"Логоград", №3. Газета учителя - логопеда.
статья по логопедии по теме

Фунтова Светлана Штефановна

Диалог на тему "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ": развитие мелкой моторики руки рассматривается как важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребёнка. Что такое массажные мячи, их разновидности, что такое эспандеры и способы использования их в домашних условиях - об этом также идёт речь в данном выпуске газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logograd_vypusk_3.docx671.29 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.Сухомлинский

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время значительно выросло количество детей  дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Коррекция речевых нарушений у дошкольников является актуальной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Развитие мелкой моторики руки рассматривается как важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребёнка, способствующий улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

                                   hello_html_m570878fb.jpg

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга.

Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало. 
Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, компьютера, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Использование массажных мячей

C:\Documents and Settings\кампутя\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (2).bmp                            http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2017/03/master-klass-dlya-roditelej-ispolzovanie-massazhnogo-myacha-v-komplekse-s-palchikovoj-gimnastikoj-300x300.jpg

Одним из приёмов, использующихся в  коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является использование массажных мячей.

В Китае ещё в древности были распространены упражнения с каменными шарами, а в Японии с грецкими орехами. Мяч незаменим для стимуляции и релаксации мышечных тканей. Кроме своих стандартных функций игрового предмета,  мячик массирует закруглёнными атравматическими «шипиками» руки ребёнка.

Основная цель упражнений с массажными мячами - это тренировка движений пальцев и кисти руки.

Благодаря этим упражнениям кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, точность движений.  Исчезает скованность движений, улучшается тактильная чувствительность кисти руки, что в свою очередь стимулирует развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Используя  мяч в играх с детьми, имеющими речевые нарушения, было выявлено, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике:

1.     Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.

2.     Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3.     Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

4.     Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

5.     Регулируют силу и точность движений.

6.     Движение мяча формирует непроизвольное внимание, а перебрасывание  из руки в руку формирует произвольное внимание.

7.     Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипер активных детей.

8.     Развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции.

9.     Развивая мышечную силу, улучшают  работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Всё это способствует лучшей работе речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Упражнения с массажными мячами можно сопровождать малыми стихотворными формами, которые дети повторяют вместе с взрослым.

Например:                                                      

Ёжик по полю катился,

Он куда – то торопился.

С кочки прыгнул, тихо встал,

Вновь куда – то побежал.

При произнесении текста дети катают мячик в ладошках.

«Игра с Ежиком»
Мы возьмем в ладошки «Ежик»

(берем массажный мячик)

И потрем его слегка,   

(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)  

Разглядим его иголки,    

(меняем ручку, делаем то же самое) 

Помассируем бока.  

(катаем между ладошек) 

«Ежик» я в руках кручу,  

(пальчиками крутим мячик) 

Поиграть я с ним хочу. 
Домик сделаю в ладошках – 

(прячем мячик в ладошках) 

Не достанет его кошка.     (прижимаем ладошки к себе)  

«Веселый счет»
«Ежик» в руки нужно взять,  

(берем массажный мячик) 

 Чтоб иголки посчитать.        

(катаем между ладошек)

 Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимаем на «шипики»)

Начинаем счет опять.      

(перекладываем мячик в другую руку)  

Раз, два, три, четыре, пять! 

(пальчиками другой руки нажимаем на «шипики»)

Комплекс «Разминка» с малыми мячами

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

 (Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)

Упражнения с массажным средним мячом.

«Шарик»

(катаем мяч между ладошками движениями вверх - вниз сначала медленно, затем увеличиваем темп)

Этот шарик не простой:

Весь колючий он такой

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои руки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекатывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

(движения соответствуют тексту)

«Мячик»

Я мячом круги катаю,

Назад- вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

(движения соответствуют тексту)

Упражнения с массажным большим мячом.

«Испечем мы каравай»

Месим, месим тесто (сжимаем мяч)

Есть в печи место. (перекладываем в др. руку)

Испечем мы каравай! (Сжимаем обеими руками)

Перекладывай, валяй (катаем между ладошками)

Одной из разновидностей массажного мяча является Су – Джок шарик.

 http://ommed.ru/wp-content/uploads/2017/02/1418212885.jpg     C:\Documents and Settings\кампутя\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (3).bmp

Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

 Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

- Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

- Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Использование ручных эспандеров.

                                       http://my-book-shop.ru/image/product/5/1906503.jpg

Эспандер — вид спортивного снаряда, создающий на мышцы нагрузку благодаря силе человека.

Ecть paзныe виды эcпaндepa, oни oтличaютcя пo:

мaтepиaлy;

фopмe;

типy нaгpyзkи нa мышцы.

K oчeвидным плюcaм kиcтeвых тpeнaжepoв oтнocятcя:

пpocтoтa зaнятий;

лeгkocть ocвoeния нoвых тpeниpoвok;

вoзмoжнocть зaнимaтьcя, гдe yгoднo (дoмa, в тpaнcпopтe, вo вpeмя пpoгyлkи).

Ребенок хороший, но не говорящий,

А этот, хоть скажет, но плохо, не внятно.

И что говорит — ничего не понятно.

Но мы для того и даны нашим детям:

Понять, разобраться и справится с этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

"Логоград", №1. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему «Речевое развитие ребенка 5-6 лет в условиях современного социума». в чём особенности речевого развития детей 5 - 6 лет (словарь детей 5-6 лет, грамматический строй речи дет...

"Логоград", №2. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему «Нетрадиционные артикуляционные упражнения»: что такое артикуляционная гимнастика (рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики, организация проведения а...

"Логоград", №4. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему "Мой помощник - компьютер". В первом выпуске газеты мы говорили о том, какое негативное влияние может оказать компьютер на развитие Вашего ребёнка. Но в данном выпуске хотелос...

"Логоград" №5. Газета учителя - логопеда.

Зачем нужен логопед? И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Ко...

Газета учителя - логопеда №2

сборник № 2 консультаций для родителей...