Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Човгун Светлана Витальевна

Статья для начинающих логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

Дисграфия (частичное расстройство письма) редко вызывает настоящее беспокойство родителей, а также учителей. Считается, что со временем ребенок «выпишется». Однако дисграфия, даже в своем минимальном проявлении — плохого, нечеткого почерка, является проявлением несформированности чрезвычайно важных структур  связанных со способностью не только к письму, но и к более значимым умениям ребенка- читать и считать.

Почему же возникают трудности в овладении ребенком письменной речью? Процесс овладения письмом является не таким легким — он имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру. Для того чтобы написать или переписать простое слово нужно уметь, с одной стороны, перекодировать звук в фонему, фонему в букву, а с другой стороны – уметь перешифровать разные варианты одной и той же буквы. (Печатную в рукописную, большую в маленькую, понимать отличия рукописных букв в зависимости от почерка.)

Обучение письму связано с уровнем развития мелких мышц кисти руки, регуляцией движений во время письма, выносливостью к относительно долгосрочных напряжений. Многообразие двигательных действий и одновременное выполнение письменных правил вызывают у детей сильное напряжение руки, а то и всего туловища.

Нарушение пространственной ориентации, незрелость контроля тонких движений руки и мышечные — суставного чувства обусловливают графические ошибки. Чем сложнее рисунок (элемент и графема), тем больше искажений он испытывает. Для письма детей характерны («трясущиеся») линии, выход элементов буквы за пределы строки, зеркальное изображение графем, изменение формы графем и др. Обучение письму не является легким процессом, оно требует соответствующего психофизиологического развития ребенка и определенных умений и навыков.

Изучению пространственных представлений, в отличие речевых функций, имеют довольно короткую историю и не так систематизированы.

Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, развитие которой требует обращения к различным видам деятельности человека. Пространственные представления являют собой главную роль в становлении рефлексивных структур сознания.

Как и другие психические процессы, пространственные представления актуализируются благодаря тесному взаимодействию полушарий мозга, в которой правая и левая мозговые гемисферы вносят свой специфический функциональный вклад. Анализ клинического материала подтверждает факт активного участия обоих полушарий в протекании этих видов психической деятельности, их плотном сотрудничестве. Большинство ученых относят пространственные представления к базису, на котором строится вся совокупность всех психических процессов-письмо, чтение, мышление, счет, т. п.

На данном этапе коррекции, следует обратить особое внимание на детей, которые имеют доминирующую левую руку и амбидекстров. И вообще, на детей, которые имеют фактор леворукости, в том числе семейный. Эти дети не имеют стойких представлений не просто «лево — право», в их представлении читать, писать, рисовать, интерпретировать сюжетную картинку можно в любом направлении (горизонтальном или вертикальном). Здесь чаще всего появляется оптическая дисграфия, структурно-топологические ошибки в любом направлении.

Для развития зрительного гнозиса поэтапно применяются следующие упражнения:

«Разрезные картинки». Сначала ребенок составляет картинки по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.

«Отбор фрагмента, которого не хватает». Ребенку предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент т. п.) с соответствующими фрагментами и набор недостающих элементов. Необходимо подобрать подходящий фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и некоторых фрагментов. Можно предложить ребенку дорисовать недостающую часть.

«Чего не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с невистачаючими деталями, ребенку нужно найти и исправить ошибки. Если задача вызывает затруднения, надо показать правильное изображение предмета т сравнить.

«Дорисуй предмет до целого». Предлагается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать и назвать их

«Загадочные рисунки». Надо посмотреть, раскрасить и посчитать изображении на картинке предметы.

«Что здесь изображено?». Узнавание «зашумленных» (наложенных, перечеркнутых, т. п.) геом. фигур; различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по размеру, форме, цвету. Варианты разные по возрасту и возможностям ребенка.

«Что перепутал художник?». В изображениях любых предметов, животных, сюжетов т. п. ребенок должен найти верные детали и объяснить как исправить.

«Фигура и фон». Нарисуйте и подберите стимульный материал, где основу составляет фон (часто расстановке точки или значки любой конфигурации, разные перечеркнутые линии, т.п.). Ребенок должен найти фигуры, которые «замаскированы» в этом «шуме».

«Лабиринты». Примеры таких заданий легко придумать или выбрать из литературы. Задачи целесообразно выполнять так: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, кубиков т.п.)и предложить ребенку пройти по нему. Потом, на бумаге-провести по лабиринту пальцем, затем-карандашом, и лишь потом проследить путь лишь глазами.

«Найди все предметы». Дать ребенку бланк, на котором предметы или буквы, или цифры изображены в розницу. Предложить вычеркнуть все предметы одной группы.

«Найди букву». Предложить ребенку рисунок с буквами, цифрами, написанными разным шрифтом, стилем, перевернуты. Ребенок должен ответить какие буквы написаны.

«На что похожа буква?». Показать ребенку букву, которая недописана в разных вариантах. Попросить назвать что за буква, дописать ее. В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратилась буква. Тоже самое с цифрами.

«Письмо в воздухе». Логопед пишет в воздухе перед ребенком различные буквы, фигуры, цифры т.п., которые он должен опознать и назвать. На следующем этапе пишутся слоги, а также целые слова. Далее ребенок выполняет это с логопедом, и лишь затем самостоятельно. Этот метод эффективна также для коррекции страха перед школьной доской или тетрадью.

«Исправь ошибки». Ребенку надо исправить разного рода ошибки в тексте: отсутствуют и лишние штрихи в буквах, лишняя буква или ее пропуск в словах, написание всех слов в предложении с большой или маленькой буквы; разная высота букв, ширина, шрифт т.п.

«Рамка с окошком». Рамка-это прямоугольник с вырезанным окошком. По высоте окно равен размер одной буквы, но по ширине меняется. Рамка может быть г-образного или п-образного вида. Ведение рамки корректирует страх перед большим текстом, позволяет не потерять слово, не перепрыгивать с одного слова на другое, с одной строки на другую и благодаря этому автоматизировать навыки чтения.

Очень интересным является следующий этап, этап формирования графических схем и диктантов.

Эту работу следует начинать с двигательных диктантов и потом уже переходить к графическим. Вот примеры двигательных диктантов:

1. Двигательный диктант (по шагам): один шаг вперед, два шага направо, повернуться вокруг себя, один шаг влево, т.д.

2. Логопед диктует схему, по которой надо найти предмет в комнате. Далее ребенок вместе с логопедом, а затем самостоятельно составляет план (комнаты, класса, улицы, т.д.). На следующем этапе надо учить ребенка работать с карой города т.д.

В целом развитие пространственных схем начинается с формирования ориентации на местности, а затем на бумаге и графическое изображение направлений. При необходимости нужно проводить сопоставление листка бумаги с высоким домом, у которого надо показать верх, низ, все углы. Затем нарисовать такой дом на бумаге; обсудить и подписать вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Затем попросить ребенка самостоятельно написать тоже самое на чистой бумаге.

3. «Поставь фигуру в угол». предложить ребенку поместить в комнате или нарисовать фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем, т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Пусть он сам заполняет с комментарием.

4. «Покажи направление». Научить ребенка показывать направления рукой (потом-только поворотом головы, взглядом) в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, потом по диагонали.

5. «Куда показывает стрелка?». Предложить ребенку положить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех направлениях, и комментировать свои действия. Подобно-нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или плану.

6. «Нарисуй линию». По инструкции логопеда ребенок проводит разные линии (пунктирные, волнистые, цветные, т.п.) в заданному направлении, не отрывая карандаша от бумаги. Например: «Из центра страницы (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем-прямую линию в правый верхний угол» т. д.

На следующем этапе проводятся графические диктанты в тетрадях в клеточку. Для всех этих задач на первом этапе, логопед ставит исходную крапинку. Необходимо предварительно научить ребенка отступать от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

7. «Расставь знаки». Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+» от первой точки снизу,от второй-сверху, от третьей — слева, от четвертой – справа. Подобно с двумя, тремя знаками.

Затем можно применять более сложные диктанты - рисование графических фигур.

Также, для профилактики дисграфии необходимо уделять внимание развитию зрительного внимания, памяти. Это осуществляется при выполнении таких задач, как: запомни порядок колец на пирамиде. После того как логопед разберет пирамидку, собрать ее самостоятельно; в игре «Какого предмета не стало?»; составлении картинок из частей; найти картинку по сходству; запомнить как расставлены  игрушки  на столе, т.д.

Начиная словарную работу, логопед подбирает материал, учитывая тематическое единство, охватив при этом основные части речи, а также постепенно усложняя структуру слова.

Естественно, что , работая над словарем, который представлен существительными, глаголами, прилагательными, мы готовим детей к работе над фразой.

При подборе материала для расширения словарного запаса у детей предлагается использовать загадки, стихи, песни.

В работе над словом, используется множество различных упражнений, игр. А именно, такие:

1. «Произнеси верно». Это упражнение используется при неразличении звонких и глухих согласных. Будет хорошо, если ребенок при произношении будет еще и писать эти буквы.

2. «Звук спрятался». Попросить запомнить звук, который произнесет логопед. Потом запоминается несколько звуков. Ребенок определяет и повторяет.

3. «Найти общий звук». Внимательно прослушав слова или стих, ребенок определяет общий для всех слов звук.

4. «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, третий».

5. «Называние слов по звукам».

6. «Веселая цепочка». Придумывание слов на последний звук предыдущего слова.

7. «Все на один звук». Придумывание предложений в которых все слова начинаются с одного и того же звука.

8. «Заколдованные слова». Составление слов из первых звуков названий картинок.

9. «Скажи слово наоборот».

10. «Игра в рифму».

11. «Запрещенный звук». Подбирать ответы ребенком так, чтобы не употреблять заданный звук.

12.«Первый звук, последний звук». Придумывание слов на заданный первый и последний звуки.

13. «Запомни слова». Предложить детям прослушать предложение или рассказ и запомнить слова с заданным звуком.

14. «Семейка слов». Попросить ребенка придумать слова-«родственники» до заданного.

15. «Похожие слова». Предложить выписать слова в две колонки с оппозиционными фонемами.

16. «Буква изменилась». Ребенок определяет букву, от которой изменился смысл слова.

17. «Магнитофон в помощники». Ребенок пишет диктант под собственный голос, записанный на кассету.

18. «Слова рассыпались». Составление слов из рассыпанных букв.

19. «Составь слово из многих». Предложить составить слова из букв одного большого.

20. «Конец и начало». Предложить ребенку записать такие буквы, которые стали концом первого и началом второго.

21. «Анаграммы». Этот вид работы достаточно хорошо освещен в литературе. Предоставляются как инд. карты, так и книги для групповой работы.

22. «Найти общее окончание». Предоставляются несколько столбиков слов. Надо определить общее окончание для каждого столбца.

23. «Исправить ошибки». Предоставляются бланки с текстами, словами, предложениями, в которых заранее делаются ошибки.

24. «Повтори и продолжи». Этот вид работы проводится с группой. Ребенок называет слово, а следующий участник повторяет его и добавляет свое.

25. «Зашифруй предложение». Из предоставленных фраз ребенок составляет картинки и затем повторяет то, что зашифровал.

26. «Пиктограмма». Ребенку читают текст. Для того чтобы запомнить его, она обрисовывает содержание, а потом рассказывает то, что зарисовал.

Осуществляя работу по коррекции грамматического строения языка некоторые логопеды используют более специфические виды работы по профилактике дисграфии.  Эти упражнения проводятся в виде игр. Важно не только находить проверочное слово, а и аргументировать свои ответы. Затем задания усложняются: показать букву, которую надо написать в слове( дети подбирают букву из строки предоставленных: А, О, И, Е). В подготовительной группе задача усложняется тем, что дети вставляют необходимую букву в напечатанные слова, а также вписывать в предоставленные слова.

Исследование письменных работ показало, что второе место занимают ошибки на оглушение согласных в конце и середине слова. Чтобы исключить их, нужно при изучении парных согласных по звонкости-глухости не только рассматривать их артикуляцию, различие, сходство в произношении, что особенно необходимо в логопедической группе, но и предлагать выполнить профилактические задачи: подобрать и изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук, или найти проверочное слово.

Все занятия по профилактике дисграфии рекомендуется проводить поэтапно. Сначала это будет подготовительный. В этот период необходимо в повседневной работе проводить игры и задания, которые развивают общую и специальную моторику, пространственные представления.

При проведении этих задач логопед должен учитывать индивидуальные особенности детей: если ребенок не умеет самостоятельно прыгать-найти ему сопротивление (придерживать за руку логопеда, спину товарища, спинку стула).

Важное и серьезное задание логопеда-подготовка руки к письму, так как недостаточность каллиграфии в школьники также приводит к смешения оптически сходных букв. Именно с такой целью даются упражнения, которые развивают мелкие мышцы рук. Данные упражнения отрабатываются постепенно. Учитывая то, что у детей-логопатами грубо нарушены пространственные, зрительные и слуховые представления, необходимо проводить большую коррекционную работу в этом направлении. Эта работа должна проводиться постоянно и постепенно как логопедом, так и воспитателем (под руководством логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".

quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Полезные игры, упражнения и задания по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится...

Основные направления работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Основные направления работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста...