Главные вкладки

    Картотека по логопедии (старшая группа) на тему:
    Система упражнений на координацию речи с движением

    Ольга Николаевна Антонова
    Использование в деятельности всех специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия для более успешного обучения ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_uprazhneniy_na_koordinatsiyu_rechi_s_dvizheniem.docx20.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система упражнений на координацию речи с движением

    Учитель-логопед Антонова Ольга Николаевна

                   

      Жуки

    Я жук, я жук, я тут живу,

    Жужжу, жужжу,

    жужжу, жужжу…

    (Дети («жуки») сидят в своих домиках (на стульях),

    по сигналу летят на поляну, летают, греются на солнышке

    и жужжат «ж-ж-ж-…» , потом по сигналу, имитирующим

    звуки дождя, жуки летят в домики (на стулья).

                      Воробей

    У воробушки головушка болела,

    Ох, как болела(2р.).

    У воробушки спинушка болела,

    Ох, как болела(2р.).

    У воробушки да рученька болела,

    Ох, как болела(2р.).

    У воробушка да ноженька болела,

    Ох, как болела(2р.).

    Уж, как стал воробушка приседати,

    Ох, приседати(2р.)

    Захотел воробушек поплясати,

    Ну, поплясати(2р).

    (Выполняются движения по тексту.)

           Стрекоза

    Летит стрекоза,                           (руки в стороны, движения полета)

    Как горошины глаза.                  (показывают руками круги у глаз)

    Вверх, вниз, взад, вперед,          (движения рук в указанном направлении)

    Как зеленый самолет.                  (движения полета по кругу).

          Песенка стрекозы

    Я летала, я летала                        (дети стоят по кругу, плавно взмахивая 

    Устали не зная.                             руками)

    Села, посидела,                             (опускаются на одно колено)

    Опять полетела.

    Я подруг себе нашла,                   (делают летательные движения руками)

    Весело нам было.

    Хоровод кругом вела,                  (берутся за руки и водят хоровод)

    Солнышко светило.

           

          Самолеты

    На большой цветной ковер           (летят)

    Села эскадрилья.                            (приседают)

    То раскроет,                                    (руки в стороны)

    То закроет                                       (руки вниз)        

    Расписные крылья.

    Мы летаем высоко,                        (поднимаются и летят)

    Мы летаем низко.                           (приседают)

    Мы летаем далеко,                         (летят в стороны)

    Мы летаем близко.                         (возвращаются на место).

            Гусь

    Гусь гуляет по дорожке.                (дети ходят по кругу, изображая гуся)

    Гусь играет на гармошке.              (движения руками перед грудью)

    И гордится гармонист:                   (машут руками, вытянутыми в стороны)

    Я “га-га-га” голосист!        

    РЫБЫ

     Золотая рыбка чешуей сверкает:

    Ах-ах-ах, ах-ах-ах.

    Хвост, как из вуали,

    Нежно распускает

    Так-так-так, так-так-так.

    Машет плавниками,

    Еле шевелит.

    Не спит, не спит, не спит.

    В водорослях спрятаться

    Поскорей спешит.

    Спешит, спешит, спешит.

    (Ритмично похлопывают руками по телу сверху вниз.)

    Ритмично покачивают руками за спиной.

    Руки вытягивают по бокам, имитируют движения плавниками.

    Руки поднимают вверх, покачивают ими.)

    ЖИВОТНЫЕ

    -Пи-пи-пи,- пищала мышка.

    Кошка на охоту вышла.              (Ритмично пощелкивают пальцами)

    Мне так страшно, трепещу,

    Щу-щу-щу-щу-щу-щу.                (Хлопают по плечам скрещенными  руками)

    Норку я свою ищу,

    Щу-щу-щу, щу-щу-щу.                (Топают ногами)

    Кошка притворилась доброй,

    -Мур-мур-мур,- она поет              (Поглаживают руки)

    -Нет-нет-нет, - пищит мышонок,

    К кошке в лапы не пойдет.            (Покачивают головой)

    Филин в чаще

    -У-ух да у-ух!                            (Руки на поясе, покачивание головой)

    У зайчишки замер дух.             (Приседают, руки на голову)

    Бедный заинька не спал,

    Под кустом всю ночь дрожал.  (Похлопывают скрещенными

                                                          руками по плечам.)

       

    Ручеек в лесу бежал

    И зайчонка повстречал.            (Ритмично постукивают

    Тра-та-та, тра-та-та -                   ладонями по ногам)

    Лапками по пню стучал.

    Ручеек зайчонку вторит

    -Дзынь-дзынь-дзынь,               (Ритмично сжимают и раз-

    Дзынь-дзынь-дзынь.                 жимают пальцы)

    Колокольчик их услышал

    Динь-динь-динь,                       (Покачивают головой)

    Динь-динь-динь.

    Белочка спустилась с ветки

    И орешками –хрум-хрум.         (Щелкают пальцами)

    Тук-тук-тук –

    С березы дятел!                          (Стучат кулачком о кулачок)

    Ах, какой поднялся шум!

    Мама-свинка волновалась:

    -Хрю-хрю-хрю,

               Хрю-хрю-хрю!                      (Ритмично кивают головой)

    Где же детки-поросята?

    Ну-ка, в луже посмотрю.

    Вдруг услышала детишек:              (Похлопывают ладонями

    -И-и-и-, и-и-и.                                     по ногам)

    К маме детки прибежали,

    Вместе в луже все ныряли.             (Шагают на месте)   

           

             Конь

    Конь меня в дорогу ждет,                (руки за спиной сцеплены в замок,

    Бьет копытом у ворот                        поочередные поднимания согнутых

                                                                  в коленях ног)        

    На ветру играет гривой                    (покачивание головой)

    Пышной, сказочно красивой.

    Быстро на седло вскачу                    (подскоки на месте, руки согнуты

                                                                 в локтях перед собой)        

    Не поеду – полечу.

    Цок, цок, цок, цок.

    Там, за дальнею рекой                      (“до свидания” – рукой)

    Помашу тебе рукой.        

           Хомячок

    Хомячок, хомячок,                              (повороты вправо, влево,

    Полосатенький бочок.                         руки на поясе)

    Хомка раненько встает.                      (подняться на носки, руки вверх)

    Щечки моет ,                                        (потереть щеки)

    Шейку моет.                                         (потереть шею)

            

             Ежик

    По сухой лесной дорожке-  

    Топ-топ-топ - топочут ножки.

    Ходит, бродит вдоль дорожек

    Весь в иголках серый ежик.

    Ищет ягодки, грибочки

    Для сыночка и для дочки.        

    Если подкрадется волк-

    Превратится еж в клубок.

    (Ребята стоят слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях,-        

    перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях,

    делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки»- кончики пальцев соединяются,

    «срывают ягодки». Сворачиваются на полу клубком.)

    Ощетинит еж иголки-

    Не достанется он волку.

    Еж не тронет никого,

    Но и ты не тронь его!

                  (И. Лопухина)

    Кошка хвостиком играла-

    Вот так! Вот так!

    Веселилась, хохотала-

    Вот так! Вот так!

    Мячик по полу катала-

    Вот так! Вот так!

    И по комнате скакала-

    Вот так! Вот так!

    А потом устала кошка-

    Вот так! Вот так!

    И поплакала немножко-

    Вот так! Вот так!

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Будем кошку утешать.

            (Н. Пикулева)

          Кот и мыши

    Мышки в норочках сидят,

    Мышки в щелочке глядят.

    («Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо

    и подсматривают, выглядывая из-за них.)

    Ой, как много мышек тут,

    Коготками пол скребут.

    («Скребут» ноготками пол).

    Тише, мыши, серый кот!

    Он вас всех подстережет!

    (Грозят друг другу пальцем)

    Серый кот гулять пошел,

    И мышат он не нашел.

    («Кот» важно гуляет по залу, «мышки» сидят, не шевелясь.)

    Только котик засыпает,        

    Мышки сразу выбегают.

    («Кот» садится на свое место, «мыши» бегают на носочках по

    всей группе. В конце «кот» старается их поймать.)

    На скамейке у дорожки

    Улеглась и дремлет кошка.

    (присесть, глаза закрыть)

    Кошка глазки открывает        

    И цыпляток догоняет.

    (дети разбегаются в разные стороны)

    Бегал по двору щеночек

    (бег на месте)

    Видит пирога кусочек,

    (наклон вперед, руки в стороны)

    Под крыльцо залез и съел,

    (присесть, руки ко рту)

    Развалился, засопел.

    (руки в стороны, голову набок)

            

    Зайка по лесу скакал,

    Зайка корм себе искал.

    Вдруг у зайки на макушке

    Поднялись, как стрелки, ушки.

    Шорох тихий раздается:        

    Кто-то по лесу крадется.

    Заяц путает следы,

    Убегает от беды.

    Прыгнул в бок и обернулся,

    И под кустиком свернулся.

    (Прыжки на двух ногах, бег врассыпную)

                    Кто как ходит

    Кошка ходит по кошачьи,

    (Пружинящий шаг)

    Ходит крадучись она.

    А собака по-собачьи

    (Ходьба с высоким подъемом колена.)

    Ходит, гордости полна.

    По-утиному утенок

    Чуть вразвалочку идет.

    (Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону.)

    По-козлиному козленок

    (Подскоки)

    Скачет рожками вперед.

    По-слоновьи ходит слон,

    (Ходьба, опираясь на ступни и ладони.)

    Тяжело ступает он.        

    По-гусиному – гусята

    (Ходьба в полуприседе.)

    Важно шествуют шажком.

    А по улице ребята-        

    (Бег с постепенным переходом на ходьбу)

    Кто вприпрыжку, кто пешком.

                         (В. Степанов)

            Три медведя

    Три медведя шли домой.               (шагают на месте, вперевалочку)

    Папа был большой-большой.       (поднимают руки над головой, тянутся

                                                              вверх)

    Мама с ним, поменьше ростом.   (руки на уровне груди)

    А сынок – малютка просто.          (приседают)

    Очень маленький он был,             (присев, покачиваются в стороны)

    С погремушками ходил.             (встают, руки перед грудью сжаты в кулаки)

    Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь.          (движения кулачками)

            

             Зайка

    Зайку бросила хозяйка,               (соединяют руки перед грудью, покачивают

                                                             головой)

    Под дождем остался зайка.          (раскрывают ладони)

    Со скамейки слезть не мог,          (поворачивают голову вправо, влево)

    Весь до ниточки промок.              (обнимают себя руками)

            

     

              Пирожки и плюшки

    Мама пироги печет.

    Заинька не отстает,

    («Печь пирожки»- сверху то одна ладошка, то другая.)

    Пальчики стараются,        

    Плюшки получаются.

    На дощечке нет уж места,

    (Развести руками в стороны.)

    Мама снова месит тесто.        

    _ Отдохни, - сказала мама.

    («Месить тесто», сжимая пальцы в кулак то на одной руке,

    то на другой.)        

    Заинька твердит упрямо:

    (Отрицательно качать головой.)

    - У слоненка день рожденья,

    Очень любит он печенье,

    (Прижать ладони друг к другу.)

    Рыбку любит кошка,

    (Волнообразные движения кистями рук.)        

    Бублики - Матрешка.

    (Соединить большие и указательные пальцы.)

    Все я это испеку,        

    («Печь пирожки»)

    Только не жалей муку.

    Вот и вечер. Значит, ужин

    Моему зайчонку нужен.

    Дам ему томатный сок,

    Испеку еще блинок.

              В. Мирясова

                 Л  И  Т  Е  Р  А  Т  У  Р  А

    1 Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2004.

    2 Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет:

    Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    3Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 - 8 лет:

    Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

    4Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2005.

    5Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.:Просвещение,1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека упражнений на координацию речи с движением

    При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

    Упражнения на координацию речи с движением.

    Упражнения на координацию речи с движением способствуют развитию общей и мелкой моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи. Представлена картотека по лексическим темам....

    Картотека "Упражнения на координацию речи с движением

    В картотеке представлены упражнения на координацию речи с движением для детей 4-7 летПри организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения ...

    Упражнения на координацию речи с движениями

    Подборка речедвигательных упражнений и имитационных игр,  позволяющих «собрать» внимание детей и активно включать их в совместную деятельность. Эти игры и упражнения отличаются эмоциональной зажи...

    Картотека упражнений на координацию речи с движением

    Основной целью использования упражнений на координацию речи с движением у детей с нарушениями речи - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом ...