"Логоград" №5. Газета учителя - логопеда.
консультация по логопедии на тему

Фунтова Светлана Штефановна

Зачем нужен логопед? И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед. Да, мы учим произносить правильно звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки… И ещё многому....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logograd_vypusk_5.docx92.41 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужен логопед?

Да, мы учим произносить правильно звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

Возможно, вы спросите:

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.

Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.

Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

Содержание работы учителя-логопеда ДОУ

Важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей – хорошая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, чем она правильнее, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире он может осознанно познавать окружающую его действительность, активнее идет его физическое и умственное развитие.

Цель: 

оказание логопедической помощи детям, в т.ч. с ОВЗ, испытывающих трудности в освоении ФГОС ДО и основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, комплексной поддержки родителей (законных представителей) по методическому сопровождению процесса обучения, воспитания.

Задачи: 

  • осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;
  • своевременное предупреждение нарушений устной речи у детей, преодоление трудностей в освоении дошкольниками ФГОС ДО и основных общеобразовательных программ;
  • оказание консультативной помощи родителям (или их законным представителям) по проблемным вопросам речевого развития детей, в т.ч. детей с ОВЗ.

Функции учителя – логопеда:

  1. Информационная: 
  • доведение до сведения родителей (законных представителей) информации о возможности получения методической, психологической,  логопедической помощи.
  1. Диагностическая: 
  • диагностика развития ребенка – выявление уровня познавательно-речевого развития ребенка (обследование);
  •  определение наличия и степени выраженности имеющихся у детей дошкольного возраста речевых дефектов;
  • выявление причин нарушений в речевом развитии; обследование всех сторон речи детей, отслеживание динамики развития речи;
  • составление экспертных логопедических заключений на основе диагностических данных.
  1. Консультативно-просветительская: 
  • консультирование (по заявкам) родителей (законных представителей) по вопросам оказания помощи ребенку в коррекции речевых недостатков и с целью профилактики речевых проблем;
  • проведение тематических консультаций (в групповых, подгрупповых или индивидуальных формах);
  • проведение индивидуальных (либо малыми подгруппами) занятий с ребенком и/или родителями (законными представителями) с целью обучения их методам и приемам, корректирующим речевые нарушения ребенка;
  • просвещение: ознакомление, разъяснение, информирование, направленное на формирования у участников образовательного процесса логопедической компетентности; на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье; профилактики детской дезадаптации;
  • разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по речевому развитию ребенка с определением необходимой коррекционной помощи.
  1. Методическая: 
  • разработка диагностического материала, коррекционно-развивающих программ, рекомендаций, памяток для родителей (законных представителей) детей, не посещающих ДОУ;
  • обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста, находящимися на домашнем обучении;
  • участие в организации и проведении разовых лекций, бесед, семинаров, круглых столов, конференций, родительских собраний, выставок и других видов обучения с целью пропаганды логопедических знаний (по запросу родителей (законных представителей);
  • проведение открытых логопедических занятий (публичный отчёт); совместное обсуждение проблем ребёнка всеми специалистами для комплексного решения вопросов повышения эффективности психолого – педагогической и логопедической помощи детям дошкольного возраста, имеющими проблемы в развитии, и их родителям (законным представителям);
  • оформление документации, самообразование, подготовка выступлений на педсоветы, заседания методического объединения, родительские собрания и т.п.;
  1. Коррекционно-развивающая: 
  • разработка рекомендаций по дальнейшему речевому развитию ребенка, необходимой коррекционной помощи;
  • проведение индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий, направленных на обучение родителей (законных представителей) способам исправления речевых нарушений у детей в условиях семьи;
  • проведение индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции речевых нарушений;
  • участие в комплектации групп для занятий с учетом психофизического состояния детей дошкольного возраста; составление индивидуальной программы (карты) речевого развития ребенка на основе диагностических данных и рекомендаций ТПМПК.

Логопедическое консультирование. Основные задачи логопедического консультирования:

- предупреждение, диагностика проблем речевого развития дошкольников;

- повышение компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста.

Задачи в рамках логопедического консультирования: 

- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам речевого воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста;

- обеспечение взаимодействия между ДОУ и семьями воспитанников. Направления в работе с детьми в рамках логопедического пункта и комбинированной группы:  

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков, подготовка руки к письму;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

     

https://ds21-yar.edu.yar.ru/uslugi_naseleniyu/7191_w453_h84.gif

Логопед – «тётя строгая», но …«У логопеда язык показывать не только можно, но и нужно»!!!

Что это значит? Это ещё раз подчёркивает особенность работы логопеда – обязательное выполнение различных гимнастик:

  • дыхательной (хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков, речевое (или фонационное) дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса);
  • пальчиковой (пальчиковая гимнастика развивает не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей малыша. Пальчиковые игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме);
  • артикуляционной (совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития).

 10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее,чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите"Что он делает?" вместо «Он играет?» 

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки,  шум ветра, мотор самолета и т.д. 

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7. Если Ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. 

Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  1. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д. 
  2. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементысвязной речи, развивать память и внимание. 
  3. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».    

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей                                                                                                                    https://ds21-yar.edu.yar.ru/uslugi_naseleniyu/razdelitel_23_w400_h112.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

"Логоград", №1. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему «Речевое развитие ребенка 5-6 лет в условиях современного социума». в чём особенности речевого развития детей 5 - 6 лет (словарь детей 5-6 лет, грамматический строй речи дет...

"Логоград", №2. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему «Нетрадиционные артикуляционные упражнения»: что такое артикуляционная гимнастика (рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики, организация проведения а...

"Логоград", №3. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ": развитие мелкой моторики руки рассматривается как важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребёнка. Что такое массажные мячи, их разно...

"Логоград", №4. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему "Мой помощник - компьютер". В первом выпуске газеты мы говорили о том, какое негативное влияние может оказать компьютер на развитие Вашего ребёнка. Но в данном выпуске хотелос...

Газета учителя - логопеда №2

сборник № 2 консультаций для родителей...