План по развитию связной речи
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Васильева Светлана Петровна

Документация учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.docx76.24 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное тематическое планирование занятий коррекционно-развивающей направленности по развитию связной речи у детей старшей группы детского сада на 2016-2017 год

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СЕНТЯБРЬ

1.Пересказ рассказа в раздевалке составленного по демонстрируемым действиям

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;

Коррекционно-развивающие:

  • систематизировать знания о детском саде;
  • активизировать словарь по данной теме;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.

Сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия.

Объяснить детям, для чего они ходят в детский сад. Познакомить с помещениями детского сада и сотрудниками. Напомнить о правилах поведения в детском саду. Чтение с обсуждением: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду».

2.Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям.

Коррекционно-образовательная:

  • учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям и объединять их в небольшой рассказ.

Коррекционно – развивающие:

  • систематизировать знания по теме «Игрушки»;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • развивать умение подбирать местоимения к  именам существительным.

Коррекционно–воспитательная:

  • воспитывать у детей умение внимательно слушать взрослого и товарищей по группе.

Кубики, кукла, кукольная одежда, картинки - раскраски.

Чтение художественных текстов: А. Барто  «Игрушки», С. Маршак «Мяч», Е. Серова «Нехорошая история». Беседа о бережном  отношении к игрушкам. Лепка на тему «Моя любимая игрушка».

ОКТЯБРЬ

3. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа (магнитной доски).              

Коррекционно – образовательная:

учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно – развивающие:

  • систематизировать  

 знания детей о поведении животных в осенний период;

  • активизировать словарь по теме «Осень»;
  • закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей литературно - художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.

Чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П.Плещеева, А. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).    

4.Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему.

Коррекционно – образовательные :

  • учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;
  • соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;
  • учить узнавать овощи по описанию.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь, по теме «Овощи»;
  • развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

Коррекционно - воспитательная:

  • воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей.

Рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Игра «Угадай  на вкус» (с использованием натуральных овощей).

5.Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Коррекционно - образовательные:

  • учить детей подбирать существительные к прилагательным;
  • учить составлять рассказ с опорой на схему.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;
  • развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • закреплять употребление притяжательных местоимений.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов.

Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах. Лепка «Фрукты на блюде». Аппликация – «Ваза с фруктами».

6.Пересказ рассказа  «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

НОЯБРЬ

7. Пересказ рассказа

Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.

Коррекционно - образовательные:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад и огород»;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Коррекционно - образовательные:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.

Сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка.

Предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, другая пустая), дедушка.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Декоративное рисование «Жостовская роспись». Дидактическая игра «В магазине овощей и фруктов». Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино».

Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного. Лепка – «Ягоды в корзинке». Рисование – «Осенний лес».

8.Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин

Коррекционно - образовательные:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное  произведение.

                                                 

Сюжетные картинки по тексту рассказа (рис. 4 -5).

Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка», украинская сказка «Хроменькая уточка», с обсуждением прочитанного. Чтение сказки «Лягушка – путешественница» и рисование к ней иллюстраций.

9. Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь детей по теме «Одежда»;
  • развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

Схема описания одежды, кукла, части платья, предметные картинки с изображением предметов одежды.

Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне – Лебеди», Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная» и украинская «Рукавичка»; роспись варежки, фартука, сарафана; аппликация – «Коврик» (их кусочков ткани).

10. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей трудолюбие, аккуратность и навыки ухода за предметами обуви и одежды.

Серия сюжетных картин (рис. 6 – 8), картинки с изображением предметов одежды, обуви и головных уборов.

Чтение с обсуждением: Ш. Перро «Кот в сапогах», Л. Воронкова «Маша – Растеряша», Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Саша Черный «На коньках»; роспись – «Сапожок», рисование – иллюстрации к сказке «Кот в сапогах».

ДЕКАБРЬ

11.Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок.

Коррекционно - образовательные:

  • учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
  • учить логическому построению высказывания.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять у детей употребление имен существительных в винительном падеже;
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;
  • упражнять детей в согласовании слов в предположениях.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

Предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цвета, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш; текст адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка».

Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с последующим обсуждением: Б. Заходер «Портниха». Аппликация – «Коврик» (из кусочков ткани). Сюжетно – ролевая игра «Ателье».

12. Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

Коррекционно - образовательные:

  • формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины;
  • учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей навык планирования связного высказывания;
  • упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;
  • активизировать и развивать словарь и лексико – грамматический строй речи.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Сюжетная картина «На горке» (рис.9), предметные картинки: зима, снег, снежинки, лед, ветер, дети зимой, метель.

Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выразительно рассказывать стихотворение М. Карема «Снеговик» (в пер. В. Берестова). Рисование – «Снег идет» (на голубом фоне), аппликация – «Зима», ручной труд – «Снежинка».

13. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации.

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизведя реплики главных героев.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять у детей умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением;
  • упражнять детей в логическом изложении высказывания.

Коррекционно – воспитательная:

воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Маски с изображением героев сказки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».

Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды). Сходить на экскурсию в мебельный магазин.

14. Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

Коррекционно - образовательные:

  • обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок;
  • формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение передавать предметное содержание сюжетных картинок;
  • упражнять в установлении причинно – следственной связи изображенных событий;
  • развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам своей семьи.

 Серия сюжетных картин «Семейный ужин» (рис. 10 – 12), картинка с изображением пылесоса.

Чтение с последующим обсуждением: Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси - лебеди». Рисование – «Я и моя семья».

ЯНВАРЬ

15. Составление рассказ «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Коррекционно – образовательные:

  • учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин;
  • формировать навык соблюдения последовательности изложения.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • активизировать словарь по теме;
  • упражнять детей в рассказывании, с указанием времени и места действия.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Серия сюжетных картин «Новый год на пороге» (рис. 13 – 15), елочные украшения, изготовленные совместно воспитателем и детьми в группе.

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: С. Маршак «Двенадцать месяцев», З. Александрова «Дед Мороз», К. Чуковский «Елка». Коллективная аппликация – «Здравствуй, Новый год», изготовление елочных украшений.

16. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы.

Коррекционно - образовательные:

  • учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
  • учить составлять описательные рассказы.

Коррекционно – развивающие:

  • упражнять детей в отгадывании птиц по их описанию;
  • упражнять в подборе синонимов;
  • учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать рассказы других детей.

Схема описания птиц, предметные картинки с    изображением зимующих птиц.

Чтение с последующим обсуждением: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Скребицкий «На лесной полянке». Наблюдение за птицами на территории детского сада. Аппликация – «Снегири на ветках», лепка – «Птицы на кормушках».

17. Составление близких к тексту пересказов (по рассказам Е. Чарушина «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.»).

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов.

Коррекционно – развивающие:

  • упражнять детей в подборе прилагательных к существительным по теме;
  • учить составлять загадки о животных;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным.

Предметные картинки с изображением зайца, белки, волка.

Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Белка и волк», И. Соколов – Микитов «В берлоге», «На лесной дороге», «Белки», русская народная сказка «Хвосты». Слепить из пластилина диких животных; аппликация – «Лесная полянка зимой».

18. Пересказ рассказ «Как мы общаемся», составленного по отдельным сюжетным картинам.

Коррекционно – образовательная:

  • учить составлять, а затем пересказывать небольшой повествовательный рассказ, составленный по отдельным сюжетным картинкам.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать и активизировать словарь детей по теме;
  • упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже;
  • развивать умение составлять предложения по сюжетным картинкам.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей культурные навыки общения.

 

Картинки с изображением самолета, голубя, компьютера, вагона, собачей упряжки, открытки, почтового ящика, марки, посылочного ящика, сумки почтальона, конверта; сюжетные картинки по ходу рассказа (рис. 16 – 19).

Чтение художественных текстов: С. Маршак «Почта», экскурсия на почту, рассматривание иллюстраций к произведению С. Маршака «Почта». Конструирование и ручной труд – «Конверт из бумаги». Аппликация – «Поздравительная открытка».

ФЕВРАЛЬ

19. Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок.

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем.

Коррекционно – развивающие:

  • активизировать и расширять словарный запас детей по теме;
  • закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже;
  • развивать умение отвечать на вопросы педагога полным ответом.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.

Текст рассказа Г. Цыферова «Паровозик», предметные картинки с изображением паровозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката.

Чтение художественных текстов с последующим обсуждением: Б. Житков «Железная дорога», С. Сахарнов «Самый лучший пароход», М. Ильин «Как ребята переходили улицу». Конструирование из крупного конструктора – «Мост», «Модель перекрестка»; раскрашивание и рисование различного транспорта по выбору детей.

20. Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке».

Коррекционно - образовательные:

  • учить детей рассматривать сюжетные картины, выделяя общий тезис, характерные существенные и второстепенные признаки, качества, действия;
  • учить составления рассказ по сюжетной картине.

Коррекционно – развивающие:

  • упражнять детей в употреблении глаголов прошедшего времени;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • упражнять в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к живой природе.

Сюжетная картина «В живом уголке» (рис. 20).

Рассмотреть с детьми комнатные растения в групповой комнате, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения. Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения. Как и зачем нужно их поливать, рыхлить землю, смахивать пыль с листьев, опрыскивать растения. Нарисовать одно из комнатных растений по выбору детей.

21. Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Коррекционно – образовательная:

  • формировать у детей умение связно и последовательно пересказывать текст.

Коррекционно – развивающие:

  • расширять знания детей о мужестве людей во время войны;
  • учить образовывать форму множественного числа существительных и прилагательных;
  • развивать умение сопереживать героям и оценивать их поступки.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей любовь к Родине и уважение к защитникам Отечества.

Текст рассказа Л. Кассиля «Сестра», сюжетные картинки с изображением защитников Отечества.

Чтение с последующим обсуждением: С. Алексеев «Первая колонна», А. Митяев «Мешок овсянки», Е. Благинина «Шинель» (выучить наизусть). Изготовление поздравительной открытки для пап и дедушек.

22. Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
  • обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять у детей навыки составления рассказа по серии сюжетных картин.

  • активизировать и расширять словарь по теме «Весна»;
  • упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей самостоятельность и желание добиться успеха собственным трудом.

Серия сюжетных картинок «Заяц и морковка» (рис. 21 – 23).

Чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», Л. Воронков «Снег идет», русская народная сказка «Снегурочка», Г. Снегирев « Отважный пингвиненок». Вырезание снежинок из бумаги, рисование снеговика.

МАРТ

23. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей составлять описательные рассказы о людях, используя их портреты и фотографии.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать монологическую речь и связные высказывания детей;
  • упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным;
  • закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое отношение к мамам, бабушкам, сестрам не только в праздничный день, но и повседневно.

Портреты мам, нарисованные детьми; фотографии.

Нарисовать портрет мамы и принести ее фотографию. Чтение с анализом: Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Е. Благинина «Посидим в тишине», А. Крестинский, Н. Полякова «Заколодованная девочка», ненецкая сказка «Кукушка». Изготовление поздравительной открытки для мамы.

24. Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы.

25. Пересказ -  инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей умение передавать в речи основные и второстепенные признаки отдельных предметов и действий;
  • учить составлять подробные описательные рассказы.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение строить высказывания описательного типа;
  • активизировать и расширять словарь по теме.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей уважение к труду взро

Коррекционно – образовательные:

  • учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картинок, включать в работу элементы драматизации;
  • обучать логическому построению высказывания.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять употребление в речи детей относительных прилагательных;
  • развивать внимание, мышление связную речь;
  • активизировать и развивать словарь по теме;
  • учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.

Картинный материал с изображением людей различных профессий; схема для описания профессий; картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии.

Сюжетные картинки по тексту сказки (рис. 24 – 28), текст сказки «Колосок», маски мышки и петушка.

Чтение с последующим обсуждением: В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Пожар». Экскурсия в медицинский кабинет, к заведующему, в массажный кабинет и т.д.

Чтение с последующим обсуждением: В. Пальчинскайте «Хлеб», латышская народная сказка «Каравай», С. Капутикян «Мы сварили плов», «Маша обедает», немецкая сказка «Горшочек каши»; экскурсия в продовольственный магазин, сюжетно – ролевая игра «Магазин», лепка – «Бублики, пирожки, булочки».

26.Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин.

АПРЕЛЬ

27. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

28. Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома», с придумыванием начала рассказа.

9. Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок».

Коррекционно – образовательные:

  • обучать детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять и расширять знания детей о профессиях и технике по теме;
  • закреплять употребление в речи имен существительных в винительном падеже;
  • закреплять умение описывать каждую картинку в отдельности, а затем объединять отдельные предложения в рассказ.

Коррекционно воспитательная:

  • воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к хлебу.

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей подробно пересказывать художественный текст;

  • формировать навык построения связных монологических высказываний.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять знания детей о предназначении различной посуды;
  • развивать направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;
  • развивать умение отвечать на вопросы распространенной согласованной фразой.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей самостоятельность и трудолюбие.

Коррекционно – образовательные:

  • обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
  • учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

Коррекционно – развивающие:

  • активизировать и расширять словарь детей по теме;
  • развивать умение образовывать сложные слова;

развивать навыки планирования развернутых высказываний.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей навык построения связного монологического высказывания;
  • учить пересказывать художественный текст.

Коррекционно – развивающие:

  • расширять знания детей о домашних животных;
  • развивать самостоятельную связную речь;
  • закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.

Серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (рис. 29 – 33).

Текст рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой».

Сюжетная картина «Одни дома» (рис. 34).

Текст рассказа Л.Толстого «Котенок», предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Чтение с последующим обсуждением: В. Крупин «Отцовское поле», Ю. Вананг «Хлеб, заработанный своими руками», «Хлеборобы», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Пальчинскайте «Хлеб». Аппликация – «Комбайн», лепка – «Бублики, булочки, батон».

Чтение с последующим обсуждением: русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Лиса и кувшин» (в обработке К. Ушинского), А. Кушнер «Кто разбил большую вазу». Лепка – «Кувшин», «Чайный сервиз».

К. Мурзалиев «Твой дом», английская сказка «Три поросенка» (в обработке С. Михалкова), с последующим обсуждением. Выучить с детьми домашний адрес. Рисование – «Мой дом», «Моя улица».

Поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Г. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», А. Шибаев «Кто кем становится»,

К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Нарисовать домашнего питомца.

30. Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин;
  • обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану.

Коррекционно – развивающие:

  • упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;
  • расширять знания детей о военных профессиях;
  • развивать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках действия.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей любовь к Родине и желание встать на ее защиту

Серия сюжетных картин (рис. 35 – 37).

Чтение с последующим обсуждением: Н. Забила «Наша Родина», Н. Рубцов «Привет, Россия», П. Воронько «Лучше нет родного края», Н. Тихонов «Кремль», А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей…» (выучить наизусть). Коллективная работа (аппликация) – «Мой родной город».

МАЙ

31. Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек»

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей последовательно пересказывать литературный образец.

Коррекционно – развивающие:

  • расширять и уточнять знания детей по теме;
  • развивать способность к целостному восприятию произведения;
  • упражнять детей в подборе слов – антонимов.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей уважение к людям пожилого возраста и умение выражать в речи свои переживания.

Предметные картинки от малыша до дедушки и от малыша до бабушки, текст басни Л. Толстого «Старый дед и внучек».

Чтение с последующим обсуждение: Саша Черный «Про Катюшу», Э. Шим «Не смей», Я. Аким «Жадина», Л. Толстой «Два товарища», О. Дриз «Мы мужчины». Нарисовать автопортрет.

32. Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Коррекционно - образовательные:

  • учить детей рассматривать предметы окружающей действительности;
  • формировать умение описывать предметы, выделяя характерные существенные и второстепенные признаки.

Коррекционно – развивающие:

  • упражнять детей в подборе имен существительных к глаголам;
  • закреплять знания о частях тела насекомых;
  • активизировать и расширять словарь детей по теме.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у каждого ребенка умение слушать совместно с группой рассказы других детей.

Схема описания насекомых, предметные картинки с изображением бабочки и жука.

Чтение с последующим обсуждением: К. Бальмонт «Комарики – макарики», Л. Мадзалевский «Мотылек», Э. Мошковская «Кузнечик», А. Плещеев «Мой садик». Аппликация – «Бабочка». Наблюдение за насекомыми.

33. Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине.

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей рассматривать сюжетную картину и составлять повествовательный рассказ.

Коррекционно – развивающие:

  • упражнять детей в подборе имен существительных к именам прилагательным по теме и наоборот;
  • развивать и активизировать словарный запас детей;
  • отвечать на заданный вопрос полным предложением.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей умение передавать в речи свои переживания и чувства.

Сюжетная картина «Лето красное пришло» (рис.38).

Чтение с обсуждением: В. Берестов «Веселое лето», К. Ушинский «Ветер и солнце», Г. Виеру «У моря», Я. Аким «Лето». Рисование – «Я рисую лето», аппликация – «Цветочная клумба».

Перспективное планирование занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на 2016-2017 г

             

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

СЕНТЯБРЬ

  1. Рассказывание по теме «Осень».

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей отвечать на вопросы и задавать их.

Коррекционно – развивающие:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени.

Чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П.М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам.

 

  1. Составление описательного рассказа о дереве.

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлению описательного рассказ с опорой на схему.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;
  • развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;
  • обобщать знания о деревьях.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение детей к природе.

Предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Чтение литературных текстов Л.Н. Толстого «Дуб и орешник», А.С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок и бросового материала; игра «Чего много?» (образование родительного падежа множественного числа существительных бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина), экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.

ОКТЯБРЬ

2. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь». (с элементам драматизации)

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение распространять предположения определениями;

развивать мыслительную деятельность;

  • расширять знания детей по теме.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

  1. Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка».

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;
  • развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки.

Текст рассказа Л.Н. Толстого «Косточка», фрукты, сюжетные картины к тексту (рис. 2 – 3).

Чтение рассказов Б. Житкова «Баштан», «Сад». Игры: «Определили на вкус», «Отгадай по описанию.

  1. Составление описательного рассказа о пчеле.

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему.

Коррекционно – развивающие:

  • пополнить словарный запас детей на тему «Насекомые»;
  • развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
  • закреплять употребление  в речи притяжательных прилагательных.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Схема описания насекомых, баночка меда с ложками, предметная картинка с изображением пчелы (подбирает логопед).

Рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Игра: «Узнай по описанию».

  1. Пересказ рассказа И.С. Соколова – Микитова «Улетают журавли».

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять у детей умение синтаксически правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;
  • закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
  • упражнять детей в образовании сложных прилагательных.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

 

Текст рассказ И.С. Соколова – Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы (подбирает логопед).

Чтение художественных текстов Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая шейка», В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как кричит».

      НОЯБРЬ

  1. Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы».

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин.

Коррекционно – развивающие:

  • уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
  • упражнять в согласовании числительных с существительными;
  • развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать и принимать интерес к художественному слову.

 

Текст рассказа В. Катаева «Грибы», сюжетные картины к тексту (рис. 4 – 7), предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов (подбирает логопед).

Чтение и беседа по произведением Я. Тайца «По грибы», С. Аксакова «Грибы». Лепка: «Грибы в лукошке».

  1. Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать умение строить последовательно свое высказывание;
  • активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей любознательность к окружающей природе.

Серия сюжетных картин «Неудачная охота» (рис. 8 – 11); игрушки – котенок и дерево.

Чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Котенок», «Лев и собачка», Н.Г. Гарина – Михайловского «Тема и Жучка». Рассматривание изображений животных на картинках. Рассказы детей об их домашних питомцах.

9. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту.

Коррекционно – развивающие:

  • закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;
  • развивать умение отвечать на вопросы полными ответами.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Текст рассказа В. Бианки «Купание медвежат», предметные картинки с изображением медведицы, медвежат и охотника (подбирает логопед).

Чтение художественных текстов: М. Пришвина «Еж», русских народных сказок в обработке Л.Н. Толстого «Маша и медведь», «Три медведя». Игры: «Чей домик?», «У кого кто?».

10. Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему.

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлению описательного рассказа.

Коррекционно – развивающие:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

упражнять в употреблении  распространенных предложений.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитание навыков самообслуживания.

Предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет (подбирает логопед); схема описания одежды (по Т.А. Ткаченко).

Игры «Что из чего – какое?», «Ателье». Чтение сказок Г.Х. Андерсена «Новый наряд короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», с обсуждением их содержания.

ДЕКАБРЬ

11. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине.

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».

Коррекционно – развивающие:

  • развивать умение составлять распространенные предложения;
  • активизировать у детей словарь прилагательных;
  • обобщать и систематизировать знания детей о зиме.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.

Сюжетная картина «Зимние забавы» (рис. 12).

Чтение и обсуждение произведений И.С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).

12. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин.

Коррекционно – образовательные:

  • обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
  • учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям.

Коррекционно – развивающие:

  • уточнять знания детей о зимующих птицах;
  • развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Серия сюжетных картин «Кормушка» (рис. 13 – 15), предметные картинки с изображением зимующих птиц (подбирает логопед).

Чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И.С. Соколова – Микитова «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?» Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.

13. Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель».

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей составлять рассказ по опорным картинкам и словам.

Коррекционно – развивающие:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме;
  • развивать у детей умение подбирать антонимы и приставочные глаголы.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитать у детей навык самоконтроля за речью.

Предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом (подбирает логопед).

Чтение отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер – краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

14. Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации).

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;
  • активизировать словарь по теме;
  • развивать у детей творческие способности и артистизм.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей правила хорошего тона.

Текст русской народной сказки «Лиса и журавль», маски журавля и лисы, посуда.

Чтение и обсуждение художественных текстов К.И. Чуковского «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», братьев Гримм «Горшок каши». Игра «Назови правильно» (классификация посуда – кухонная, столовая, чайная и т.д.).

ЯНВАРЬ

15. Пересказ рассказа Б. С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей пересказать рассказ близко к тексту и по плану.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать умение строить высказывание без опорных сигналов;
  • закреплять у детей знания о животных жарких стран.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей заботливое отношение к животным, живущим рядом.

Текст рассказа Б.С. Житкова «Как слон хозяина от тигра»; предметные картинки с изображениями обезьяны, бегемота, льва, зебры, верблюда, жирафа, слона (подбирает логопед).

Чтение рассказов «Про слона», Д.Р. Киплинга (рассказы из «Книги джунглей»). Игры: «Назови ласково», «Сосчитай».

16. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей понимать содержание картины;
  • учить детей связно и последовательно описывать изображенные события.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение составлять рассказ коллективно;
  • учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям;
  • активизировать словарный запас;

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать заботливое отношение к членам свое семьи.

Сюжетная картина «Семья» (рис. 16.)

Рассматривание картины «Семья» и беседа по ней; чтение художественных текстов В. Осеевой «Просто старушка», П. Воронько «Мальчик – помогай».

17. Пересказ сказки «Две косы».

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту.

Коррекционно – развивающая:

  • активизировать словарь по теме.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей трудолюбие и чувство гордости за свой труд.

Текс сказки «Две косы» (в обработке К. Нефедовой),  предметные картинки с изображением «косы – труженицы» и «косы – бездельницы», которая пролежала в сарае (ржавой).

Чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.

+

18. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану.

Коррекционно – развивающие:

  • расширять и активизировать словарь по теме;
  • развивать у детей умение грамматически правильно
  • строить свое высказывание.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать самоконтроль за речью.

Текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», предметные картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб (подбирает логопед).

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», Н. Носова «Карасик», русской народной сказки «По щучьему велению». Игры: «Чей плавник, чьи жабры?», «Сосчитай рыбок».

ФЕВРАЛЬ

19. Составление рассказа «Собака – санитар» по серии сюжетных картин.

20. Составление рассказа

 «Случай на улице» по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий).

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин по цепочке и в целом.

Коррекционно – развивающие:

  • активизировать и расширять словарь по теме;
  • закреплять знания детей о военных профессиях.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитание патриотических чувств.

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих и последующих событий.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение подробно объяснять свои действия;
  • развивать у детей умение рассказывать по плану;
  • закреплять у детей знания по теме.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей умение следовать правилам дорожного движения.

Серия сюжетных картин «Собака – санитар» (рис. 17 – 19).

Сюжетная картина «Случай на улице» (рис. 20); модель перекрестка из конструктора; три светофора, с выделенным красным (первый светофор), желтым (второй) и зеленым (третий) светом.

Чтение художественных текстов А. Твардовского «Рассказа танкиста», А. Митяева «Мешок овсянки» с обучением вести диалог по прочитанному, лепка по теме «Пограничник с собакой». Встреча с ветераном войны или поход к памятнику «Защитниками Родины».

Провести экскурсии на перекресток (наблюдать за движением транспорта и пешеходов), с дальнейшим анализом увиденного; чтение художественных текстов И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунова «Едет, спешит мальчик»; работы с конструктором по теме «На улице» (изготовление модели перекрестка).

21. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание;
  • активизировать словарь прилагательных;
  • упражнять детей в работе над деформированной фразой.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей интерес к художественным произведениям.

Текст рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года (подбирает логопед).

Чтение художественных текстов А.К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…», Г.К. Скребицкого «Зима», И.С. Никитина «Полюбуйся: весна наступает…», игры: «Подбирает признак», «Наоборот».

22. Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму».

Коррекционно – образовательные:

  • учить детей составлять рассказ по картине;
  • формировать у детей умение самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие событиям, изображенным на картине.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;
  • развивать у детей умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

Сюжетная картина «Поздравляем маму» (рис. – 21.).

Беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок маме и бабушке»; игра «Старше – младше».

МАРТ

23. Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок.

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • учить детей различать понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;
  • развивать словарь по заданной теме;
  • развивать у детей навыки словообразования.

Коррекционно – воспитательная:

  • учить детей заботиться о птицах.

Серия сюжетных картин «Скворечник» (рис. 22 – 24), нарисованный скворечник и бумажные фигурки скворцов, предметные картинки: ворона, скворец, воробей, сова (подбирает логопед), дидактическая игрушка «Квакуша».

Чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майкова «Ласточка», В.А. Жуковского «Жаворонок», проведение беседы после прочитанного; игры; «Подбери признаки», «Подбери действия».

24. Пересказ рассказ Г. А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий.

Коррекционно – образовательная:

  • учить детей добавлять последующие события, логически завершающие рассказ.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные;
  • развивать творческое воображение и логическое мышление.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

Текст рассказа Г.А. Скрибицкого «Весна», опорные картинки (подбирает логопед).

Чтение и обсуждение художественных текстов А.Н. Плещеева «Весна», Е. Серовой «Подснежник», Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Игры: «Скажи иначе» (подбор синонимов), «Телефон» (подбор родственных слов к слову вода), «Подбери признаки».

25. Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» (с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий).

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать диалогическую и монологическую речь детей;
  • развивать память и воображение;
  • пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»;

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.

Переработанный и адаптированный текст рассказа А.С. Баруздина «Страна, где мы живем», географическая карта России и сюжетные картины по данной тематике (подбирает логопед).

Беседы воспитателей по темам «Наша страна», «Мой город». Чтение художественных произведений: З. Александровой «Родина», М. Исаковского «Поезжай за моря – океаны», А. Прокофьева «Родина».

26. Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта).

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлять рассказы из коллективного опыта на основе экскурсии на кухню детского сада.

Коррекционно – развивающие:

  • упражнять детей в умении рассказывать по заданному плану;
  • развивать умение рассказывать об увиденном, не повторяя сказанное и не забегая вперед;
  • развивать память, внимание.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей уважение к труду взрослых, а именно к профессии повара.

Сюжетные картины, способствующие составлению связного рассказа по заданной теме (подбирает логопед).

Экскурсия на кухню детского сада, беседы, игры для закрепления впечатлений об увиденном.

АПРЕЛЬ

27. Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта).

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей логическое мышление и долговременную память;
  • развивать умение строить распространенные предложения;
  • развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей аккуратность и навыки поведения в доме.

Картина «Дом» (подбирает логопед); текст стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

Чтение и анализ художественной литературы по данной теме, прогулка с целью сравнения и описания вида здания детского сада внутри и снаружи, повторение домашнего адреса рисование своего дома.

28. Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (с придумыванием предшествующих событий).

Коррекционно – образовательные:

  • обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
  • обучать детей дополнять рассказ событиями, предшествующими данными в тексте;

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение синтаксически правильно строить предложения;
  • развивать творческие способности;
  • развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитание навыков правильного поведения на природе.

Текст рассказа В.В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», пособие к игре «Где мы были, что мы видели» (схематичное изображение сада, леса и огорода – подбирает логопед).

Чтение и обсуждение художественных текстов: М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Золотой луг». Игры «Узнай дерево по листку», «Телефон» (лесные деревья, дикие животные).

29. Составление рассказа «Человек» по серии картин.

Коррекционно – образовательные:

  • обучать детей составлению рассказа по серии предметных картин;
  • формировать правильное употребление в речи возвратных глаголов;

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение логически правильно выстраивать свой рассказ;
  • развивать умение видеть главное в картине;
  • пополнять словарь детей прилагательными и глаголами противоположного значения.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.

Серия картин «Развитие человека»: от возраста младенца до возраста дедушки и бабушки (подбирает логопед).

Чтение художественных произведений Е. Благининой «Аленушка» и А. Барто «Девочка чумазая», басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»; игры: «Что для чего человеку нужно?», «Подбери предмет (часть тела) к действию».

30. Составление рассказа «Щенок».

Коррекционно – образовательные:

  • обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли в каждой картинке;
  • обучать составлению рассказа в соответствии с планом.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать словарь прилагательных;
  • развивать у детей мыслительную деятельность и память.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать чувство сострадания.

Серия сюжетных картин «Щенок» (рис. 25 -27), игрушки – щенок и взрослая собака.

Игры по теме «Домашние животные», рисование щенка и взрослой собаки.

МАЙ

31.Составление  рассказа по серии  сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом).

Коррекционно – образовательные:

  • обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий (на закрытом фрагменте);
  • обучать составлению плана.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать у детей умение рассказывать по плану;
  • развивать воображение и творческие способности детей.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей аккуратность и чувство ответственности за свои поступки.

Серия сюжетных картинок (рис. 28 – 30), два портфеля, школьные принадлежности и игрушки.

Чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н. Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье – путь уменью», «Ученье – свет, неученье – тьма». Игра «Четвертый лишний» (ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко).

32. Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему).

Коррекционно – образовательная:

  • обучать детей составлению рассказа на заданную тему.

Коррекционно – развивающие:

  • пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»;
  • развивать умение логически выстраивать свои высказывание;

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать умение правильно и с пользой проводить свободное время.

Сюжетные картины по теме «Лето» и «Летний отдых» (подбирает логопед).

По заданию логопеда дети беседуют с родителями о том, где они проведут лето. Воспитатели проводят беседы по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию связной речи в свободной деятельности

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в свободной деятельности...

Перспективный план по развитию связной речи

Перспективный план по развитию связной речи...

Перспективный план по развитию связной речи

Перспективный план по развитию связной речи...

Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Образовательная область «Коммуникация»  в детском  саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе в старшей логопедической группе

Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе...

"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"

Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)

Перспективный план  по развитию связной речи в старшей группе (по технологии Воробьвой)...