Мультстудия в работе учителя логопеда ДОУ.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дубанова Александра Ивановна

Нам представляется возможным организация образовательного процесса таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободно, утверждался в коллективе сверстников и реализовывал свой потенциал, развивался. Именно этот психологический аспект лежит в основе внедрения техник арт-терапии в образовании [

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mult_studiya.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Мультстудия в работе учителя логопеда ДОУ.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта осуществляемый в образовательных организациях системно-деятельностный подход предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [12].

Нам представляется возможным организация образовательного процесса таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободно, утверждался в коллективе сверстников и реализовывал свой потенциал, развивался. Именно этот психологический аспект лежит в основе внедрения техник арт-терапии в образовании [12].

В последнее время слово арттерапия все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт — искусство, терапия — лечение) [6].

Арт-терапевтическая студия – это не отдельно созданное пространство для изобразительной деятельности, не отдельные кабинеты специалистов, а это направление работы, в котором задействованы все педагоги и помещения  нашего учреждения.

Предметно-пространственная среда организуется таким образом, что в любой момент она может быть трансформирована в любую из мини-студий, перенесена в любое помещение или распределена по нескольким комнатам одновременно.

 Практика организации арт-терапевтической студии

Арт-терапевтическая студия функционирует ежедневно, занятия проводятся педагогами и специалистами в основном во второй половине дня. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, все оборудование студии мобильно и трансформируемо. Это позволяет использовать его в различных помещениях, легко переносить, переставлять.

Арт-студия включает работу по нескольким направлениям:

- общее художественно-эстетическое развитие;

- коррекционное направление.

В работе арт-терапевтической студии совместно с воспитателями детского сада задействованы и такие специалисты, как учитель-логопед и педагог-психолог. За арт-студией нет жестко закрепленного помещения. Занятия проводятся одновременно несколькими педагогами в разных помещениях. Для того, чтобы эта работа проходила продуктивно, задействуются одновременно несколько помещений детского сада. Остановимся более подробно на коррекционном направлении.

Коррекционное направление

Работу в коррекционном направлении в нашем детском саду ежедневно осуществляют учитель-логопед и педагог-психолог.

При интеграции из используемых воспитателями и специалистами методик и приемов выбирается та, которая на момент организации работы наиболее удовлетворяет потребности детей.  

Остановимся более подробно на коррекционно-развивающей работе в рамках функционирования мини-студии «Волшебная мастерская».

    На примере создания мультсказки «Курочка рябя» детьми логопедической группы. С использованием созданных декораций, кукол. Озвучивание мультсказки детьми. Получение готовой мультсказки, как продукта совместной деятельности. В данной работе прослеживается интеграция таких специалистов как учителя-логопеда, воспитателя, преподавателя изобразительной деятельности.

1 этап.  Модуль «Декораторы». Дети совместно с преподавателем изобразительной деятельности   изготавливают декорации для сказки «Курочка рябя».

2 этап. Модуль «Кукольники». Совместное с воспитателем изготовление кукол из чулок, варежки и другого подручного материала.

3 этап. «Мини-студия театрального мастерства». Дети совместно с учителем-логопедом разучивают сказку по ролям. Идет работа над  выработкой нужной  интонации, эмоциональностью. Идет подборка материала для детей с учетом  речевых нарушений ребенка.

4 этап. Модуль «Основы компьютерной графики». Рисование атрибутов к сказке на детских нетбуках для их дальнейшего изготовления из пластилина (возможно проведение работы при взаимодействии с модулем «Декораторы».

5 этап. Мультстудия «Юный аниматор». Создание мультсказки с использованием созданных декораций, кукол. Озвучивание мультсказки детьми. Получение готовой мультсказки как продукта совместной деятельности всех детей

Заключение

Арт-терапия относительно новое направление в российской практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности. Использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Как показывает практика, совместная деятельность, включающая арт- технологии, дает больший воспитательный, коррекционно-развивающий и обучающий эффект [8].

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Арт-терапия в образовании характеризуется:

  1. комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
  2. многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
  3. относительной самостоятельностью от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
  4. способностью к интеграции, трансформации.

В заключение хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей любого возраста.

Использованная литература

  1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. — Дошкольное образование, №18, 2010 г.
  2. Александрова Я. Влияние арт-терапии на развитие детей. Интернет-ресурс https://www.b17.ru/article/29406/
  3. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учеб.-методическое пособие // сост. С.В. Велиева. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.
  4. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.
  5. Киселёва М. В. " Арт- терапия в работе с детьми СПб.: Речь, 2007. — 160 с.
  6. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
  7. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  8. Крамер Э. Арт-терапия с детьми. - М. : Владос, 2013. - 320 с
  9. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. – М.: Просвещение, 2003.
  10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.  
  11. Николаева Т.П Арттерапевтические методы как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/551962/
  12.  Носова А.А. Развитие творческой активности дошкольников с учетом ФГОС ДО // Реализация ФГОС в учреждениях общего образования Воронеской области: учено-методическое пособие / под общ. Ред. М.Ю. Савченко. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – 116 с.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с].
  14. Татаринцева А.Ю., Носова А.А. Арт-терапия как метод психологической реабилитации //Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика: сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «ВГЛТА», 2014
  15. Шарова В.Д. Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников. Интернет-ресурс http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/izobrazitelnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-razvitiia-tvorcheskikh-sposobnostei-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...