Главные вкладки

    Как происходит овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций дошкольниками старшего дошкольного возраста
    консультация (старшая группа) по теме

    Шипунова Римма Раисовна

    рассматривается процесс овладения сложными логико-грамматическми конструкциями детьми старшего дошкольного возраста 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте

    В дошкольные годы значительно расширяется по сравнению с ранним возрастом, кругозор ребенка, увеличивается объем усваиваемой информации. Много новых знаний приобретает он в общении с окружающими людьми, природой, в процессе наблюдений в трудовой и учебной деятельности.

    В этом возрасте закладывается фундамент тех знаний, которые малыш будет осваивать в будущем в школе. Нормально развивающийся ребенок 6-го года жизни использует наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы мыслительной деятельности. Наиболее развитым является образное мышление: дети способны представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Формирование же словесно-логического мышления позволяет строить умозаключения на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

    Теснейшим образом с развитием мышления связана речь ребенка. В дошкольные годы развивается как активный, так и пассивный словарь. Дошкольник осваивает грамматику языка, научается из приобретенного строительного материала (слов) составлять простые и сложные предложения. Ребенок не учит правила грамматики, он усваивает ее практически, когда слушает речь взрослых, сам разговаривает с ними  на занятиях, в быту. Чем глубже осознает ребенок зависимость между явлениями окружающей действительности, тем все более совершенные грамматические средства использует в своей речи.

    Бедность словаря, нарушения фонематического восприятия при сохранном слухе, несформированность грамматического строя речи приводят к тому, что ребенок часто не понимает или понимает неточно обращенную к нему речь; вследствие чего замедляется процесс развития словесно-логического мышления.

    Некоторые учащиеся начальной школы, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживают трудности в решении и понимании математических задач, понимании различных понятий и правил, в установлении причинно-следственных связей. Одна их частых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. А нарушения речемыслительной деятельности в дальнейшем приводит к тому, что эти дети с трудом решают алгебраические и геометрические задачи, не усваивают географию, другие предметы и тем самым пополняют ряды неуспевающих школьников.

    Практический опыт показывает, что чем раньше начать стимулировать и развивать словесно-логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности ребенка. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как в случае речевой нормы, так и в условиях патологии.

    Известно, что предложения русского языка имеют различное строение и бывают простыми и сложными. Для полноценного понимания высказанного необходимо наряду с восприятием и пониманием отдельных элементов фразы выделить ту систему отношений слов внутри фразы, которая играет ведущую роль. Легче воспринимаются простые конструкции. Из сложных проще понимаются необратимы конструкции, так как в них содержится достаточная информация. Например можно сказать: девочка съела котлету. Но нельзя сказать: котлета съела девочку.

    Труднее воспринимаются :

    - обратимые конструкции (Петя ударил Колю. Кто драчун?)

    - косвенные конструкции (Петю ударил Коля? Кто драчун?)

    - атрибутивные конструкции родительного падежа (Мамина дочка. Дочка мамы.)

    - предложные конструкции (земля под небом, метро под землей, треугольник под кругом, круг под квадратом)

    отдельные слова и их предметная соотнесенность хорошо понимаются детьми с нормой речевого развития. Но у детей с нарушениями грамматического строя речи  нарушается способность уловить соотношения внутри конструкции и понять в целом содержание высказывания. Дети могут понять о чем, о ком идет речь в предложении и словосочетании, но вот что говорится, не понимают. В основе этого недостатка лежат нарушения пространственного синтеза, отраженного в языке. Для этой категории детей особенно трудным оказывается восприятие специфических конструкций языка, в которых грамматические средства несут не только формально-грамматическую но и логико-грамматическую функцию.. нарушается способность к объединению отдельных деталей высказывания в целостную логико-грамматическую конструкцию, что является необходимым условием восприятия ее общего смысла.

     

    Приемы обследования логико-грамматических способностей детей старшего дошкольного возраста

    Как правильно?

    • Мышка поймала кошку или кошка поймала мышку.
    • Лошадь везет телегу или телега везет лошадь.
    • Девочка спряталась за дерево или дерево спряталось за девочку.

    Ответь на вопросы:

    • Волк съел овцу. Кто слабее?
    • Мама зовет дочку обедать. Кто дома? Кто на улице?

    Показать  (используются предметы, хорошо знакомые ребенку)

    • Ручку, карандаш
    • ручку карандашом
    • карандаш ручкой
    • левым мизинцем правое ухо
    • правым мизинцем нос

    Положить

    • Карандаш слева от ручки
    • Ручку слева от пуговицы
    • Ложку справа от вилки и слева от ножа

    Показать на рисунках

    • бабушка внучки, внучка бабушки
    • врач больного, больной врача

    Повторить предложение, ответить на вопрос:

    • Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?
    • Кошка больше собаки. Кто меньше?
    • Дедушка старше бабушки. Кто младше?

    Как правильно?

    • Я взял зонт, потому что пошел дождь. Шел дождь, потому что я взял зонт.
    • Река замерзла, потому что пришла зима. Зима пришла, потому что река замерзла.
    • Светит солнце, потому что на улице тепло. На улице тепло, потому светит солнце.

    Нарисуй:

    • Ложку справ от чашки
    • Гриб слева от домика
    • Дерево справа от дороги и слева от домика
    • Треугольник справа от круга и слева от квадрата

    Основные направления коррекционной работы:

    1. Обогащение и актуализация активного словаря ребенка
    2. работа над грамматическим строем речи: формирование навыков словообразования и словоизменения (И.п. мн.ч., уменьшительно-ласкательные формы существительных, приставочные глаголы, притяжательные прилагательные, употребление числительных…)
    3. развитие гностической сферы, восприятия правого и левого, взаимоотношений предметов в пространстве. Ориентировка в схеме собственного тела, определять правое и левое у человека, стоящего рядом, затем у человека, стоящего напротив. Весь материал отрабатывается путем практических действий с реальными предметами, а затем  приобретенные знания переводятся на уровень абстракции от конкретных предметов. Также используются различные схемы для обучения ребенка пониманию значений предлогов: в, на, под… Таким образом, в начале обучения обеспечивается создание основы для понимания логико-грамматических конструкций, связь которых с восприятием пространственных отношений не бросается в глаза, но тем не менее имеет место. Особое место уделяется обучению детей пониманию простых и сложных словосочетаний с предлогами и без предлога, умению выделить главное, или центральное слово в этом сочетании (определяемое и определяющее: мамина дочка, дочка мамы), умению найти «центральный предмет» в сравнительных оборотах (выше, ниже, дальше, ближе), установлению причинно-следственных связей (я взял, зонт, потому что пошел дождь). Только такое осознанное отношение к грамматической структуре высказывания может создать условия для полноценного понимания речи.
    4. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия путем приучения дошкольника внимательно вслушиваться в речь собеседника, привлечения внимания ребенка к изменению значения речевой конструкции в зависимости от использования того или иного грамматического элемента. В качестве внешней опоры используются:

    - наглядное изображение сложных логико-грамматических взаимоотношений между объектами высказывания (картинки: девочка ловит бабочку, бабочка ловит девочку)

    - дополнительные вопросы

    дополнительные слова, конкретизирующие смысл логико-грамматической конструкции.

    Таким образом, в процессе специально-организованного обучения с дошкольниками, имеющими проблемы в осмыслении сложных логико-грамматических конструкций, удается не только преодолеть эти нарушения, но и постепенно сформировать у них словесно-логическое мышление, развивать всю познавательную деятельность в целом, подготавливать к успешному обучению в школе.

    Материалы заседания родительского клуба

    «Лесенка успеха» по теме:

    «Овладение сложными логико-грамматическими конструкциями в  старшем дошкольном возрасте»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование степ-платформ для развития физических качеств дошкольников.Старший дошкольный возраст.

    Подвижные игры,игровые задания с использованием степ-платформ , перспективное планирование.Старший дошкольный возраст....

    Проект «Знаем мы не сложные правила дорожные» для детей старшего дошкольного возраста.

    В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия и различные виды деятельности....

    Формирование самостоятельной описательно-повествовательной работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста

    Использование приемов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста....

    Программа "Поисково-познавательная деятельность дошкольника" (старший дошкольный возраст)

    Программа "Поисково-познавательная деятельность дошкольника" направлена на формирование у дезадаптированных детей старшего дошкольного возраста осознанно правильного отношения к природным явлениям и о...

    «Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

    «Формирование  понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития понимания отношений временной последовательности у детей старшего дошкольного возраста....