Главные вкладки

    Семинар-практикум для воспитателей Тема: Грамматически правильная речь дошкольников.
    учебно-методический материал по логопедии на тему

    Ларькина  Светлана Анатольевна

         Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, логика языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания. При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - словосочетания и предложения.

    Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

     В работах великий лингвист А.Н.Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_grammaticheski_pravilnaya_rech_doshkolnikov.docx25.29 КБ

    Предварительный просмотр:

         Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: во-первых, он обозначает грамматический строй языка, во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, логика языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания. При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - словосочетания и предложения.

    Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.

     В работах великий лингвист А.Н.Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

            Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней (от 1 года 3 мес. До 1 года 10 мес).

    На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. (бух, би-би, му, мяу).

                    Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения (1год 10 мес. – 3 года).

                    В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени смешиваются формы мужского, женского, среднего рода.

            Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных.

    Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес до 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит  лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий.

    На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе – толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий элемент – предлог.

     Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет).

            В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

            Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического овладения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

            Формирование грамматически правильной речи осуществляем двумя путями:

    1. В обучении на занятиях.
    2. В воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

    К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

    Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение

    Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:

    Ехать – приезжай , махать – маши, искать – ищи.

    Снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу.

    Надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.

    Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто,  на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

    Сравнение двух форм (чулок – носков; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

    Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно, и другие.

    Прием раскрытия словообразовательного значения слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для сахара».

    Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи. В ходе занятий педагог добивается активности всех детей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произношении окончаний.

    Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков.

    Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает:

    - Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь? Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика.

    Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педагог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одного – три полотенца, у второго – пять полотенец, у третьего – шесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами.

    Наиболее часто используемые игры: «Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных), «Поручения» (на образование форм повелительного наклонения глаголов),

    В процессе упражнения «Загадка» дети при определении родовой принадлежности существительного ориентируются на окончания слов (Отгадайте кто это? Белая, пушистая т. п.)

    Игра «Узнай, кто это», воспитатель а затем сами дети изображают движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий: бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных инструментах, дети называют- кто это.

    Полезны упражнения на образование по аналогии с образцом трудных форм (ботинок, носков, чулок, тапочек и т.п.). Можно при этом сочетать рифмовки с показом картинок («Мы увидели сорок без …. ботинок и …. чулок и щенков без   ….  носков).

    «О чем так можно сказать большой (большая, большое) ?»).

    Игры :«мебель для Мишутки» ,один-много, чего не стало, игра «Жадина», игра «Хвастунишка», Прятки(откуда достанешь предмет),Паша и Маша друзья, чей хвост, голова ,чьё ухо.

    Детям подготовительной группы на занятиях сообщаются некоторые грамматические правила: слова пальто, кофе, какао, пианино не изменяются; одевают – кого-то, надевают – что-то; одевать – Зину, Ваню, куклу; надеть – шапку, ботинки и т.п.  Подобные правила касаются норм литературной речи. Их дети должны знать, использовать при исправлении собственных ошибок.

    Работа по сюжетным картинкам и даются задания: Ответь на вопрос "Кого ты видишь?" (вижу щенка, ежика, юлка; вижу бабочку, кошку, собаку).

    — кого кормит Саша? (кормит щенка);

    — у кого удочка? (удочка у Миши);

    — у кого морковка? (морковка у зайчика);

    Игра на образование приставочных глаголов-«Птичка летала» и т.д.

         Таким образом, конкретное содержание работы по формированию грамматической стороны речи в дошкольном учреждении определяется нормами русской грамматики и возрастными особенностями детей и осуществляется параллельно с развитием других сторон речи. Состояние грамматической стороны речи детей в одной и той же группе может быть различным, оно зависит от нескольких причин:

    1. Общих психофизиологических закономерностей развития ребенка (состояние нервных процессов, развитие внимания, мышления и т. д.).

    2. Запаса знаний и словаря, состояния фонематического слуха и речедвигательного аппарата.

    3. Трудности усваиваемой грамматической категории.

    4. Состояния грамматической стороны речи окружающих взрослых (воспитатели, родственники детей), степени педагогического контроля правильности речи ребенка.

    Рекомендуемая литература:

    Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками.

    Муниципальное   бюджетное образовательное учреждение

    «Детский  сад    комбинированного вида       «Ягодка»

    Семинар-практикум  для   воспитателей

    Тема: Грамматически правильная  речь   дошкольников.

                                       Подготовила:  учитель-логопед пер. категории

                                    Ларькина  С.М.

    п. Чамзинка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

    методика развития лексики и грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет

    Консультация для родителей и воспитателей "Методика развития лексики и грамматического строя речи детей 5-7 леКККкккКонсультация для воспитателей и родителей "Методика развития лексики и граммат...

    методика развития лексики и грамматического строя речи у дошкольников 5-7 лет

    Консультация для родителей и воспитателей "Методика развития лексики и грамматического строя речи детей 5-7 леКККкккКонсультация для воспитателей и родителей "Методика развития лексики и граммат...

    Лексико - грамматическое развитие дошкольников в процессе обучения математике

    развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников...

    Как происходит овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций дошкольниками старшего дошкольного возраста

    рассматривается процесс овладения сложными логико-грамматическми конструкциями детьми старшего дошкольного возраста...

    Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

    Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...