Поговорим о глаголах "Класть" и "ложить". Как правильно?
статья по логопедии на тему

Николаевская Софья Николаевна

Правила употребления в русском языке слов "класть" и "положить". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_glagolah.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители и коллеги!

Вашему вниманию хочу предложить статью

«Поговорим о глаголах: "ложить" или "класть" - как правильно?».

Часто замечаю, что использование этих слов употребляется в речи детей и взрослых не верно. Мне бы хотелось поделиться с вами знаниями о том, как действительно правильно употреблять слова «класть» и «положить».  Эта статья автора Елены Балычевой, взятая с сайта: http://fb.ru/article/106134/pogovorim-o-glagolah-lojit-ili-klast---kak-pravilno. На мой взгляд, в этой статье в доступной и грамотной форме все объясняется. Возьмите, пожалуйста, эти правила русского языка на заметку и давайте говорить правильно!  А ещё - научим наших детей грамотной речи!)))

Почему-то в русском языке существуют два камня преткновения – это слова: «класть» и «ложить». Давайте попробуем разобраться, как правильно говорить, заодно вспомнив о видовых формах глагола. Да-да, именно они помогут нам понять: «ложить» или «класть» - как правильно? О совершенном и несовершенном виде глагола В нашем языке каждый глагол относится к совершенному виду (который отвечает на вопрос «что сделать?») или несовершенному (который отвечает на вопрос «что делать?»). Они образуют видовые пары, и корень у глаголов, входящих туда, как правило, один:

(что делать?) учить – (что сделать?) выучить,

(что делать?) висеть – (что сделать?) повиснуть и т.п.

Но вы же понимаете, что в русском языке все так просто не бывает, обязательно имеются исключения:

(что делать?) брать – (что сделать?) взять,

 (что делать?) искать – (что сделать?) найти,

 (что делать?) ловить – (что сделать?) поймать.

Для русскоговорящего они не представляют особой сложности, кроме пары довольно «мудреных» представителей этой части речи: «класть» и «положить». Как правильно говорить: «класть» или «ложить»? Почему-то многие вместо законной несовершенной формы глагола пытаются употреблять несуществующую.

Нет в русском языке слова «ложить»!

Итак, «ложить» или «класть» - как правильно? Дело в том, что в большинстве рассуждений на эту тему ответ однозначен: «Корень -лож- без приставки употреблять нельзя!» Предлагается запомнить следующие слова, которые имеют данный корень и право на существование: уложить, положить, выложить, приложить, переложить, заложить и т.д. А без приставки: кладу, кладет, клала, кладем и т.д. Но это верно лишь отчасти. Дело в том, что если так рассуждать, то придется говорить: «выложивать» или «заложивать», хотя все знают правильную форму этих глаголов: выкладывать, закладывать. Именно знание того, что корень -лож- является принадлежностью совершенной формы глагола, поможет правильно его употребить. Глаголы же, которые мы привели выше, принадлежат к несовершенной форме, а эта форма может быть передана только вариантом глагола: класть.

Но многие слышали слова песни: «Снег ложится и тает, и тает…» Как же так, здесь несовершенная форма глагола, а корень -лож-? Дело в том, что наша загадочная парочка: положить и класть - снова предлагает сложности. Если перед нами возвратная форма (то есть такая, что заканчивается на –ся), то в ней употребляется корень -лож-. Например: «Она ложится в чистую постель». Хотя есть и возвратная форма глагола «класть»: «Здесь все кладется в одну стопку». Как же быть? Так «ложить» или «класть» - как правильно сказать в возвратной форме? Оказывается, мы должны помнить и о залоге данного глагола. В первом предложении глагол действительного залога (снег ложится сам, она ложится сама). А во втором случае – это страдательный залог: все кладется кем-то. Значит, прежде чем произносить заканчивающиеся на –ся «ложить» или «класть», как правильно поступить? Нужно помнить о том, делает что-то сам предмет (значит, корень -лож-) или производят действие с ним (значит, корень –клад-).

И напоследок Есть еще один, наверное, более легкий способ уяснить, как правильно говорить в каждом отдельном случае. Для этого нужно помнить, что корень -лож- употребляется в значении чего-то, находящегося сверху, на поверхности. Ведь и слово «ложе» – это поверхность для лежания. А корень –клад-, как правило, означает то, что внутри. Помните, клад мы выкапываем из недр земли. Значит, когда вы хотите рассказать о том, что будет находиться сверху, вы употребите корень -лож-. А если о том, что будет внутри, то прозвучит -клад-.

Вот так!

На заметку:

Образование форм глаголов:

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

Глядеть, гляди, глядите;

Ехать, поезжай, поезжайте;

Лазать, лазай, лазайте

Лезть, полезай, лезь, полезайте, лезьте;

Лечь, ляг, лягте

Трогать, трогай, трогайте.

Формы повелительного наклонения этих  глаголов необходимо запомнить!!!!

Информация с сайта: http://fb.ru/article/150630/kak-pisat-i-govorit-pravilno-lyag-ili-lyaj


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поговори со мною, мама!

Как мы разговариваем с ребенком? Прислушайтесь к тому, что вы говорите своему малышу!Собрание для родителей...

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

ПОГОВОРИМ О КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

Разнообразные формы учебной деятельности в сфере физической культуры позволяют воспитанникам выполнять двигательные действия, которые содержат в себе разнообразные движения. Сюда входят как естественн...

Комплексное занятие в подготовительной группе " Поговорим о маме"

занятие посвящено подготовке к празднованию 8 марта или Дня Матери.Воспитатель проводит беседу о самом дорогом человеке на свете - о маме. дети рассказывают как они помогают маме, как зовут маму, где ...

Детско-родительская гостиная «Поговорим о Ваших правах»

МЕЖСЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ«КАКИМ Я ХОЧУ ВИДЕТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА»...

Презентация "Поговорим о дружбе"

Презентация предназначена для проведения открытого занятия.В презентации использованы различные приёмы и методы (беседы, викторина, пословицы)....

Поговори со мной, мама...

Советиы родителям по развитию речи ребенка...


 

Комментарии

Караханян Наталья Анатольевна

Спасибо, Софья Николаевна. Я ориентируюсь на то, что глаголы совершеннго вида требуют "лож".Например,сложить,выложить,наложить.Глаголы несовершенного вида требуют"клад".Например,класть,складывать,выкладывать,накладывать.