Методическая копилка «Весна» (средняя логопедическая группа)
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

В данной копилке собран материал для организации коррекционного процесса с детьми и взаимодействия с воспитателями группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414 «Чебурашка» г. Новосибирска                        учитель-логопед О. В. Мельникова

Методическая копилка

«Весна»

Содержание

коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с воспитанниками средней логопедической группы по лексической теме

«Весна»

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить: основные признаки весны; почему весной радуются люди и животные; весенние забавы.

«Пришла весна». Беседа по теме.

Зачин логопеда:

Вот пришла весна, весна,

Очень теплая она,

Солнце греет, тает снег,

Веселится человек!

Логопед демонстрирует детям предметные картинки и задает вопросы:

  • Что появилось в небе? (Солнышко.)
  • Что случилось со снегом?
  • Почему тает снежок?
  • Дети надевают шубы или куртки?
  • Что появляется на земле?
  • Кто ползает и летает?
  • На чем катаются дети? (На велосипеде, на самокате.)

«Ответь правильно» (развитие слухового внимания):

Весной солнышко греет или морозит?

Снег тает или застывает?

Ручьи текут или стоят?

Травка зеленеет или вянет?

Жучки прячутся или просыпаются?

Дети катаются на самокате или снегокате?

Люди носят шубы или куртки?

Чтение с выражением и заучивание потешки (устное народное творчество).

Дождик, дождик, веселей.

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Рассказ «Весна» (учить детей составлять рассказ, опираясь на предметные картинки на игровом поле):

Предметные картинки: солнышко, снег, лужа, деревья, жучок, травка, птичка, дети.

«Ушла зима. Наступила весна. На небе светит солнышко. Стало тепло. Снег тает. На дорогах лужи. На деревьях появляются листочки. Вылезают жучки. На земле зеленеет травка. Птички строят себе домики-гнездышки. Дети очень рады. Они катаются на самокате, на велосипеде и качаются на качелях. Хорошо весной!»

Звук и буква Б, обозначение звука Бь.

«Определи – есть ли в начале (конце) слова звук Б»

«Разорви полоску» (слоговой анализ слов)

Дети должны разорвать полоску бумаги на две, три или четыре части (сколько слогов в слове): лужа, весна, жучок, качели, самокат, снег, велосипед.

Находят самое короткое и самое длинное слово.

Общая моторика:

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!..

Пальчиковая гимнастика:

Раскрылся колокольчик
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").
Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Артик. гимн.: Парус. Грибок.

«Времена года». (формирование представлений о смене времен года):

Наступила теплая... (весна). А была холодная... (зима). После весны придет жаркое... (лето). А потом наступит прохладная... (осень). А после осени опять наступит холодная... (зима).

«Цвета весны» (усвоение основных цветов):

Логопед вместе с детьми рассматривает предметы на картинках и называет цвет этих предметов: солнышко — желтое; небо — синее; травка — зеленая; цветок — красный.

Материал

для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей с воспитанниками средней логопедической группы

Дети должны усвоить: основные признаки весны; почему весной радуются люди и животные; весенние забавы.

Инструкция воспитателя

                Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,      

Словно с нами говорит.             

Плачут от тепла сосульки            

И на крышах талый снег.            

А у всех людей весною

Это вызывает смех!        

Хлопаем в ладоши.

Хлопаем ладонями по ногам.

Собираем слезы в ладошку.

Гладим себя по голове.

Покружимся вокруг себя и улыбнемся.

2. Развитие мелкой моторики

Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна,

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.
Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь».

3. Формирование лексико-грамматических категорий

«Пришла весна». Беседа по теме:

- Что появилось в небе? (Солнышко.) Что случилось со снегом? Почему тает снежок? Дети надевают шубы или куртки?  Что появляется на земле?  Кто ползает и летает? На чем катаются дети? (На велосипеде, на самокате.)

«1 – много» (лужа, сосулька, почка, проталина,….).

«Какая?» (сосулька, солнышко, небо, лужа….).

4. Развитие связной речи

Чтение с выражением и заучивание потешки (устное народное творчество).

Дождик, дождик, веселей.

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Рассказ «Весна» (учить детей составлять рассказ, опираясь на предметные картинки на игровом поле):

 «Ушла зима. Наступила весна. На небе светит солнышко. Стало тепло. Снег тает. На дорогах лужи. На деревьях появляются листочки. Вылезают жучки. На земле зеленеет травка. Птички строят себе домики-гнездышки. Дети очень рады. Они катаются на самокате, на велосипеде и качаются на качелях. Хорошо весной!»

5. ПБР

 «Цвета весны» (усвоение основных цветов):

Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы на картинках и называет цвет этих предметов: солнышко — желтое; небо — синее; травка — зеленая; цветок — красный.

Материал для работы в тетради

Задание: обвести по пунктиру, раскрась. Над первоцветами нарисуй солнышко, слева – бабочку, справа – жучка.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\5851.gif

Задание: составь рассказ по картинкам:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.gif

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\3.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\2.jpg

Материал

для оформления стенда в приёмной группы

1 лист

На этой неделе дети на занятии по развитию фонетико-фонематической стороны речи дети продолжат знакомиться с согласными звуками Б и Бь.  

Мы будем:

- дифференцировать согласные звуки Б, Бь из потока других звуков;

- определять: присутствует ли в начале (в конце) слова звук Б (Бь);

- обозначать звук Б с помощью синего фонарика (кружочка), Бь – зелёного.

Ссылка на сайт: https://nsportal.ru/melnikova-oksana-viktorovna

2 лист

Тема 3 недели марта:C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\266b8868d10dcb6d665b42c71d2282cc.jpg

«Весна»

 Дети должны усвоить: основные признаки весны; почему весной радуются люди и животные; весенние забавы.

        Помогите ребёнку ответить на вопросы: Какое время года наступило? Что случилось со снегом? Почему тает снежок? Дети надевают шубы или куртки?  Что появляется на земле?  Кто ползает и летает? На чем катаются дети весной? (На велосипеде, на самокате.)

 Речь + движение. Помогите ребёнку выучить стихотворение:

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,

(Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит.

(Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки

(Собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег.

(Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех!

(Покружимся вокруг себя и улыбнемся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае....

Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "неречевой звук"

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений , направленных на развитие детей узнавать неречевые звуки....

Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "речевой звук"

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на формирование понятия "речевой звук", а также подготовительные игры, цель которых - развитие речевого с...

Методическая разработка в средней логопедической группе по теме: "Подготовка дошкольников с нарушениями речи. Формирование понятия "ряд"

В данной статье предлагается система игр и упражнений, направленных на формирование понятия "ряд"...