Коррекционно-развивающая помощь детям с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья по коррекционной педагогике по теме

Васильева Светлана Петровна

Коррекционно- развивающая помощь детям
 с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_pomoshch_detyam.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

 С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С.П. ВАСИЛЬЕВА

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5

пгт Тымовское»,  Тымовского района»

О новых подходах создания эффективного коррекционно-развивающего пространства с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения с целью коррекции и компенсации нарушенных функций.

Основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности: введение её в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности

Сегодня успешное функционирование любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной  коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно-обоснованных организационных и методических формах деятельности без применения инноваций.

По данным министерства образования РФ среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% составляют те, у кого ещё в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы. Такие дети оказываются неготовыми к школьному обучению, и школа вынуждена констатировать  нарушения в развитии детей и стойкую дезадаптацию, а выравнивание не даёт нужного эффекта из-за упущенных возможностей.

Прежние подходы и принципы, дававшие положительные результаты при традиционном режиме работы дошкольного учреждения, сегодня уже не действуют эффективно и не позволяют достичь желаемых показателей.

Наш педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения давно обеспокоен этой серьёзной проблемой требующей решения. Мы понимаем, что развитие дошкольного учреждения без новых идей невозможно, т.е. необходим инновационный процесс. Регулярная диагностика выявляет все большее число детей требующих помощи различной направленности. Таким образом, на основании анализа реальной ситуации в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям с особенностями развития на базе нашего детского сада был создан психолого-медико-психологический консилиум. Индивидуальный диагностический обучающий эксперимент даёт нам возможность осуществлять двухуровневую диагностику актуального развития ребёнка и зоны ближайшего развития, учитывая целесообразность сближения диагностики с процессом формирования. Ребёнку предлагается выполнить задание, которое он сам осуществить не может, но такое, чтобы обучение было возможным. Оценивается то, как ребёнок переходит на более высокий уровень. Другим условием является использование дозированной помощи, системы подсказок. Количество подсказок определяет величину зоны ближайшего развития. Мы решаем поставленную задачу вместе с ребёнком, создаётся мотивация. При обследовании в этом случае отмечается не только результат, но и способ выполнения, переключение, инициатива, характер ответов, каковы повторы, ошибки, паузы. Обследование носит неформальный характер и имеет форму активного поиска.

Целью коррекционных занятий является восполнение пробелов предшествующего развития, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков, коррекция отклонений в поведении, развитии познавательной сферы и речи. В целях создания условий в максимальной степени способствующих развитию ребёнка и исключение возможного формального механического подхода, «натаскивание» в каком-то одном навыке, достижения отдельного результата, нами была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая несколько блоков направленности:

Блок 1. Совершенствование движений и сенсомоторной сферы.

Развитие общих двигательных умений, включает: специальный комплекс упражнений на мяче по методикам (О.П.Тараканова, А.П. Хохлова, А.Н.Доценко); комплекс упражнений с использованием синхронных и асинхронных движений; логоритмику. Осваивая бег, прыжки, поскоки, гимнастические и танцевальные упражнения, дети совершенствуют свои двигательные навыки, у них развиваются мышечные чувства, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, формируется четкости и точность движений, что сказывается на эмоциональном состоянии и  всей жизнедеятельности детей.  

Развитие тонкой моторики. Учитывая, что развитие тонких дифференцированных движений рук оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребёнка, способствует психическому развитию и укреплению нервной системы, отрабатываются статические и динамические упражнения в пальчиковой гимнастике. В совместной и самостоятельной деятельности применяются различные техники самомассажей предплечий и кистей рук, специальные упражнения с резиновыми мячиками, наполненными водой, обводка контурных изображений с последующей штриховкой в различных направлениях, закрашиванием и вырезыванием, рисование с применением различных приемов «петелькой», «штрихом», на основе геометрических фигур.  

Блок 2. Развитие познавательной сферы.

Этот блок включает работу по повышению уровня познавательного интереса, любознательности ребёнка, совершенствовании и развитии высших психических функций -  восприятия, внимания, воображения, памяти, основных мыслительных операций и различных видов мышления. Занятия построены по принципу «от простого к сложному». Ребенок учится умению видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями, развиваются навыки группировки и классификации, у него формируется произвольность внимания, совершенствуется умение планировать свою деятельность, работать по словесной инструкции, алгоритму.

Блок 3. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Одним из аспектов общего психического развития ребёнка является речевое развитие, которое рассматривается как один из достаточно сложных и противоречивых процессов, выражающийся в количественных и качественных изменениях. Логопедическая коррекция охватывает все стороны формирования речевых навыков дошкольника. В работе применяются методики (Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной). Для развития связной речи широко применяем инновационные методики (В.К. Воробьёвой, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.Е. Ильяковой). При этом используются эффективные приёмы обучения дошкольников составлению рассказов по опорным картинкам, карточкам символам, стилизованным изображениям реальных предметов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность, а также слуховой, зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

Цикл упражнений направленный на развитие коммуникативных способностей построен в форме психотренинга, цель которого – развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, развитие эмпатии и собственной индивидуальности. Тренинговая работа построена на принципах: творческой активности, исследовательской позиции, партнёрского общения и объективизации поведения посредством обратной связи.

Блок 4. Развитие личности.

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Осуществление нравственного развития ребёнка основывается на положении о трёхкомпонентной структуре нравственности: когнитивный компонент (нравственное сознание); эмоциональный компонент (нравственные чувства); поведенческий компонент (нравственная направленность). Психологический тренинг построен в рамках личностно-ориентированной модели воспитания ребёнка и учит, прежде всего, пониманию, принятию и признанию. Таким образом, четвёртый блок реализует задачу гибкого изменения поведения на основе понимания эмоционального состояния себя и других.

В коррекционно-развивающее пространство вовлечены все специалисты и педагоги ДОУ, включая активное взаимодействие с семьёй ребёнка. При ведущей роли специалиста в момент коррекции родитель выполняет функцию «периферического отдела», непосредственно используя полученное знание в естественном общении с ребёнком. Спланировав коррекционно-развивающую работу с ребёнком по индивидуальному «маршруту», мы выстраиваем прогноз, исходя из позиции педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребёнке найти сильные стороны развития. Например, недостаток знаний может компенсироваться высокой обучаемостью, низкая обучаемость – высокой работоспособностью, невысокий мыслительный уровень - памятью.

В ходе диагностики и коррекции стараемся усиливать индивидуальность ребёнка, развивать у него чувство самоуважения и достоинства, мотивационно-смысловую сферу личности, т.к. конечной целью должна быть практическая помощь конкретному дошкольнику.


         Список литературы

  1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с особенностями нервно-психического развития. - Л., 1965 – 48 с.
  2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. Начальная школа 1999, № 1, с.61-63.
  3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. - М.,  1983 – 180с.
  4. Бурменская Г.В., Карабанова О. А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990 – 93с.
  5. Венгер Л.А., Домашняя школа. -  М., 1994 – 189 с.
  6. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений - М., 1987.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956 – 289 с.
  8. Глезерман Т. Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983 – 289 с.
  9. Гуревич М.О. Психопатология детского возраста. М., 1932 – 235 с.
  10. Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Новосибирск, 1995.
  11. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. М,. 1997.
  12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985 – 215 с.
  13. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000 – 56с.
  14. Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. Кишинев, 1991.
  15. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб, 2008.
  16. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004.
  17. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбов...

Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 - 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для сп...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения

Игру недаром называют "ведущей" – именно  благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество...

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать не только родителям, но...