Буклет "Нарушение процесса письма"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Петрова Ольга Александровна

Буклет посвящен процессу нарушения письма - дисграфии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_disgrafiya.docx262.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Причины дисграфии.

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.

Классификация дисграфии.

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

 артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;

акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;

дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;

аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;

оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы. http://anddnz94.dnepredu.com/uploads/editor/3437/137826/sitepage_13/imagescaq2p1na.jpg

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

МБДОУ ДСКВ № 32 г. Ейска

МО Ейский район

Нарушение

процесса письма.

Учитель - логопед  Петрова О. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование функций речи в процессе развития мелкой моторики и подготовки руки к письму

Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества.Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека Исключительно велико. Однако письмо может стать п...

"Причины нарушения процесса письма"

 Ваш ребенок с трудом овладевает письмом: выполненные им  упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Он  не использует заглавные буквы, знаки препинания, отде...

Система работы по коррекции нарушений процесса письма у младших школьников

Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Разными авторами высказываются несколько разл...

Процесс письма и предпосылки для овладения им

Консультация  для родителей. Подготовила  учитель-логопед: Батырева Л.А              г. Элиста  МКДОУ №4 &laqu...

Роль психологических функций в обеспечении процесса письма

В данной статье описана роль участия сихологическоих функций в обеспечении процесса письма. отржены взглады различных авторов на эту проблему....

подготовка детей с нарушением зрения к овладению процессом письма

подготовка ребёнка к овладению процессом письма через совершенствование зрительно-моторной координации....

Психофизиологические основы процесса письма

Письмо – сложный психический процесс, включающий в себя вербальные (знаковые) и невербальные формы психической деятельности (внимание, зрительное, пространственное и акустическое восприятие, мел...