Главные вкладки

    Влияние мелкой моторики на развитие речи детей на логопедических занятиях.
    статья по логопедии на тему

    Верховцева Ирина Викторовна

     

    Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.

    Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние  мелкой моторики на развитие речи детей  на  логопедических занятиях.

    Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.

    Я работаю на логопедическом пункте с детьми, имеющими диагноз ФНР, ФФНР. Можно рассматривать несколько  причин, которые привели меня к этой теме. С одной стороны - дети   имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук.

    Многими учеными (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.М.Бехтеров, Н.И. Кузьмина,  Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина)  была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат.

    Для успешного развития мелкой моторики подобрала и изучила методическую литературу по этой теме; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные  ресурсы.

          Приобретены и сделаны игры, пособия для развития мелкой моторики (мозаики, конструкторы, шнуровальные планшеты и др.).

    Накоплен природный материал (камушки, желуди, шишки, ракушки и др).

       Для развития  моторики  я выстроила  работу  организации  игр-упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него; работу с мелкими предметами (крупа, семена, пуговицы, и др.).

    Часто  частью  некоторых  занятий является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами.

          Логопедические игры с  прищепками, шнуровками, шишками, орехами  и другими повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результат в развитии мелкой моторики и речевого развития  я добиваюсь быстрее. Шишки и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. При этом  ребёнок проговаривает  заданный звук  или автоматизирует    слоги. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.  Предлагаю   ребенку помочь  собрать бусинки и опускать  их в коробочку с маленьким отверстием.  Потом  нанизывать бусы на нитку в определенном порядке, при этом называть слова на заданный звук. В  игре «Волшебный бассейн »  ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. В емкости  где  крупа, ребенку предлагаю «выловить» из   крупы   предмет на заданный звук и составить  предложение с  этим  словом,   или  закопать  в крупу игрушки с заданным звуком  и  затем предлагается  ребенку вспомнить игрушки. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает.

    Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.

     Для логопедических занятий я подбираю динамические паузы с использованием   упражнений,  синхронизирующих работу полушарий. Физкультминутки предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Физкультминутки включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения также  сопровождаются проговариванием стихов, потешек. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие, активизируется имеющийся словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

    Изучив интересы возможности родителей, я пришла к выводу ,что они могут стать моими единомышленниками. Так как заинтересованы результатами работы  с детьми и я с удовольствием провожу индивидуальные консультации, родительские собрания.

    В результате систематической работы над мелкой моторикой пальцев рук  позволило  достигнуть положительных результатов. Результативность подтверждена положительной динамикой в развитии  речи. Проведённая диагностика в конце года показала, у детей улучшилась координация  артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки и автоматизации звуков.

    Работа по данной теме предполагает наличие наглядного и методического материала.

    Данная работа строится на основе взаимосвязи воспитателей и родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

    как влияет развитая мелкая моторика на речь детей...

    Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук, развитие речи.

    Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка....

    Роль развития мелкой моторики в развитии речи ребенка

    Данный материал можно использовать в качестве консультации для родителей,воспитателей...

    Развитие мелкой моторики руки - развитие речи

          «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - писал И. Квант. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 б...

    Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

    Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

    Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детейПрактикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную нед...

    Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.

    В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...