Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Анисимова Елена Валерьевна

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Профессии. Инструменты. Умельцы Южного Урала».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  подгруппового занятия с детьми подготовительной логопедической  группы   на тему:

 «Дифференциация звуков [с]-[ш]». Лексическая тема «Профессии. Инструменты. Умельцы Южного Урала».

Цель: Формировать навыки правильного произношения, формировать способность к  

           обучению грамоте.

Задачи.

1.Коррекционно-образовательные.

Учить детей дифференцировать звуки [с]-[ш].

2.Коррекционно-развивающие.

 Развивать артикуляционную моторику.

 Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 Развивать речевое дыхание

 Развивать грамматический строй речи.

 Развивать и обогащать активный словарь по лексической теме: «Профессии.  

 Инструменты. Умельцы Южного Урала»

 Развивать координацию  речи с движением.

 Развивать психические процессы.

  3.Коррекционно-воспитательные.

 Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,     самостоятельности.

                             

Ход занятия

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

    I

1.Организационный момент

-Ребята, сегодня у нас на занятии много гостей, поздоровайтесь со всеми.

- Посмотрите, у вас на столах лежат картинки с изображением разных профессий. Назовите, кто изображен на ваших картинках: стюардесса, шахтер, сапожник, швея, строитель, штукатур.

- Сначала сядет тот, чья профессия начинается на звук [Ш], затем те, чья профессия начинается на звук [С].

2.Артикуляционная гимнастика

Улыбочка-Хоботок, Качели, Киска сердится, Парус (Презентация)

Дети выполняют действия

    II

1.Сообщение темы занятия

ЛОГОПЕД: Сегодня к нам на занятие пришел шалунишка Саша и принес интересные игры (Презентация). 

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть картинки, а в конце занятия вы сможете из этих частей собрать целую картину.

- Какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

2.Дыхательная гимнастика «Поможем Саше надуть шарик»

Вдох носом, на выдохе произносим с-с-с (шарик сдувается)

Вдох носом, на выдохе произносим ш-ш-ш (надуваем шарик)

ЛОГОПЕД: Итак, с какими звуками мы будем сегодня работать?

3.Сравнительная характеристика звуков

Первое задание Саши – сравнить звуки [С] и [Ш]

ЛОГОПЕД: -Вспомните, какие по характеру звуки [С] и [Ш]. Чем они похожи, чем отличаются?

-Звуки [с] и [ш] согласные - когда мы их произносим воздух встречает преграду (язычок). Они оба твёрдые, глухие.

-Отличаются тем, что при произнесении звука [с]- кончик языка опускается за нижние зубки (↓), а когда мы произносим звук [ш]- кончик языка за верхними зубками (↑)

У звука [С] есть мягкий братик – [С’], а звук [Ш] всегда твердый.

Живут эти звуки в разных буквах. Звук [с] в букве С, а звук [ш] в букве Ш.

-Молодцы ребята.

На доске появляется первый фрагмент картинки.

4.Дифференциация изолированных звуков.

Саша очень любит играть в Шифровальшиков – это профессия людей, которые читают зашифрованные письма.

Второе задание – прочитать зашифрованные схемы

Игра «Шифровальщики»

—        Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка: ↑↓↓, ↑↑↓, ↑↓↑, ↓↑↑, ↓↑↓, ↓↓↑

На доске появляется второй фрагмент картины.

5. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Эхо»

Третье задание – повторить в правильном порядке слоги.

са-ша-са        ас-аш-ас        шо-со-шо

ош-ос-ош        су-су-шу        ус-ус-уш

На доске появляется третий фрагмент картины.

6.Пальчиковая гимнастика «Строители»

Рядом с нами, за углом,  

Сгибают и разгибают пальцы  на обеих руках                                                    

Дружно строят новый дом

Пальцы соприкасаются подушечками, ладошки образуют «крышу»

Каменщик, маляр, электрик,

Сварщик, плотник

Загибают пальцы одновременно на обеих руках

и сантехник.  

Хлопок в ладоши

8.Дифференциация звуков в словах.

Четвертое задание – «Произнеси новое слово»

а) Замена звука С на звук Ш (слова-паронимы)

сок — ...        басня — ...        миска — ...    

сутки —...      каска — ...        усы — ...

На доске появляется четвертый фрагмент картины.

    б) Раскладывание картинок

Пятое задание – «Разложи инструменты по полочкам»

ЛОГОПЕД: -Ребята, вы не забыли, что Саша-то у нас шалунишка – очень любит поиграть, пошалить. Вот и сейчас он зашел в гараж к папе и так получилось, что Саша раскидал все инструменты. Давайте поможем Саше разложить инструменты на свои полочки.

На доске появляются две полочки __________ ↑

                                                           ___________↓

-Скажите, какие инструменты мы положим на верхнюю полочку, а какие на нижнюю? Почему?

На доске появляется пятый фрагмент картины.

9.Физкультминутка «Разные профессии»

Я - шофер - помыл машину,

Левая рука на поясе, круговые движения правой рукой («Моют стекло»)

Сел за руль и выгнул спину.

«Крутят» руль

Загудел мотор, и шины

Зашуршали у машины.

Движение «моталочка»

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор.

Имитация работы с метлой

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.

«Смотрят» из-под ладони

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги

Маршируют на месте

К сапогам прибьет подковки

Кулачок правой руки стучит по ладони левой

И – пляши без остановки.

Руки на поясе, по очереди выставляют правую и левую ноги на пятку

10. Чтение слогов (Презентация) 

Шестое задание – прочитай слоги и слова.

ЛОГОПЕД: Когда вы сравнивали звуки, вы сказали, что звук [С] живет в букве С, а звук [Ш] в букве Ш. Сейчас прочитаем слоги и слова с этими буквами.

11.Звуковой анализ слова

 а) Звуковой анализ слова СУШКИ

б) Составление слова СУШКИ из букв разрезной азбуки.

На доске появляется шестой фрагмент картины.

12.Дифференциация звуков в предложении. Заучивание скороговорки по мнемосхеме, с глазодвигательной гимнастикой.

Седьмое задание – выучить скороговорку

Сапожник сшил сапожки,

сапожки для сороконожки.

На экране в презентации появляется мнемосхема.

- Молодцы! И с этим заданием вы справились.

На доске появляется седьмой фрагмент картины.

13.Дифференциация звуков в тексте (Посчитать сколько предложений в тексте)

Логопед читает текст, голосом выделяя конец предложения.

У Саши мама швея. Маму зовут Светлана. У неё дома есть швейная машинка. Мама Саши настоящая мастерица! То шорты сошьет, то рубашку.

Для первого предложения составляем схему.

На доске появляется восьмой фрагмент картины.

-Звуки [C] и [Ш]

Дети выполняют дыхательные упражнения

-Со звуками [C] и [Ш]

Дети дают сравнительную характеристику звукам по схеме.

Произносят изолированные звуки по схемам

Каждый ребенок повторяет за логопедом свое сочетание слогов

Дети выполняют гимнастику

Дети по очереди произносят получившиеся слова

-На верхнюю полочку положим инструменты со звуком [Ш],  а на нижнюю со звуком [С].

Распределяют картинки с изображением инструментов.

Дети выполняют движения

Дети читают слоги и слова на экране

Дети заучивают скороговорку, следя глазами за указкой по мнемосхеме.

Дети слушают текст, считают количество предложений.

   III

Итог занятия

- Итак,  с какими звуками мы сегодня работали?

- Чем различаются эти звуки?

-У меня для вас сюрприз.

Логопед раздает детям картинки-раскраски с изображением разных профессий.

- Со звуками [С] и [Ш]

-Различие в произношении

Игра “Путаница”

Мама положила в тарелку манную “каску”.

Пожарный носит “кашку”.

Строитель строит “басню”.

Кошку зовут “маска”.

В Новый Год я надену “Машку”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

С А О У Ы Э И Ш А О У Ы Э И

Слайд 4

СУШКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Весенние цветы. Звук Ц"

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [к]-[г]»

В процессе занятия реализуются следующие задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков, фонематического слуха, восприятия;Закрепление знаний о механизме организации звуков [к]-[г]  и ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»

Цель: учить детей дифференцировать в речи звуки [Л] и [Р].Задачи:Коррекционно – образовательные: закреплять понятия «предложение», «начало» и «конец» предложе...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе: Дифференциация звуков [Р]-[Л]

Подгрупповое занятие. Продолжительность занятия- 30 минут.Количество детей: 6 человек. Подготовительная группа.Речевой статус: общее  недоразвитие речи III уровня.Цель: сравнение, различение и пр...

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы» «В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»  Цель: Научить различать и четко про...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Дифференциация звуков [с] - [з]

Дифференциация звуков [с] - [з]. Данный конспект может быть использован на подгрупповых и индивидуальных занятиях...