Индивидуальный Образовательный Маршрут
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Куненкова Инна Ивановна

Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_dlya_zpr.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»

Утверждено                                                                                                      Согласовано      

        Заведующий  МБДОУ №1                                                                             Ф.И.О. родителя (законного представителя)

        . ______________                                                             _________________________________________________

                дата______ № _________ протокола ПМПК

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка c ЗПР

Общие сведения

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Ф.И.О. родителей

(законных представителей)

Воспитатели (ФИО):

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Музыкальный руководитель:

Инструктор по физ. культуре

Мед.сестра.

Группа здоровья

II

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

12 ч.

Заключение ПМПК

Темпово-задержанное развитие (гармоничный инфантилизм). Общее недоразвитие речи, III-уровень речевого развития.

Рекомендации ТПМПК

Воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития.

Коррекционные занятия с дефектологом по коррекции дефицитарных функций (2-3 раза в год). Формирование произвольного компонента деятельности, развитие практически значимых навыков, формирование сенсорных эталонов, коммуникативных навыков, психических функций для социального функционирования.

Психологическое сопровождение: занятия по развитию мышления, памяти, внимания. (2 курса в год).

Комплексная систематическая логопедическая коррекция: Систематически повторять курсы артикуляционной и дыхательной гимнастики;  интенсивная работа по развитию понимания речи; формирование мотивации к речевому общению; развитие фонематического восприятия;расширение словарного запаса слов; практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;  развитие связной речи;  формирование полноценной звуковой стороны речи, уточнение и закрепление в речи правильного произношения звуков; развитие дефицитарных функций; развитие коммуникативной компетентности; развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

Организация коррекционно-развивающей работы

Специалист

Сведения о программах

Задачи коррекционно-развивающей работы

Режим и формы организации занятий

Воспитатели

ФГОС Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ № 1 «Сибирячок».

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. Формирование связной речи. Развитие математических операций, обобщений, выделения лишнего предмета.

НОД, коррекционный час

коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда в природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Педагог-психолог

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического здоровья);

УМК «От рождения до школы», УМК Е.А. Стребелевой.

Коррекция и развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы, развитие познавательной активности детей; развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; воспитание самоконтроля и самооценки;коррекция поведения ребенка; формирование навыков общения.

Групповое занятие 1 раз в неделю, индивидуальное занятие 2 раза в неделю

Дефектолог

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического здоровья);

УМК «От рождения до школы», УМК Е.А. Стребелевой;

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ № 1 «Сибирячок».

Коррекция и развитие дефицитарных функций (память, внимание, мышление, речь, восприятие.

Коррекция и развитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы, развитие познавательной активности детей; развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; воспитание самоконтроля и самооценки; коррекция поведения ребенка; формирование навыков общения.

Индивидуальные занятия 2 раза в неделю.

Учитель-логопед

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического здоровья);

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ № 1 «Сибирячок».

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие мимики и эмоций.

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения.

Развитие импрессивной речи.

Коррекция слоговой структуры слова.  

Пополнение активного словаря.

Развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

Фронтальные лексико-грамматические, фонетико-фонематические занятия 2 раза в неделю.

Индивидуальные занятия 2 раза в неделю.

Музыкальный руководитель

ФГОС Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ № 1 «Сибирячок».

Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия; координации движений; общей и мелкой моторики; закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи; развитие речевого и физиологического дыхания;формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;работа над мимикой лица.

НОД, занятия по художественно-эстетическому развитию 2 раза в неделю в музыкальном зале,

Инструктор по физ. культуре

ФГОС Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ № 1 «Сибирячок».

Развитием физических качеств детского организма (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) и накоплением и обогащением двигательного опыта детей (овладение основными движениями). Формирование потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании и здоровом образе жизни, закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи.

НОД, занятия по физическому развитию 2 раза в неделю в физкультурном зале,1 раз на свежем воздухе

Мед. сестра.

ФГОС Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ № 1 «Сибирячок».

Проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, осуществление контроля режима и качества питания, наблюдение за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, оценивание физического развития детей по данным антропометрических показателей.

Ежедневно

Наблюдения у психиатра, невролога в течение года. Физиолечение, массаж языка, воротниковой зоны.

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка

Направления коррекционной работы

Содержание работы

Виды занятий

Ответственные

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Развитие восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Игры «Подбери по цвету», «Найди такого же цвета», «Подбери домик для игрушки», «Собери букет», «Покажи шарик красного цвета, синего цвета…», «Какого цвета колечко?», «Назови цвет каждой из улиток». Восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб). Игры «Найди такую же фигуру», «Каждую фигуру на свое место», «Коробка форм», «Мебель для кукол», «Покажи круг, квадрат…», «Подбери предмет такой же формы», «Что похоже на квадрат? круг?». Восприятие величины (большой-маленький, длинный - короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий). Слуховое восприятие(молоточек и дудочка, колокольчик и свисток). «Угадай, что звучит?». Тактильное восприятие Игры «Чудесный мешочек», «Найди кубик, шарик…» восприятие пространства. «Мячик – далеко, а машинка… – близко».

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

Учитель-логопед,

воспитатели

Формирование представлений об окружающем мире.

Игры: «Расскажи о себе», «Времена года», «Что сначала, что потом», «Когда это бывает?», «Кем быть?», «Что кому нужно для работы?», «Назови профессию», «Кто, где живёт».

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

Учитель-логопед,

воспитатели

Коррекция и развитие дефицитарных функций

Игры: «Загадочные картинки», «Глаз – фотограф», «Разложи карточки», «Повтори фразы», «Каскад слов», «Ушки на макушке», «Что изменилось?», «Рассмотри внимательно», «Проставь значки», «Кто больше увидит предметов на картинке», «Потрогай и нарисуй». «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Запомни и повтори», «Найди отличия». Игры: «Дорисуй картинку», «На что похожи эти фигурки», «Что держит в руках каждый из детей».

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

Учитель-логопед,

воспитатели

Формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи.

Игры: «Назови одним словом», «Раздели на группы», «Четвёртый лишний», «Угости животных», «Кому что надо?», «Закончи предложение», «Отгадай загадку», «Что неверно?», «На что похоже?», «Что сначала, что потом?», «4-й лишний», «Чем похожи?», «Найди пару», «Чего не хватает?».

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

Учитель-логопед,

воспитатели

Развитие общей и мелкой моторики.

Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук –  массаж, пальчиковая гимнастика с текстом, упражнения из образовательной кинесиологии. Игры со шнуровкой, мелким конструктором, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

воспитатели, музыкальный руководитель,

инструктор по физ. культуре

Развитие мимики и эмоций

Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида, гнев, страх, восторг, удивление.

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

воспитатели, музыкальный руководитель

Развитие моторики речевого аппарата.

артикуляционные упражнения; самомассаж языка, губы, вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы; вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ;развивать мышечную силу и подвижность губ; отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность; способствовать растяжке подъязычной связки; развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений; расслаблять мышцы языка путём самомассажа  (пошлёпывания губами), учить удерживать язык распластанным, широким;способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка;вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней губе;учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

подгрупповые

индивидуальные

учитель-логопед, воспитатели

Формирование навыков правильного звукопроизношения

Постановка звуков [с], [з], [з]’, [ц] [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л]’, [р], [р]’. Автоматизация и дифференциация отработанных звуков в слогах, словах, в предложениях, чистоговорках, стихах. Для автоматизации поставленных звуков в слогах, словах – словесные игры: "Эхо", "Запомни, повтори", "Подскажи словечко" дидактические упражнения "Ступеньки", "Ромашка", "Повтори для Зайки", д/и: "Звуковые домики", "Улитка", "Ромашка", "Живые слова". Для автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: "Повтори-ка", "Запоминай и повторяй", "Живые предложения»», "Исправь ошибку". В спонтанной речи – в подвижных играх: "Что ты делаешь?", игры в парах: "Угадай на ощупь", "Послушай мое слово и нарисуй".

подгрупповые,

индивидуальные

учитель-логопед, воспитатели

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Образование прилагательных от существительных. Расширение словаря признаков, слов-действий:  «Подбери предмет к действию»» ,»Подбери признак к предмету», Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов. Установление причинно-следственных конструкций. Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словообразования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры "Я начну, а ты продолжи", "Живые предложения", "Один – два", "Один – много", "Много – один", "Назови ласково"; д/и "Из чего мы сделаны?", "Где чей дом?", "Где чей хвост", "Умные предложения", "Игры для Тигры" - "Чей домик?", "Действия", "Признаки", "Разложи картинки".

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

воспитатели

Развитие психологической базы речи

«Расскажи, что ты видишь на картинке», «Продолжи предложения», «Ответь на вопрос по картинкам», «Расскажи сказку по картинкам» Учить вести диалог (вопросно-ответная форма речи), отвечать на вопросы

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

воспитатели

Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы, агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению

Этюды на выражение эмоций («Погода изменилась», «Поссорились и помирились»), этюды на сопоставление эмоций («На улице две курицы», «Скачет галка»), этюды на воспроизведение отдельных черт характера («Никита волокита», «Сеть тяну», «У меня в кармане роза»), упражнение «Зеркало», д/и «В мире эмоций», «Пиктограммы», «Отражение». Проигрывание жизненных ситуаций «Я в магазине», «Я в группе». Проблемные обсуждения поведения литературных героев, реальных событий из детской жизни. Упражнения «Пока бежит песок», «Зелёным не рисовать». Художественные упражнения «Рисуем себя», «Подарок другу», «Каким я больше себе нравлюсь».

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

воспитатели

Развитие навыков самоконтроля, организованности, умений ориентироваться на заданную систему требований

Коллективные игры с правилами. Планирование и подведение итогов дня. Придумывание правил поведения в группе, играх и т.д. детьми с дальнейшим контролем выполнения. Упражнения «Раз, два, три говори», «Пока бежит песок», «Зелёным не рисовать».

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

воспитатели

Воспитание положительных черт личности (доброжелательность, правдивость, справедливость, умение уступать, сочувствие окружающим)

Игры: «Вежливый ручеёк», «Комплименты», «Хорошо – плохо», «Придумай рецепты», «Назови ласково», « Можно или нельзя». Упражнения: «Письмо заболевшему другу», «Снежная королева», «Ругаемся овощами», «Давайте жить дружно». Упражнение «Совет волшебника», «Как можно обидеть друга, маму и т.д.», «Добрые слова». Игра «Лото настроений», «Ласковое имя».

НОД

подгрупповые, индивидуальные

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

воспитатели

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Содержание работы

Ответственный педагог/специалист

Психолого-педагогическое изучение семьи

Наблюдение

Изучение особенностей детско-родительских отношений через наблюдение за ребенком в течение дня, наблюдение за общением ребенка с мамой

педагог-психолог, воспитатели

Психолого-педагогическая диагностика

Психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений путем анкетирования и опроса. Сбор анамнестических сведений о ребенке

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

педагог-психолог, воспитатели

Повышение психолого-педагогической компетентности родителя

Беседа

Доверительная беседа, обмен мнениями и опытом воспитателя и мамы ребенка о возникающих сложностях его воспитания и обучения, способах их преодоления.

воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед

Индивидуальное консультирование

Консультирование мамы ребенка по актуальным вопросам: Задержка психического развития у детей и способы ее коррекции»; «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей с ЗПР»;

«Индивидуальный образовательный маршрут»

воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед

ПМПк ДОУ

Заседание консилиума

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели

Клуб «Компетентный родитель»

Семинары – практикумы, мастер классы, мини-лекции, круглый стол

Оказание консультативной и практической помощи родителям в воспитании, обучении и развитии детей с ОВЗ

педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели

ПМПК ДОУ

Дата заседания _____________     протокол №_____

Динамика развития_____________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Успешность усвоения коррекционно-развивающей__________________________________________________________________________________

общеобразовательной программы ДОУ____________________________________________________________________________________________

Мониторинг индивидуального развития___________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ПМПК ДОУ______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

ПМПК ДОУ

Дата заседания _____________     протокол №_____

Динамика развития_____________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Успешность усвоения коррекционно-развивающей __________________________________________________________________________________

общеобразовательной программы ДОУ____________________________________________________________________________________________

Мониторинг индивидуального развития___________________________________________________________________________________________

Рекомендации ПМПК ДОУ______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...