Игры и упражнения, направленные на развитие пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии
тренажёр по логопедии (подготовительная группа) по теме

Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же, мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Это:   

1.      Речевое развитие ребенка в дошкольном воз­расте, отношение в семье к чтению.

2.      Уровень мотивации ребенка к занятиям пись­мом, чтением и к обучению вообще.

3.      Функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Тема: «Игры и упражнения, направленные на развитие пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития   оптико-пространственного ориентирования у детей с нарушениями речи, способствующими профилактике оптической дисграфии.

Совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. И, конечно же, мы с вами хотим, чтобы в школе они были успешными. Большую роль в школьной успеваемости будет играть уровень овладения грамотой. Грамотность складывается из трех основных блоков, подобно тому, как из отдельных пазлов складывается целостная картинка. Это:   

  1. Речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.
  2. Уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.
  3. Функциональная готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.

Последний аспект очень важен. Случается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом, хорошей мотивацией к обучению, может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению грамоты, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала.

Определить, что ребенку действительно трудно дается правописание, можно будет по характеру ошибок. Внимательно прочитайте памятку, в которой описан характер специфических ошибок. Если ошибки вашего ребенка будут схожи с примерами, приведенными в памятке, значит, его тетрадь сигнализирует: «Нужна помощь!».

Что же предпринять наблюдательному, неравнодушному, думающему и любящему родителю, желающему научить ребенка родному языку?

Мы знаем ответ — ИГРАТЬ! В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, для грамотного письма.

Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные представления, насколько четко он различает понятия: право — лево, низ — верх, впереди — позади, больше — меньше, выше — ниже, шире — уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.

Приложение 1

 

Карточка 1

 Памятка родителям.

Какие ошибки говорят о проблемах в овладении письменной речью

 ♦ отсутствие пропусков между словами и предложениями;

♦ не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;

♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;

♦ повторение одной и той же буквы: пироп вместо пирог;

♦ замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);

♦ ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;

♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);

♦ забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;

♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого — к крупному).

Приложение 2

 

Карточка для индивидуальной работы

Работа на карточках

Детям предлагается выполнить ряд заданий на карточке.

  1. Зачеркните неправильные буквы.
  2. Обведите правильные буквы.
  3. Сделайте квадраты одинаковыми.
  4. Выберите только необходимые для заданного слова буквы

 

 

Зачеркните неправильные буквы

C:\Users\Лучший\Desktop\Без названия.png

Обведите только правильные буквы

C:\Users\Лучший\Desktop\Без названия (1).png

Сделайте фигуры одинаковыми

C:\Users\Лучший\Desktop\Без названия (2).png

Обведите только те буквы, которые есть в названии картинки

C:\Users\Лучший\Desktop\Без названия (3).png М Н О Т Р П К Д Л Ж Н О Д Ш П Г

Приложение 3

Полезные советы

  1. Обратитесь к специалисту, чтобы выявить причины, мешающие ребенку освоить письмо.
  2. Убедите ребенка в том, что трудности, стоящие на пути, вполне преодолимы. Ребенка необходимо заинтересовать и пробудить в нем желание «писать без ошибок».
  3. Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка. Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.
  4. Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок.
  5. Читайте детям на ночь. Пусть приятные минуты предвкушения сна превратятся в чудесные мгновения общения с книгой.
  6. Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался.
  7. Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке.

 «Потерянный объект»

Родитель: В комнате спрятана шоколадка, найдите ее.

Поиски сопровождаются подсказками ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой ногой вперед и т. д.

 "Хоккеисты"

Родитель: Возьмите в руки фишку - это шайба. Перед вами лист бумаги – это ворота. Я – комментатор, а вы хоккеисты. Послушайте мои инструкции и поместите фишку в заданное место.

Удар! Шайба летит в правый верхний угол ворот.

Шайба летит в центральную часть ворот и т.д.

  «Волшебный мешочек»

Детям предлагается на ощупь угадать пластмассовые буквы.

Родитель: Вы можете вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д. Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке.

Если у ребенка в процессе учебы возникнут описанные нами трудности главное не паниковать, не усиливать давление на ребенка, не пытаться взывать к его совести. Помочь ребенку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка.

Сами вы можете применять все игровые приемы, с которыми мы вас познакомили. Это не только поможет вашему ребенку в овладении грамотой, но и укрепит ваши отношения, откроет ему в вас друга и товарища по учебе и игре, вселит в него веру, что все трудности преодолимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада"

"Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада"...

Игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи в логопедической группе ГБДОУ .

На шестом году жизни, как и ранее, дети активно усваивают формы множественного числа именительного и родительного падежа существительных, формы повелительного наклонения глаголов, степени сравнения пр...

Игры и упражнения направленные на развитие оптико-пространственного ориентирования и профилактику оптической дисграфии»

В данном материале предлагаются игры и упражнения для проведения с родителями практического семинара....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Игры и упражнения, как средство развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Одна из важных сторон умственного воспитания дошкольников – формирование ориентировки в пространстве. Все предметы существуют в пространстве, в пространственных отношениях между собой. Поэтому п...

«Игры и упражнения, направленные на формирование пространственной ориентации в старшей группе».

Цель. Выявить полученные знания, представления в ориентировке в пространстве и на плоскости.Задачи.  Закреплять умение определять свое место по отношению к другим детям и предметам. Закреплять зн...

Картотека игр для развития коммуникативных навыков Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива, воспитания доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.

Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.  Будет полезна педагогам дошкольных учреждений....