"Логоград", №4. Газета учителя - логопеда.
статья по логопедии на тему

Фунтова Светлана Штефановна

Диалог на тему "Мой помощник - компьютер". В первом выпуске газеты мы говорили о том, какое негативное влияние может оказать компьютер на развитие Вашего ребёнка. Но в данном выпуске хотелось бы обратить внимание взрослых на то, как сделать компьютер союзником и помощником при соблюдении определённых условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logograd_vypusk_4.docx244.32 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние компьютера на развитие ребенка.

В первом выпуске газеты «Логоград» мы подробно рассматривали негативные последствия влияния компьютера на ребенка.

Позволю себе напомнить самые распространённые из них:

  • Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется.
  • Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьют тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками.
  • Нарушение детского кругозора. Детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо в компьютерных играх нет смысла.
  • Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.
  • Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносить в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

То, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь.

  • Детский эгоизм. Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадываются, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основана на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый сам за себя».
  • Неправильное восприятие мира. Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.

Исходя из выше изложенного, у любого здравомыслящего человек возникает логичный вопрос:

«Что же такое компьютер, враг или помощник???».

И тут же возникает логичный ответ:

«Только от нас, взрослых зависит, станет ли компьютер врагом или помощником нам и нашим детям!!!».

ПОПРОБУЕМ ПЕРЕВЕСТИ МИНУСЫ В ПЛЮСЫ.

  • Убираем утомляемость. Занятия должны быть непродолжительными во времени (индивидуальное занятие со старшими дошкольниками до 12 минут). Когда ребенок подолгу смотрит на монитор, глазные мышцы находятся в статическом положении, и это приводит к постепенному их ослабеванию. Научите ребенка несложным упражнениям, выполняя которые он будет давать глазам отдых:
  • Несколько раз крепко зажмурить и открыть глаза.
  • Сильно поморгать в течении минуты.
  • Сфокусировать взгляд на близко расположенном предмете, а затем быстро перевести его на далеко расположенный предмет.

Поза ребенка сидящего за компьютером, также не должна быть статичной. Полезно менять положение, вертеться и потягиваться. Стул должен быть удобным, регулируемым по высоте, локти не должны свисать со стола.

  • Избавляемся от компьютерной зависимости. Занятия за компьютером должны быть интересны ребёнку, но не менее интересными должны быть и занятия вне компьютера: игры со сверстниками и взрослыми, прогулки на улице, чтение книг, спорт, музыка и т.д. Вспомните о том, что в детском саду ребёнок практически не имеет доступа к компьютеру, а его жизнь в рамках детского сада отнюдь не становится беднее или безинтереснее.
  • Боремся с нарушением детского кругозора.  Ну это уж совсем просто: вспомним от том, что компьютер – это не только скаченные или готовые онлайн- игры. Это море информации об окружающем мире, возможностей для самостоятельного создания различных своих полезных игр, презентаций и т.д. Главное, чтобы ребёнок не находился в одиночном плавании в этом огромном море, а в качестве рулевого с ним рядом был взрослый.
  • Для развития мелкой моторики рук и графических навыков можно использовать современные компьютерные технологии. Преимущество их заключается в наличии интересных занимательных сюжетов, ставящих перед ребёнком проблемную ситуацию, в ходе решения которой происходит не только развитие мелкой моторики и формирование графических навыков, но и:

• увлекательное обучение быстрой печати на анимированной клавиатуре и применению компьютерной мыши;

• быстрое и качественное ознакомление с компьютером, основными программами и командами;

• освоение интерфейса медиа-проигрывателя;

• ознакомление с основными принципами компьютерной анимации;

• знакомство с системой Интернет;

• действие скрытых резервов детского интеллекта.

В качестве графических тренажёров можно использовать следующие программы и игровые технологии:

стандартная программа Paint, которая входит в Windows.

С помощью этой программы можно легко разработать упражнения:

• Заштрихуй фигуры.

• Обведи линии (прямые, извилистые и т. д.).

• Соедини точки по цифрам.

• Соедини точки по образцу.

• Обведи по точкам.

• Обведи по клеточкам.

• Нарисуй линии, чередуя их по цвету.

• Дорисуй предмет.

• Нарисуй по образцу.

• Раскрась разными по ширине виртуальными кисточками.

• Найди по схеме.

• Лабиринты.

• Бродилки.

• Поставь как можно больше точек в фигуре и т. д.

Имея свободный доступ к сети интернет, можно подобрать ряд развивающих игр в режиме ОНлайн разных игровых детских сайтов, с учетом конкретной задачи и индивидуально для каждого ребёнка. На этих сайтах есть огромное количество лабиринтов, бродилок, раскрасок, штриховок, которые можно использовать как графические тренажёры, а также для развития различных сторон речи ребёнка:

- logoped.ru - Логопедические игры.

- olshkineva.jimdo.com - Логопедические-онлайн-альбомы-связная-речь.

- logozavr.ru - Развивающие он-лайн игры для детей.

- mersibo.ru - Портал №1 развивающих и обучающих игр для детей от 2-х до 10 лет!

  • Если Вы внимательно ознакомились с рекомендациями, данными выше, и будете стремиться их соблюдать, то воплощения игры в реальность, развития детского эгоизма и неправильного восприятия мира, скорее всего, не произойдёт.

Развитие речи детей с помощью компьютера.

Компьютер стал незаменимой частью не только нашей жизни, но и наших детей. Дома, на работе, на улице, в детском саду — малыша повсюду окружает постоянно изменяющееся информационное поле. Не использовать это в обучающих целях неразумно! Именно поэтому Интернет, компьютерные игры и программы стали надежными помощниками при обучении детей, даже в процессе развития речи.

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве — учат самостоятельно приобретать новые знания!

Преимущества информационно-коммуникационных технологий

  • Предлагаемая нформация в наглядной и привлекательной форме..
  • Повышается мотивация и интерес детей к занятиям и играм.
  • Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
  • Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Образовательные возможности компьютерных технологий для ребенка

  • Ребёнок сам видит результат своей работы.
  • Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.
  • Возникает стремление исправить увиденную ошибку
  • Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.
  • Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.
  • Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером.
  • Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.
  • Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.
  • У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый, закрепляемый материал в долговременную память.

Компьютерная дидактическая игра – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели. В основном ими пользуются специалисты, но и для родителей эти игры представляют не меньший интерес. Вот примеры таких игр, которые можно найти в сети Интернет.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

Неречевые звуки.

Звукопроизношение.

Речевые звуки.

Развитие связной речи.

Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

«Логозаврия» или «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»

Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе. Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме и разбита на 3 уровня сложности.

Комплекс компьютерных программ «Грамотей»

Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО.

Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:

Звукослоговой анализ слов.

Работа над словом.

Работа над предлогами.

Работа над предложением, текстом.

«Баба Яга учится читать»

Особенности программы:

Методика опережающего обучения.

Впервые на компьютере игры и азбука в стихах.

Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.

Красочная мультипликация и анимация.

Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива.

Игры озвучены известными актёрами.

Сказочные герои с яркими характерами.

Частушки про буквы на бис.

I ступень «Букварик».

II ступень «Слогарик».

III ступень «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.

Другие полезные компьютерные развивающие игры для детей ОНлайн на следующих сайтах:

                       https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=212x10000:format=png/path/sb2f355118fb39133/image/i0a1667d0a40c06b5/version/1400140626/image.png

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=600x10000:format=png/path/sb2f355118fb39133/image/ic865d6465bd7b77b/version/1411402605/image.png

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=600x10000:format=jpg/path/sb2f355118fb39133/image/i3f87cc40aae32893/version/1400142069/image.jpg

        https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=295x10000:format=png/path/sb2f355118fb39133/image/ie0eb36eb1db66584/version/1400232151/image.png

          https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=272x10000:format=png/path/sb2f355118fb39133/image/ia68e24f7b0614d9e/version/1400232183/image.png

                            https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=208x10000:format=png/path/sb2f355118fb39133/image/i2c1eb9137993d815/version/1400232176/image.png

          https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=289x10000:format=png/path/sb2f355118fb39133/image/i4ed5c2394ab497a5/version/1400232233/image.png

Большинство детских компьютерных игр стимулируют мозговую активность ребенка, развивают координацию, моторные навыки и улучшают языковые навыки, и при этом, создают прочную связь между ребенком и родителями, так как детская компьютерная игра может стать приятным семейным занятием. Главное, чтобы это занятие сближало участников эмоционально и развивало духовно, не ограничивая физически. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, очень важно, но не менее важными для его здорового эмоционального роста являются любовь и физическая активность.

Компьютер — это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один миг игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

"Логоград", №1. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему «Речевое развитие ребенка 5-6 лет в условиях современного социума». в чём особенности речевого развития детей 5 - 6 лет (словарь детей 5-6 лет, грамматический строй речи дет...

"Логоград", №2. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему «Нетрадиционные артикуляционные упражнения»: что такое артикуляционная гимнастика (рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики, организация проведения а...

"Логоград", №3. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ": развитие мелкой моторики руки рассматривается как важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребёнка. Что такое массажные мячи, их разно...

"Логоград" №5. Газета учителя - логопеда.

Зачем нужен логопед? И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Ко...

Газета учителя - логопеда №2

сборник № 2 консультаций для родителей...