Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе "гласные звуки А О У И"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Обобщающее занятие по обучению грамоте

Тема: Звуки О, А, У, И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_zvuki_a_u_o_i.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Гласные звуки [А], [О], [У], [И].

(подготовительная группа)

Коррекционно-образовательные задачи:

закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У.

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжать учить различать неречевые звуки.

Развивать слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У].

Формировать фонематические представления на материале звуков [А], [О], [У], [И].

Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова).

Учить анализировать звуковой ряд.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать культуру поведения на занятии.

Оборудование: фея Анна, корзинка, «звуковички» А О У И, фоновая музыка осеннего леса, картинки: антенна, автомат, уши, уроки, осень, овощи, иголка, игрушка

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: осень.

Логопед: Назовите приметы осени?

Дети: желтеют листья...

Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят,

Под берёзками грибочки стоят!

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: посмотрите, кто нас встречает в осеннем лесу?

Дети: это фея гласных звуков Анна.

 (в этот момент появляется корзинка)

Логопед: Посмотрим, нам фея принесла корзинку, но она не пустая (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией). Как вы думаете, кто это?

(ответы детей)

3. Характеристика звуков А О У И по акустическим и артикуляционным признакам

Логопед: Это друзья феи – звуковички.  Звуковички так дружно сидят в корзинке, давайте познакомимся с ними (логопед  вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

Логопед: Что нам помогло узнать звуковичков?

Дети: нам в этом помогал наш рот.

Логопед: Правильно, по положению губ. А по-другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово. Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

Логопед: скажите, когда мы произносили эти звуки, была ли преграда во рту для воздушной струи? Почему? Какие это звуки?

Дети: когда мы произносили звуки А О У И воздушная струя не встречала преграду. Потому что язык находился внизу и рот был открыт.

Логопед: как называются звуки, которые не встречают преграду.

Дети: это гласные звуки.

Логопед: Каким цветом обозначаются гласные?

Дети: красным

Логопед: Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт/магнитную доску)

4. игра «Угадай звук по описанию».

Логопед: звуковички хотят свами поиграть. Сейчас я буду показывать артикуляцию знакомого гласного, а вы угадайте, какой это звук. Например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].

А у о и и  о а а и т.д.

* (Логопед показывает артикуляцию звукового ряда, а дети угадывают по беззвучной артикуляции, что «сказал» взрослый (например, «трубочка-улыбка» — УИ).

Ау иа уа и. т.д.

5. игра «Хлопни в ладошки».

Логопед:  внимательно послушайте произносимые мной гласные звуки и хлопните в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]):

а, и, а, о, и, у и т.д.

(аналогично игра проводится и с другими звуками).

6. игра  «третий лишний»

Логопед: Прослушайте  ряд слов и назовите лишнее. Почему?

Аня, август, осень;

Оля, уши,овощи,;

Утка, Ира, ива;

 усики, утка, осень.

7. игра «доскажи словечко»

Логопед: сейчас я скажу вам предложение, но не полностью. Подумайте и закончите предложение нужным словом.

В качестве подсказки можно использовать картинки.

На крышу поставили телевизионную... (антенну).

Солдату в армии нужен ... (автомат).

У зайца длинные... (уши).

Ученик учит... (уроки).

Наступила золотая... (осень).

В огороде выросли... (овощи).

Маша вдевает нитку в... (иголку).

 Маше купили новую... (игрушку).

8. игра « Звуковая Решетка»

Логопед: молодцы, а теперь давай определим место наших изучаемых звуков в каждом слове. Помогать нам будут звуковые решетки. Давайте подумаем, где мы слышим звук А в слове автомат, вначале, в середине или в конце слова?

Дети: В начале слова.

Логопед:  Покажите на полоске, где находится звук а? Поставьте на это место красный кружок. Почему мы взяли красный кружок.

Дети: потому что, звук а гласный и обозначается красным цветом.

Логопед: молодцы (аналогично уши, уроки, осень, овощи, иголка, игрушка).

9.Физкультминутка.

Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.

10.Знакомство с гласными буквами А У И О.

Логопед:  Посмотри на колесо -
                И увидишь букву О.

Буква У совсем проста:
Тянет рожки из хвоста.

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула —
К правой ножке пристегнула.

(Т. Ванюхина)

Всем известна буква А

 – Буква очень славная. 

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

11. Звукобуквенный анализ слова АУ/АУ ( Анализ звукокомплексов : крик в лесу: АУ; ребёнок плачет: УА)

Логопед: Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка.  Вы узнали их?

Дети: Да, это звуки [а] и [у].

Логопед: Какое «маленькое слово» можно составить из этих звуков?

Дети: АУ или УА

Логопед: Правильно! А давайте его оживим. Сколько звуков в слове АУ?

Дети: 2 звука.

Логопед: Какой первый звук? Каким цветом он обозначается? Почему?

Дети: первый звук А. Обозначается звук [а] красным цветом, потому что он гласный.

Логопед: Какой второй звук в слове АУ?

Дети: второй звук У.

Логопед:  Каким цветом он обозначается? Почему?

Дети: Обозначается звук [у] красным цветом, потому что он гласный.

(Аналогично УА).

12. Итог занятия.

Логопед: молодцы! Какие задания были интересными, и понравились вам больше? Что вызвало трудности? Вы все большие молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Весенние цветы. Звук Ц"

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [к]-[г]»

В процессе занятия реализуются следующие задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков, фонематического слуха, восприятия;Закрепление знаний о механизме организации звуков [к]-[г]  и ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [с]-[ш]».

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Профессии. Инструменты. Умельцы Южного Урала»....

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы» «В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»

Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»  Цель: Научить различать и четко про...

План-конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной группы на тему "Звук [о] и буква О"

Тема занятия: «Звук [о]. Буква О»Вид логопедического занятия: фронтальноеВозраст/группа: подготовительная к школе возрастная группаЦель: обучение грамоте детей на материале формирования у ...