Главные вкладки

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Весенние цветы. Звук Ц"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Кромская Алла Ивановна

    В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной форме в виде "путешествия" в весенний сад, так как оно проводилось в апреле. На материале лексической темы "Весенние цветы" решались различные образовательные, развивающие и воспитательные задачи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_vesennie_cvety._zvuk_i_bukva_cc.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели занятия.

    Коррекционно - образовательные:

      - активизировать и уточнять словарный запас по лексической теме;

      - упражнять в подборе родственных слов;

      - закреплять умение правильного согласования  прилагательного c     cуществительным в косвенных падежах;

      - развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов;

      - совершенствовать умение составлять предложения по схемам с   предлогами   пространственного значения «из - за», «из - под»; Коррекционно - развивающие:

      - развивать мышление, память, тактильные ощущения,  общеречевые навыки.

    Коррекционно - воспитательные:

      - воспитывать активность и самостоятельность, бережное отношение к природе.

    Оборудование: игрушка «цыпленок», коврограф с предметными картинками, демонстрационная графическая схема предложения, схемы пространственных предлогов «из - за», «из - под», демонстрационная касса букв, звуковые линейки, мешочек с буквами, совок, ребус «нарцисс», план схема для составления рассказов - описаний цветов, индивидуальные карточки с изографами, тетради, синие и красные карандаши.

    Ход занятия.

    1 .Организационный момент.

    Дети входят в группу.

    - Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними:

    Мы рады, рады, рады вам,

    Мы очень рады всем гостям.

    - А теперь повернитесь ко мне:

    Мы будем разговаривать,

    Мы будем проговаривать

    Все правильно, все внятно,

    Чтоб было всем понятно.

    - Теперь пройдите к своим столам и сядьте на стулья.

    2. Объявление темы занятия.

    а) Раздается стук.

    - Кто-то к нам пришел в гости. Отгадайте:

    Был белый дом, чудесный дом,

    И что - то застучало в нем.

    И он разбился, и оттуда

    Живое выбежало чудо (цыпленок).

    Из - за стола логопед достает игрушечного цыпленка.

    - Правильно, к нам в гости пришел цыпленок. Ребята, на улице стоит прекрасная погода, и цыпленок приглашает нас прогуляться в весенний сад.

    3. Беседа о цветах.

    Выставляемся коврограф с предметными картинками.

    - Вот мы и в саду. Посмотрите, что это? (клумба с цветами). Ребята, цыпленок еще совсем маленький, и он не знает названий цветов. Давайте их назовем (тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш, подснежник). Ребята, а все ли эти цветы - садовые? (нет, подснежник и ландыш - лесные цветы). Расскажите, что вы знаете о подснежнике и ландыше? (их нельзя срывать, потому что это редкие цветы и они занесены в Красную книгу). Поэтому мы с вами возьмем совочек, аккуратно их выкопаем и пересадим в лес.

    4. Выделение звука «Ц» и его характеристика.

    - Посмотрите, среди цветов появились первые насекомые. Чтобы их не испугать, давайте попросим друг друга вести себя потише (ц - ц - ц). Какой звук мы сейчас произнесли ? (Ц)

    - Что вы знаете о звуке «Ц»? Какой он? (звук «Ц» - coгласный глухой всегда твердый).

    - Мы сегодня будем говорить о звуке и букве Ц и о весенних цветах.

    5. Закрепление тактильного образа буквы «Ц».

    - Что это за мешочек лежит среди стеблей? (логопед показывает детям «Волшебный мешочек», заглядывает в него). В нем лежат разные буквы. Давайте найдем и покажем цыпленку букву «Ц»(проходит по рядам, дети на ощупь отыскивают в мешочке букву «Ц»).

    6. Выделение слов со звуком «Ц» и определение его места в слове.

    - Я предлагаю показать цыпленку, как мы работаем со звуковыми линейками. Подвиньте их к себе. Найдите в весеннем саду предметы со звуком «Ц» и определите его место в этих словах.

    Дети называют слова «цепь», «гусеница», «огурец» и другие; работают с линейками.

    7. Работа со словом «цветочки».

    А) Игра «Найди слова в слове».

    Логопед открывает демонстрационную кассу букв, на которой выложено слово «ЦВЕТОЧКИ».

    - Пока мы с вами играли, цыпленок выложил на доске слово. Давайте его прочитаем. Какие слова спрятались в этом слове? (веточки, точки, очки, цветок, цветки, кит, кот.....)

    Б) Подбор родственных слов.

    - Посчитайте, сколько в нем слогов (3). Назовите 1слог, 2 слог, 3 слог. Измените это слово так, чтобы в нем стало два слога (цветок, цветик, цветы.....)

    В) Звуковой анализ слова.

    - Назовите в этом слове только гласные (Е, О, И). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда твердый (Ц). Назовите в этом слове только согласный глухой всегда мягкий (Ч). Назовите в этом слове только согласный глухой твердый, который может в другом слове быть мягким (Т). Назовите в этом слове только согласные мягкие, которые могут в другом слове быть твердыми (ВЬ, КЬ).

    Г) Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах.

    - Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

    На клумбе выросли (что?).....красивые цветы.

    Скоро будет еще больше (чего?).....красивых цветов.

    Мы очень рады (чему?).....красивым цветам.

    Везде мы видим (что?).... красивые цветы.

    Мы любуемся (чем?).....красивыми цветами.

    Мы будем рассказывать друзьям (о чем?).....о красивых цветах.

    - Ну, а теперь давайте отдохнем.

    Физкультминутка.

    На лужайке поутру                          (Дети встают в тесный круг,

    Мы затеяли игру.                               ходьба на месте,

    Я - подснежник, ты - вьюнок.          показывают друг на друга,

    Становитесь в наш венок.                 берутся за руки)

    Раз, два, три, четыре,                        (Делают четыре шага назад,

    Раздвигайте круг пошире.                расширяют круг)

    А теперь мы ручейки,                       (Бегут по кругу)

    Побежим вперегонки.

    Прямо к озеру спешим,                    (Дети встают в тесный круг, за руки,

    Станет озеро большим.                     раздвигают круг)

    Стали в пары мы опять,                    (Становятся попарно.

    Будем в солнышко играть.                описывают руками круг )

    Мы - веселые лучи,                           (Тянутся на носочках, руки вверх.

    Мы - резвы и горячи.                        Прыгают на носочках, руки на поясе)

    8. Составление описательного рассказа нарцисса.

    Логопед показывает ребус «нарцисс».

    - Цыпленок хочет загадать вам загадку. На этой картинке зашифровано название его самого любимого садового цветка (нарцисс). А теперь составим о нем рассказ по этому плану (логопед вывешивает план – схему и один из детей рассказывает о нарциссе, затем другой повторяет).

    9. Составление предложений с предлогами «из - за», «из - под» (с помощью схем предлогов).

    На наборном полотне графическая схема предложения (три домика и схема предлога «из - за»).

    - Покажем цыпленку, как мы умеем составлять предложения. Давайте придумаем предложения про весенний сад. Сколько слов должно быть в вашем предложении? (четыре). Назовите «маленькое»    слово (из - за). Какое оно по счету? (третье).

    Дети придумывают предложения типа «Бабочка вылетает из - зa цветка». Затем логопед изменяет схему, меняя домики местами, добавляя их и вместо схемы «из - за» вставляя схему предлога «из - под». Дети придумывают предложения типа «Из - под листка вылезает большая гусеница» и др.

    10. Работа в тетрадях.

    - Цыпленку так понравились ваши предложения, что он тоже придумал предложение и записал его на доске. Давайте его прочитаем.

    На доске из букв демонстрационной кассы выложено предложение:

    весноймного цветов

    - Ай – ай, сколько ошибок ты наделал! Но ничего, наши ребята мигом помогут их исправить. Какие ошибки вы здесь видите?

    Дети выходят по очереди к доске, называют и исправляют ошибки.

    - Сейчас вы напечатаете это предложение в тетрадях, а перед этим разомнем пальчики.

    Пальчиковое упражнение.

    Наши нежные цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки.

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    Затем дети работают в тетрадях; закончившим раньше других логопед предлагает индивидуальные карточки с изографом «курица» (узнать, для кого цыпленок нарвет большой букет нарциссов).

    11. Итог занятия.

    - Вот и закончилась наша прогулка к весенней клумбе. Вам понравилось путешествие с цыпленком? Что вам понравилось? (ответы детей)

    А сейчас цыпленок с вами попрощается на ваших ладошках и если кто - то ему понравился, то он споет песенку (логопед сажает цыпленка к каждому из детей на ладонь и тот пищит).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Инсценировка сказки "Где мой домик?"

    Увлекательное занятие, которое провожу уже несколько лет в подготовительных логопедических группах. Дети с большим удовольствием разыгрывают сказку, имитируя поведение, голоса лесных зверей. Очень сов...

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

    Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [к]-[г]»

    В процессе занятия реализуются следующие задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков, фонематического слуха, восприятия;Закрепление знаний о механизме организации звуков [к]-[г]  и ...

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"

    Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...

    Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]».

    Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Профессии. Инструменты. Умельцы Южного Урала»....

    конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуковая культура речи. Звуки [Г] и [Г`]

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. Звуки [Г], [Г`]....