"Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста".
консультация по логопедии на тему

 

 

 

Формирование звуко-слогового анализа и синтеза имеет большое значение  в профилактике дисграфии и дислексии. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zs.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

(СЛАЙД № 1)

Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза имеет большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.

(СЛАЙД № 2)

Недоразвитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – кота, машина – машишина, стакан – ката); пропуски и перестановки согласных при их стечении (диктант – дикат, тропа – прота, окно – конно); добавление гласных (таскали – тасакали); пропуски и перестановки гласных (собака – сбака); пропуски согласных при отсутствии стечения.

В связи с этим при профилактике нарушений чтения и письма особое внимание уделяется развитию фонематического анализа и синтеза.

(СЛАЙД № 3)

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный - это выделение (узнавание) звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец). И самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Таким анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

(СЛАЙД № 4)

Учитывая различную сложность фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

• выделение звука на фоне слова, т.е. определение его наличия в слове;

• вычленение звука в начале и конце слова, а также определение его места в слове;

• определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению. При этом необходимо учитывать поэтапность формирования умственных действий (опора на вспомогательные средства, в плане громкой речи, во внутреннем плане).

В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования фонематического анализа:

• формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия (картинка, графическая схема слова, фишки);

• формирование действия фонематического анализа в речевом плане (графическая схема, фишки);

• формирование действия фонематического анализа в умственном плане (картинка не называется).

(СЛАЙД № 5)

Необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.

Наряду с устным анализом слов целесообразно использовать составление слов из букв разрезной азбуки.

(СЛАЙД № 6)

Значимость слогового анализа обусловлена тем, что он помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог делится на звуки. Кроме того, роль слогового анализа велика при овладении чтением.

При формировании действия слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам; продирижировать слово; тыльной стороной ладони контролировать движение нижней челюсти.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в слове. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавление.

С целью более эффективного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по:

• дифференциации гласных и согласных;

• выделению гласных звуков из слова, слога.

(СЛАЙД № 7)

Для закрепления слогового анализа и синтеза детям предлагают: повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов; определить количество слогов в названных словах и поднять соответствующую цифру (предлагаются слова различной структуры, простые и со стечением согласных); разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии (2, 3 слога); выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать; определить пропущенный слог в слове с помощью картинки; составить слово из слогов, данных в беспорядке; выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

(СЛАЙД № 8)

Некоторые элементы логопедического занятия вы можете увидеть на экране.

 (СЛАЙД № 9)

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".

Нетрадиционные приёмы, используемые при формировании звукового анализа...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

Программа формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.Применение аналитико-синтетического метод...

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Мультимедийная презентация является дополнением к коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ в группе компенсирующей направленности....