Речевое развитие детей раннего возраста
презентация к уроку по логопедии (младшая группа) на тему
Особенности развития речи детей раннего возраста.
Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.
Ранний возраст - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно в этом возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Для ребенка в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди и задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов и научить произносить звуки.
Родители должны быть внимательны к речи своего малыша и, при малейших сомнениях, в случае отсутствия активной речи у ребенка 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов: логопеда, психолога, психоневролога, стоматолога, ортодонта, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.)
Особенности развития речи детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
• негативные факторы в период беременности и родов; • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом; • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист; • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет; • наследственные факторы; • снижение слуха; • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата; • сосание пальца;
Особенности развития речи детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет К 1,5 годам: - ребенок говорит отдельными словами; - слова дополняются жестами, мимикой, интонацией; - часто общепринятые слова заменяются на звукоподражания; - ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки – м, п, б, к, г, т, д, н, ф, в, х, й.
С 2-х лет: - Быстро растет активный словарь малыша – к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов; - он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова во фразу; - облегченные слова заменяются правильными; - появляются прилагательные и местоимения; - начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2-м годам – трех-четырехсловные; - речь эмоциональна и выразительна.
К 3-м годам: - осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие сь, зь, ць, ль. - многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) малыш нередко заменяет мягкими свистящими. - интенсивно развивается мышление -внимание становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. - он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и фразы. - пассивный и активный словарь ребенка достигает 1000 – 1200 слов; - кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения; - ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласуя их в роде, числе и падежах.
Какие отклонения в развитии ребенка раннего возраста должны насторожить заботливых родителей? Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие отклонения в речевом развитии: • присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»); • в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета; • наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования); • при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет; • к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой - маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник).
Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями отклонения в речевом развитии являются следующие: • отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-4 слов; • ребенок НЕ называет величину предметов (большой - маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат); • нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»); • стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения; • нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков (М, Н, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х); • искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты); • ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов; плохая слуховая память; • ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества».
Игры
« Угадай, что звучит» «Угадай, где звучит» «Угадай, чей это голос» «Кто позвал?» «Различение слов, близких по звуковому составу »
Игры на развитие артикуляционной моторики Динамические: «часики», «лошадка», «качели», «почистим зубки», «маляр», «вкусное варенье», и т.д. Статические: «улыбочка», «заборчик», «чашечка», «иголочка», «горка», «трубочка», и т.д.
Игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков « Покажи, как плачет Ляля» «Самолет» «Лошадка» «Звукоподражания»
Игры на развитие мелкой моторики * стихи для игр с пальчиками *из бытового: завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу; *застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например)
Игры для развития словарного запаса и грамматической связи слов в предложении « Спрячь игрушку»; «Поможем кукле Кате запомнить посуду»; «Чей малыш?», «Чья мама?»; «Покорми зверей»; «Назови маленький предмет»; «Подскажи словечко»; «Кто как кричит?»; «Сделай, как я скажу».
Игры для развития самостоятельной фразовой речи Игры - театрализации
Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша! Следует помнить, что дефекты речи, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются и на всю жизнь и могут повлиять на успеваемость в школе (трудности чтения и письма), выбор профессии, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправлять искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, т.к. у ребенка- дошкольника ещё недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и, при отсутствии каких- либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата, устранить их возможно и тем самым избежать серьезных проблем.
Речь взрослых должна быть: чёткой, неторопливой; доступной для понимания малыша; грамотной Чем чаще родители будут разговаривать с ребенком, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе стишки, потешки, и играть, тем скорее ваш ребенок овладеет правильной речью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»
Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-551202-1418648566.jpg)
Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-885069-1485613556.jpg)
Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций
Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/25/picture-715386-1448438668.jpg)
Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»
В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-1220060-1581949935.jpg)
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1084278-1543066926.jpg)
Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"
Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....
Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...