«Прогулка в зимний лес» Звук «С» на материале лексической темы «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лазарева Ирина Тимофеевна

 Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Звук «С» на материале лексической темы «Зима»

 (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Цель: Закрепление правильного произношения звука «С»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить произношение звука «С» изолированно, в словах, чистоговорках. Познакомить с буквой С. Уточнить и расширить словарь по теме «Зима».

Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать  дыхание,  артикуляцию, зрительное и слуховое внимание, навыки фонематического анализа, речевую активность;

Развивать память, внимание, мышление;

Совершенствовать общую и мелкую моторику; 

Воспитывать интонационную выразительность речи;

Осуществлять  здоровьесбережение путём использования  хвойного ароматического масла с целью активизации работоспособности, профилактики простудных заболеваний;  проведением дыхательной, зрительной гимнастики и динамической паузы;  релаксации  с применением музыкотерапии, своевременным переключением видов деятельности. Использовать  инновационные технологии: биоэнергопластику,   самомассаж, су-джок терапию.

Коррекционно-воспитательные задачи: Продолжить  формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

Развивать положительные эмоции.

Оборудование: Презентация к занятию, аудиозаписи «Звуки зимнего леса», Людвиг Ван Бетховен «Классика для малышей», Чайковский П.И.«Вальс снежных хлопьев», проектор, ноутбук с колонками.

Лёгкая ткань размером 1х1м, ароматическая лампа и ароматическое масло «Сосна»,  ящики с крупой, снежинки - картинки со звуком «С», магнитная доска,  картинки с артикуляцией звука «С», картинка-символ звука «с» - ветер свистит, шишки, указка со снежинкой для проведения зрительной гимнастики, дорожки со следами птиц и зверей, буква С, картинки-символы буквы С, предметные картинки со звуком «С» в начале, середине и в конце слова, листы белого картона, цветные карандаши, клей.

Ход занятия.

I. Организационный этап

- Проходим,  встаем в круг.

- Давайте  поздороваемся.

 - С добрым утром глазки! Вы проснулись? (поглаживаем веки глаз)

- С добрым утром ушки! Вы проснулись? (поглаживаем  уши)

- С добрым утром ручки! Вы проснулись? (поглаживаем ручки)

- С добрым утром ножки! Вы проснулись? (притоптываем)

- С добрым утром солнце! Мы проснулись! (руки раскрываются навстречу солнышку).

- С добрым утром все!

II. Мотивационно-ориентировачный этап

-  Сегодня на улице светит солнышко, какое оно? (яркое, радостное, желтое)

- Солнышко сегодня светит, но не греет, почему? (потому что на улице зима)

- Правильно, идет последний месяц зимы, какой? (февраль)

- Да, ребята зима подходит к концу, а мне так хочется побывать в зимнем лесу, подышать свежим  воздухом, посмотреть, что там происходит. А вы хотели бы отправиться на прогулку вместе со мной? (да)

- А как же мы доберемся до леса, как вы думаете? (на машине, на автобусе)

- А я предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре. Согласны?

III. Поисковый этап

- Но на улице очень холодно, что нам надо сделать, чтобы не замерзнуть? (одеться)

- Да,  давайте оденемся потеплее  (имитация одевания).

Что мы оденем? (шапку – показываем, куртку – показываем, сапоги - показываем, шарф – показываем, варежки – показываем  и т.д.)

- Оделись? Молодцы.

- Встаём на взлётную площадку.

- А вот и воздушный шар.

- Чтобы нам взлететь, нужно шар наполнить воздухом  

   Берем за края по кругу  ткань, подбрасываем  и дуем.  

- Сделали  вдох и сильный выдох … (повторяем 3 раза)

- Полетели!  

- Пролетаем над равнинами, горами…..

- Как высоко мы с вами поднялись! Что мы с вами видим? (облака)

Посмотрите, какой они причудливой, необычной формы.

- На кого похоже это облако? (это облако похоже на лягушку) 

- Давайте, улыбнемся как лягушки (улыбнулись, ладонь в вертикальном положении, пальцы широко расставлены)

- А это? ( это облако похоже на слона)

- Покажем хоботок (губы хоботком, ладонь собрана в щёпоть, большой палец прижат к среднему)

- Еще одно….. (это облако похоже на  птенчика)

- Птенчики открывают и закрывают рот (открываем и закрываем рот, ладонь в вертикальном положении, большой палец выставлен вперёд, перпендикулярно остальным)

- Это? (это облако похоже на чашечку)

- Язычок чашечкой (ладонь с сомкнутыми пальцами, образует форму чашечки)

- Посмотрите, какое смешное облако (это облако похоже на индюка)

- Болбочем, как индюки (четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному, четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз)

- Ну, а это….(это облако похоже на лошадку)

- Цокаем, как лошадки (кулачки сжаты, движения вверх-вниз)

- Облака рассеялись, а вот и лес показался. Мы приземляемся.

(На экране появляется картинка  волшебный зимний лес)

- Вот мы и в лесу.

- Тихо в лесу, многие звери спят. Послушаем звуки зимнего леса? (прислушиваемся: свист ветра, вьюги, метели, вой волка и т.д.)

-Какие звуки вы услышали? (дети перечисляют)

- А теперь, сами  изобразим лесные зимние звуки:

Ветер дует – ЫЫЫЫЫ

Деревья качаются на ветру – АААААА

Стонет голодный медведь в берлоге – ОООООО

Деревья скрипят от мороза  – ИИИИИ

Эхо отзывается – ЭЭЭЭЭЭ

- А какой замечательный, свежий воздух в лесу.

- Почувствуйте, как пахнет зимний лес…

- Вдохнем морозный воздух зимнего леса (зажигается аромалампа)

- Какой  в лесу воздух? (чудесный в лесу воздух, свежий, бодрящий)

-   Ребята, посмотрите, сколько в лесу снега намело, целые сугробы. Сугробы эти с секретом. Ну-ка, посмотрим, что в них спрятано?

(дети достают из сугробов  снежинки)

- Снежинки не простые, они с картинками. Назовите, что у вас нарисовано?

(санки, собака, сумка, самолет, сом, оса, бусы, весы)

- Какой звук вы слышали во всех этих словах? (звук с)

- Давайте, вспомним  секреты правильного произношения звука «С».

- Подойдем к доске.

- Что  делают наши губы, когда мы произносим звук «С»? (губы улыбаются)

- А ротик? (рот немного открыт)

- В каком положении зубы? (зубы сближены, как заборчик)

- Что делает наш язычок?(язычок опущен вниз)

- Ветерок,  какой? (холодный)

- Проверим.

- А голосок что делает?(спит, колокольчик не звенит)

-  Проверим.

- Кто догадался, какую главную задачу будем решать сегодня?

(будем учиться правильно,  произносить звук «С»).

- Да, мы будем учиться правильно,  произносить звук «С»

- Звук «С» напоминает свист ветра, который мы слышали  (прикрепляю картинку)

- Посвистим все вместе….    По одному…….

- Устали?  Давайте, сядем на пенёчки.

(садимся перед экраном)

- А кто скажет, звук «С» какой  гласный или согласный? (согласный) 

 - Почему? (потому что есть преграда для воздуха)

- Он твердый или мягкий? (твердый)

 - Почему? (мы его произносим сердито)

- Звонкий или глухой (глухой) 

 - Почему? (произносим без голоса)  

- Каким цветом обозначим звук «С»? (звук «С» обозначим синим).

 (появляется синий круг на экране)

- Правильно. Посмотрите, на экране появился синий сигнал.

-  Что-то у меня руки немного замерзли, пока мы разговаривали.

   

- Давайте погреем руки, покатаем шишки между ладошками  и  повторим чистоговорки со звуком  «С».

Са-са-са – вот лиса.

Су-су-су -  холодно в лесу

Со-со-со- лиса любит  мясо.

Сы-сы-сы – хвост пушистый  у лисы.

- Шишки положили около пенечков

-У каждого звука есть подружка – буква.

 У звука “С” - буква “С” (показ буквы на экране)

- Давайте, нарисуем её в воздухе пальчиком.

- На что похожа буква С ? ….

- Молодцы.

-  Да, у буквы С есть друзья: месяц…подкова… сломанный бублик… змейка.

(сломанный бублик, подкова, месяц, змейка - на экране)

- Молодцы.

(на экран возвращается картинка лес)

- Мы с вами посмотрели много картинок, наши глазки устали и мы устали, давайте отдохнем и сделаем зарядку

(Вытянуть снежинку вперед перед детьми, сфокусировать на ней взгляд)

К нам снежинки прилетели,

                                          Заиграли вдруг метели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

( Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели

( Поднимать  снежинку вверх и опускать вниз.

Дети,  смотрят вверх и вниз.)

          Ветер снежинки вверх поднимал

                                           И на землю опускал…

( присесть, опустив снежинку на пол.)

Все на землю улеглись.

(Закрыть ладошками глаза.)

Кладу снежинку на пол

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

     - Открыли глазки. Встали.

- Посмотрите, как много в лесу следов (картинка  на экране).

- Это чьи следы? (звериные)

- А это чьи следы? (птичьи)

- Давайте пройдем  к столам по птичьим следам, при этом,  не     наступая на звериные следы.

 (лежат  две  дорожки со следами, дети проходят к столам)

(возвращается картинка лес)

- Молодцы! Вот мы  и дошли. Вы все очень внимательные и аккуратные.

(Подходим  к столам, перед детьми  листы картона, цветные карандаши, клей, картинки).

IV. Самостоятельное применение новых знаний на практике

- Сегодня будем работать с «умными картами», которые мы уже умеем составлять (звучит музыка).

-  Какой звук мы сегодня с вами учимся правильно произносить?

(звук «С»)

- В центре карты обозначим звук «С» (дети выбирают символ звука «С» ветер свистит)

- Каким цветом обозначаем звук «С» (синим)

- Обведем символ синим цветом.

- Нарисуем   веточку и приклеим картинки,  которые показывают, как  мы произносим звук «С»…..(дети выбирают и приклеивают)

-  Нарисуем ещё одну  веточку и  вспоминаем  букву, которой мы обозначаем звук «С»…… и на что она похожа….

- Дальше мы вспоминаем слова со звуком «С» - рисуем три веточки….

Первая веточка  - слова со звуком «С» в начале слова, вторая веточка – в середине слова, третья – в конце.

- Давайте, проверим,  друг друга, всё ли мы правильно сделали.

- Меняемся картами (дети проверяют работы друг друга).

- Все проверили друг друга? ....

- Всё правильно? ....

- Взяли свои карты.

- Молодцы. Эти карты останутся у вас, чтобы вы всегда могли вспомнить, о том, что узнали сегодня о звуке «С», рассказать и показать дома маме с папой, друзьям в группе.

- Наша прогулка подходит к концу, пора возвращаться в детский сад.

- Но только ведь наш шар улетел. Надо,  подумать,  как нам вернуться?

………….

Звучит музыка «Снежные хлопья»

- Давайте, превратимся в снежинки.

- Закройте глазки, представьте, что вы легкие, пушистые снежинки, ветер подул и вы…..полетели….., закружились …… и в детском саду очутились.

 (в это время картина леса убирается)

- Глазки открыли.

V. Рефлексивно-оценочный этап

- Вот мы и вернулись.

- Что было трудно во время прогулки?

- Что понравилось?

- За что можете себя похвалить?

- И ещё вам в подарок – вот такие сладкие призы.

                                                Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)

Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...

Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».

Автоматизация звука [Л] на материале лексической темы «Африка. Животные Африки» и грамматической темы «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе».Цель: Автом...

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква К. Лексическая тема "Зима. Зимние приметы, забавы"

Домашнее задание для группы ТНР Звук и буква К. Лексическая тема "Зима. Зимние приметы, забавы"...

Домашнее задание для группы ТНР. Звук и буква Х. Лексическая тема "Зима.Зимние виды спорта"

Домашнее задание для группы ТНР. Звук и буква Х. Лексическая тема "Зима.Зимние виды спорта"...