"Логоград", №2. Газета учителя - логопеда.
статья по логопедии на тему

Фунтова Светлана Штефановна

Диалог на тему «Нетрадиционные артикуляционные упражнения»: что такое артикуляционная гимнастика (рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики, организация проведения артикуляционной гимнастики и т.д.), нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики: упражнения с шариком, упражнения с ложкой, упражнения для языка с водой,упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом,весёлые артикуляционные упражнения с соломинкой, сладостями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logograd_vypusk_2.docx210.36 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое артикуляционная гимнастика???

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов (языка, губ, нёба) - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.  Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.  Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.  

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.  

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).  

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.  Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям предлагаются  нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. 

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e3af04aca6291ee7d9dcdd2f1e88ae18-sr&n=13

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 

4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.  Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки. 8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно. 

Упражнения для языка с водой "Не расплещи воду".

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

C:\Documents and Settings\кампутя\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (2).bmp

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. 

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см. 

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. 

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. 

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.  4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз. 

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз. 

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз. 

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6. 

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика"). 

Весёлые артикуляционные упражнения с соломинкой, сладостями.

1. Высунь язык и продержи на нём соломинку как можно дольше.

2. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке.

3. Сделай с помощью соломинки усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

http://womansk.net/upload/content/2016-05/4/397/deb3eb671ac5d1e821215d50f6d44898.jpg

4. Сделай усы, удерживая соломинку губами.

5. Втяни жевательную мармеладку – спагетти («червячка») в рот через вытянутые трубочкой губы.

6. Удержи шарик – конфетку или из сухих завтраков в языке, как в чашке.

7. Присоси ириску к верхнему нёбу с помощью языка.

C:\Documents and Settings\кампутя\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок (1).bmp

8. Пооблизывай чупа-чупс когда он сбоку, сверху, снизу.

Разнообразим обычные артикуляционные упражнения.

Ничто так не утомляет ребёнка, как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия. Например, положение острого языка «Иголочка»  можно сравнить с жалом, морковкой, ножницами, ракетой, острым карандашом, клювом птицы.

При изучении темы «Дикие животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежа и др.

Упражнение «Маятник» можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка шевелит хвостиком», «качаются ветви деревьев» и др.

Для формирования артикуляционной позы «Трубочка» предложите ребёнку показать, какие бублики испекли для мишки, обезьянки или изобразить губами круглое колесо, пуговицу, обруч, руль, нос пятачка и др.

Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки — подосиновики, сыроежки, маслята и др. — собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки.

Упражнение «Надувание обеих щёк» можно преподнести как: «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «колобок», «спрячем яблочки за щёчки», «щёчки-мячики» и др.

Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза, повторяйте их с малышом, попробуйте показать  их вместе с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

"Логоград", №1. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему «Речевое развитие ребенка 5-6 лет в условиях современного социума». в чём особенности речевого развития детей 5 - 6 лет (словарь детей 5-6 лет, грамматический строй речи дет...

"Логоград", №3. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ": развитие мелкой моторики руки рассматривается как важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребёнка. Что такое массажные мячи, их разно...

"Логоград", №4. Газета учителя - логопеда.

Диалог на тему "Мой помощник - компьютер". В первом выпуске газеты мы говорили о том, какое негативное влияние может оказать компьютер на развитие Вашего ребёнка. Но в данном выпуске хотелос...

"Логоград" №5. Газета учителя - логопеда.

Зачем нужен логопед? И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Ко...

Газета учителя - логопеда №2

сборник № 2 консультаций для родителей...