играем пальчиками - развиваем речь.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Быкова Светлана Валерьевна

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_palchikami.docx872.4 КБ

Предварительный просмотр:

играем пальчиками - развиваем речь.

                 ПАЛЬЧИКИ И РЕЧЬ РЕБЕНКА.

 "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

                                                             В.А.Сухомлинский

https://1.bp.blogspot.com/-TaULuwbRsvw/VF59ufHU89I/AAAAAAAAByA/g5OY7ww0ev8/s1600/1350501999_foto_9.jpg

       Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как писал физиолог И.П.Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга".

 (Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время "учат" глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.)

        В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи.

     Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

       И, наоборот, у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

   Поэтому для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму, и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

8. Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

https://2.bp.blogspot.com/-jGpzMPGMzTU/VFYVrz6lLjI/AAAAAAAABuQ/4yzs_i7rssk/s1600/p3_fTt1-Wa4.jpg

Рисование радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.

Щетка "ежик», колючие мячи, Су-Джок.

https://4.bp.blogspot.com/-Ocy4lyjOvjw/VFYWR8_0OwI/AAAAAAAABuY/0TuG8-ngn9Q/s1600/38dfb6eec5571859b4186678849e0b6a.jpg.jpg

 https://1.bp.blogspot.com/-S5pRqRD4ak4/VFYWUBNyxwI/AAAAAAAABug/pJcSqD45U44/s1600/massajer-yojik-dva-kolza-su-djok-2.jpg

Цель таких упражнений: нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.  С помощью колючек удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

                 Пальчиковая гимнастика 

https://3.bp.blogspot.com/-tpTIdb5GT7s/VFYXHPUj_AI/AAAAAAAABuo/KzqXCeASuSE/s1600/1349_0013.jpg


позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной  системой. Совокупность движений тела и речевых  органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз,

https://1.bp.blogspot.com/-ubSYSNEEoTE/VFYXQ_Knu_I/AAAAAAAABuw/H-tjgI_i3Vw/s1600/koshka_uprazhnenie_foto.jpg

https://2.bp.blogspot.com/-_UsoVN6VC44/VFYXSoAS71I/AAAAAAAABu4/UmxaagXncF8/s1600/image_3141381.JPG
учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

https://1.bp.blogspot.com/-ZzGVquV1Wkw/VFYZgtk3tCI/AAAAAAAABvE/b4ykMz9BVTg/s1600/2386701a4e3b2de1e5971e620b759268.jpg.jpgШнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

https://4.bp.blogspot.com/-HCm_ui_vr0k/VFYZjFsDeeI/AAAAAAAABvM/2HI_w-aJl5o/s1600/2d06c9d901155f90291592ba7154d4a3.jpg


https://4.bp.blogspot.com/-KLgZRvbu05U/VFYZm_3hd_I/AAAAAAAABvY/Tnq31BYrA1M/s1600/120521170045.jpghttps://4.bp.blogspot.com/-wY5a0LgxG_o/VFYZmv6WAZI/AAAAAAAABvU/s-oYWROpALw/s1600/101735303_1921.jpg

https://4.bp.blogspot.com/-Q-Y-Ej9M29U/VFYZqn9TDDI/AAAAAAAABvk/ghf95ryYljs/s1600/nsk_b_3698.jpg

Выкладывание букв из различных материалов 

https://4.bp.blogspot.com/-ibZanLW8csQ/VFYbZ5FkHOI/AAAAAAAABv4/rcatFbNtVuQ/s1600/img9.gif https://2.bp.blogspot.com/-lmFZ2lrSoMo/VFYbXWBL1JI/AAAAAAAABvw/yZiRuo_Ieic/s1600/1259747079_lettersm.jpg


(палочки, веревочки, фасоль, камушки, бусинки и др.)– серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

https://2.bp.blogspot.com/-FYYnHTbZZvk/VFYdSodcwDI/AAAAAAAABwE/wEis3ukQ-T0/s1600/PICT1173_.jpgИгры с карандашом, крупой, бусами, прищепками, орехами.Предлагайте ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. 

https://3.bp.blogspot.com/-pLtV9fj2iqs/VFYdbf6W6gI/AAAAAAAABwQ/mork9aH8dyI/s1600/1273163899_img_3623.jpg

https://3.bp.blogspot.com/-138zENONZPw/VFYeuDFn3wI/AAAAAAAABwg/7mjXKEWYGqg/s1600/66e5e69b-19ee-49e9-9411-a8327156e197.jpg

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

https://4.bp.blogspot.com/-YZsxE3HSkn4/VFYfODkEGsI/AAAAAAAABwo/DIl74jNRS4g/s1600/bc370c5896521532495adbed455bc58a.jpg.jpg

 https://1.bp.blogspot.com/-JjMtYPNNEls/VFYfSsmiMkI/AAAAAAAABww/wuaRy9vQa1Q/s1600/P1020657.JPG

          Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Список использованной литературы и  материалов интернета.

1.      Анищенко. Е.С Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенко – М.: Астрель, 2006 г.

2.      Узорова.О.В, Нефедова. Е.А Пальчиковая гимнастика /О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:Астрель, 2004 г.

3.      Поваляева. М.А “Справочник логопеда” Р.на Д. – 2003 г.

4.      Цвынтарный. В “Играем пальчиками и развиваем речь” / Цвынтарный. В СПб.: Лань, 1996 г.

5.      Петербургский научно-практический журнал “Дошкольная педагогика” № 7 – 2008 г., № 3 – 2005 г.

6.      Рыжанкова Е.Н. “Пальцы развиваем, буквы составляем” М.: Сфера, 2009.

7.      Социальная сеть работников образования nsportal.ru  - учитель-логопед Н.Н. Желтышева МКДОУ «Солнышко» и др.

8.      http://www.maam.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...