Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Воробьева Ольга Викторовна
Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с нарушениями речи. Неоткорректированные нарушения использования предложно-падежных конструкций в дошкольном возрасте может стать следствием дислексии и дисграфии, ибо важнейший фактор этих нарушений заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. Для детей с нарушениями речи характерны низкий уровень развития основных свойств памяти и внимания, низкая активность припоминания, что создает дополнительные затруднения в усвоении речевых норм родного языка. У большинства детей с речевой патологией также отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений, поэтому правильное употребление предложно-падежных конструкций представляет значительные трудности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста

Слайд 2

I направление В ыявление понимания значения предлогов Установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключаются показывающие ситуации). 1. На стол ставят коробку с крышкой. Ребенку дают плоский предмет, например кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.

Слайд 3

2 . На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок логопед кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Логопед просит взять или достать предмет: - Возьми кружок из коробки. - Возьми кружок из-под коробки. Возможна следующая инструкция: - Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке. Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой. 3.Усложняя задание, можно предложить положить карандаш перед коробкой, за коробку, между коробками.

Слайд 4

II направление О бследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка Установить правильность употребления ребенком падежного окончания и адекватного выбора предлога в данной грамматической конструкции. 1. Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы по сюжетам картин или демонстрируемым действиям. Вопросы можно задавать вразбивку таким образом, чтобы ответ содержал разные падежные формы одного и того же слова. - Куда я положила карандаш? (в пенал). -Откуда я достала карандаш? (из пенала). И т.д. 2. Логопед предлагает ребенку самостоятельно составить предложение по картинке. Например: - Чашка стоит на столе. - Мяч перелетает через забор. - Собака залезла в конуру. - По дороге едет машина. - У стола нет ножки.

Слайд 5

3. Логопед произносит предложение по сюжетной картинке, намеренно неправильно используя предлог. Ребенку необходимо найти ошибку и исправить её. - Самолет летит под небу. - За угла выбежала собака. - Над столе стоит стакан. И т.д (Более сложный вариант - в предложении неправильно используется и предлог и флексия.) 4. Следующий прием: подстановка ребенком недостающего предлога в данное предложение. Нужный предлог может отсутствовать, или обследуемому приходится выбирать его среди других предлогов. - Лампа висит... столом. - Коза стоит... забора. - Ворона слетела... дерева. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧЕРТАНИЙ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА

Дошкольники в основном пишут печатными буквами, усваивая их начертания самостоятельно. Искажения детьми внешнего обли­ка буквы — обычное явление. Носят ли эти искажения системный характер?На...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением  дидактического материала....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть II Обследование звукопроизношения гласных звуков.

Подробное обследование звукопроизношения гласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть III Обследование произношения согласных звуков.

Обследование произношения согласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов, примеров игр и игровых приёмов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.

Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....

Применение игры «Доббль» для усвоения материала детьми старшего дошкольного возраста.

Применение соревновательного процесса для закрепления материала по основным образовательным областям развития ФОП....