Влияние мелкой моторики на развитие речи детей на логопедических занятиях.
статья по логопедии на тему

Верховцева Ирина Викторовна

 

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние  мелкой моторики на развитие речи детей  на  логопедических занятиях.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе,  скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь  страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук»тревожат»расположенные по соседству  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить  и интересно.

Я работаю на логопедическом пункте с детьми, имеющими диагноз ФНР, ФФНР. Можно рассматривать несколько  причин, которые привели меня к этой теме. С одной стороны - дети   имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук.

Многими учеными (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.М.Бехтеров, Н.И. Кузьмина,  Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина)  была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат.

Для успешного развития мелкой моторики подобрала и изучила методическую литературу по этой теме; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные  ресурсы.

      Приобретены и сделаны игры, пособия для развития мелкой моторики (мозаики, конструкторы, шнуровальные планшеты и др.).

Накоплен природный материал (камушки, желуди, шишки, ракушки и др).

   Для развития  моторики  я выстроила  работу  организации  игр-упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него; работу с мелкими предметами (крупа, семена, пуговицы, и др.).

Часто  частью  некоторых  занятий является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами.

      Логопедические игры с  прищепками, шнуровками, шишками, орехами  и другими повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результат в развитии мелкой моторики и речевого развития  я добиваюсь быстрее. Шишки и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. При этом  ребёнок проговаривает  заданный звук  или автоматизирует    слоги. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.  Предлагаю   ребенку помочь  собрать бусинки и опускать  их в коробочку с маленьким отверстием.  Потом  нанизывать бусы на нитку в определенном порядке, при этом называть слова на заданный звук. В  игре «Волшебный бассейн »  ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. В емкости  где  крупа, ребенку предлагаю «выловить» из   крупы   предмет на заданный звук и составить  предложение с  этим  словом,   или  закопать  в крупу игрушки с заданным звуком  и  затем предлагается  ребенку вспомнить игрушки. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает.

Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.

 Для логопедических занятий я подбираю динамические паузы с использованием   упражнений,  синхронизирующих работу полушарий. Физкультминутки предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Физкультминутки включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения также  сопровождаются проговариванием стихов, потешек. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие, активизируется имеющийся словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

Изучив интересы возможности родителей, я пришла к выводу ,что они могут стать моими единомышленниками. Так как заинтересованы результатами работы  с детьми и я с удовольствием провожу индивидуальные консультации, родительские собрания.

В результате систематической работы над мелкой моторикой пальцев рук  позволило  достигнуть положительных результатов. Результативность подтверждена положительной динамикой в развитии  речи. Проведённая диагностика в конце года показала, у детей улучшилась координация  артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки и автоматизации звуков.

Работа по данной теме предполагает наличие наглядного и методического материала.

Данная работа строится на основе взаимосвязи воспитателей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма.

В данной статье рассматривается проблема влияния ручной моторики на развитие речи дошкольника с общим недоразвитием речи как одной из предпосылок письма связана с увеличением числа школьников страдающ...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...