которой девочка поздравляет мальчика.

Фонематическое восприятие речи

Формировать способность различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; потом – смешиваемые в произношении.

Учить последовательно показывать на картинках следующие пары: кот – кит, дом – дым, уточка – удочка, киска – миска, коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина.

Экспрессивная  речь.

Активный словарь

Учить называть предметы по лексическим темам и части некоторых предметов: ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колёса машины

Н.Г.

С.Г.

К.Г

Развивать способность к обобщению предметов по пройденным лексическим темам

Учить называть действия предметов.

Учить называть цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный).

Учить называть форму предметов, изображенных на картинках и образовывать  словосочетания: мяч круглый, платок квадратный.

Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

Грамматический строй речи

Учить образовывать форму множественного числа имен существительных: стол—столы, кот—коты, дом—дома, кукла—куклы, рука—руки, окно—окна.

Учить образовывать форму имен существительных в косвенных падежах, отвечать на вопросы по картинкам: «Что есть у мальчика? (Мяч). Чего нет у мальчика? (Мяча). Кому мальчик дает мяч? (Девочке). Что ты видишь на картинке? (Машину). Чем рисует девочка? (Карандашом). О ком думает кошка? (О мышке)».

Закреплять способность ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа, образовывать словосочетания: красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.

Учить использовать простые предлоги НА,В,У.

Учить согласовывать имена числительные с именами существительными и образовывать словосочетания: «Два кота, пять котов, две машины, пять машин».

Учить пользоваться суффиксальным способом словообразования, называя по картинкам большой и маленький предметы: «Стол—столик, сумка—сумочка, чашка—чашечка, ведро—ведерочко».

Учить  образовывать  названия детенышей животных: «У кошки — котенок. У лисы — лисенок. У утки — утенок. У слонихи — слоненок».

Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Экспрессивная  речь.

Связная речь

Учить пересказывать текст из нескольких предложений.

Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Н.Г.

С.Г.

К.Г

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану.

Фонетическая сторона речи.

Упражнять в произнесении слов различной звукослоговой структуры.

Формировать интонационную выразительность речи (вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», «Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»).

 развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие (, « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)

Н.Г.

С.Г.

К.Г

Формировать правильное речевое дыхание (целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох  носом  «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»)

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Уточнение и постановка  неправильно произносимых звуков________________________________________________

Учить  отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками: ба—па, па—ба, га—ка, ка—га, да—та, та—да, ма—ба, ба—ма, ва—ка, ка—ва, ня—на, на—ня.

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

Н.Г.

С.Г.

К.Г

Подготовка к обучению грамоте

Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

Научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Cформировать понятие символ звука.

Познакомить с символами звуков А, У, О, И, с согласными звуками Т, П, Н, М, К.

Сформировать навыки составления и чтения слияний символов звуков.

*Выделенные задачи определяют основное содержание коррекционной работы (прочие – сопутствующие)

Результат коррекционной работы______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место дальнейшего обучения ______________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут речевого развития ребёнка на 2016- 2017 учебный год

Индивидуальный маршрут речевого развития ребёнка на 2016- 2017 учебный год...

индивидуальный маршрут речевого развития

При составлении документации на компьютере удобно копировать нужную задачу и вставлять ее в индивидуальный маршрут (для экономии времени). ...

Индивидуальный маршрут речевого развития

Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Что-то ему удается лучше, что-то получается хуже. Корекционная работа строится с опорой на индивидуальные возможности ребенка на данном этапе его развития...

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития

Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с  детьми с ОНР II уровня речевого развития....

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка с ОНР III уровня

Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка с ОНР III уровня...