Тема: «Здравствуй , Зимушка-Зима»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие"

Старшая группа (открытое)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_fevral.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко»

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Здравствуй , Зимушка-Зима»

Составила:

учитель-логопед

 Скоропупова Н.Л.

г.о.Серпухов, 2018г

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Возрастная группа:   старшая  логопедическая группа компенсирующей направленности.

Тема: «Здравствуй , Зимушка-Зима»

Цель: Формирование связной речи  и лексико - грамматического строя у  дошкольников с ОНР по теме: «Здравствуй ,Зимушка - Зима». 

Программные задачи:

- Обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»;  

- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе;

- Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

 - Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

- Обобщать   представления детей о зимних явлениях в природе;

- Закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи между сезонными изменениями в природе и поведением  животных;

- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память и мышление.

- Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

- Формировать умение любоваться природой.

Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя у мольберта, стоя в кругу.

Оборудование: презентация на тему «Здравствуй , Зимушка – Зима», игра «Зимняя картинка» (набор предметных картинок по временам года для магнитной доски) картинки к игре «Доскажи словечко», «Четвертый лишний»), спокойная мелодия для проведения дыхательного упражнения и для составления зимней картины, мяч в форме снежного кома, магнитная доска, снежинки.

Словарная работа: декабрь, январь, февраль, снегопад, снегири, снегурка, снеговик, снежинки, снежки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», рассматривание иллюстраций и беседы о зиме. 

Ход НОД:

1. Открытый вход в деятельность

 (дети стоят в кругу)

Логопед предлагает улыбнуться друг другу и поздороваться.

2. Вводно  - организационный
Логопед: Ребята, вы любите ходить в гости?

Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку

(логопед читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... 
(Зима)

3. Мотивация на деятельность

Логопед: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.

(Логопед приглашает детей сесть на стульчики.)
Логопед: На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей)

Логопед: На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!


Вот мы и в гостях у Зимушки.

(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи) 

 4. Расширение имеющихся знаний

Логопед: Ребята, что это за волшебный сундук? 
( на экране волшебный сундук).

Логопед. - Но чтобы открыть сундук, нужно собрать 5 волшебных ключей.

 (ключ).

Логопед. - Каждый ключ – правильно выполненное задание (дети сидят полукругом).

- Вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания Зимушки -Зимы? Тогда начинаем. (Таинственно).

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?

Логопед: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?

Беседа с детьми:

- После, какого времени года наступает зима? (Ответы детей)

- Назовите зимние месяцы. (Ответы детей)

- Какие стоят деревья? (Ответы детей)

- Что лежит на крышах домов и на улице? (Ответы детей)

- Что появилось на реках и прудах с наступлением зимы? (Ответы детей)

- Зимой птиц стало больше или меньше? Почему? (Ответы детей)

- Как живется зверям и птицам зимой? Почему? (Ответы детей)

- Как им можно помочь?

(Ответы детей)

Логопед: Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.

Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть? 


Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий

Раз – подбросим,

Два – поймали,

Три – уроним,

Ой – сломали.

А вот и  первый  ключ.

Логопед:У меня есть вот такой большой снежок. Давайте с ним поиграем. (Мяч, обернутый пленкой)    Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Задание 2. Игра «Назови ласково»

Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка

Шишка - шишечка           Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка – горочка

Лёд- ледок                    Ёлка – ёлочка

Зима- зимушка             Санки- саночки

Шапка – шапочка        куртка – курточка

Комок – комочек         снеговик - снеговичок

Логопед:- Умнички! Вы справились с заданием. И получили второй ключ!

Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Логопед: Предлагаю заставить наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

Задание 3. Игра «Доскажи словечко»

Логопед:

Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.

 (по ходу чтения стихотворения дети договаривают слова, на экране появляются соответствующие картинки)

Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег) (щелчок).

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки) (щелчок).

На поселки, на лужок все снижается... (снежок) (щелчок).

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) (щелчок).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки) (щелчок).

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) (щелчок).        

Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).

- Какие слова вы добавляли?

(Дети отвечают, на экране появляются картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

 - На какое слово похожи все эти слова?

- Да, все эти слова объединяет слово «снег». (картинка на экране)
Вот и  
третий ключ!


Логопед:- Что - то холодно мне стало. Пора нам подвигать и погреться.

5. Динамическая пауза

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки                (хлопки)

Рукавички мы наденем                      (имитация движений)

Не боимся мы метели                        (повороты головы в стороны)

Ножки тоже мы погреем                      (растирание ног)

Мы потопаем скорее                          (топают ногами)

И еще погреем ножки,

Мы попрыгаем немножко.                 (прыжки)

Мы с морозом подружились             (обнять себя руками)

Как снежинки закружились.               (повороты на месте)

Задание 4. Игра «Четвертый лишний»

Логопед:

Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?

- На экране появились картинки, подумайте, какая из них лишняя и расскажите почему.

1) санки, коньки, велосипед, лыжи

2) валенки, сапоги, ботинки, босоножки

3) синица, ласточка, снегирь, сорока.

Логопед. - Правильно. Вы были очень внимательными.  Вот и четвертый ключ.

6.Практическая деятельность

Задание 4. Игра «Зимняя  картинка»

Логопед: Вспомните, что вы знаете о зиме и составьте зимнюю картинку.

(Дети отбирают  картинки, которые подходят к зиме  и на магнитной доске составляют зимнюю  картину).

Логопед: Какая получилась красивая зимняя картина.

И получили   пятый  ключ!


Логопед: Молодцы ребята, как дружно вы работали и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы!

7.Выход из деятельности.

 (открывающийся сундук).

Логопед. -  Что же там лежит, какие подарки приготовила для вас Зимушка-Зима  ( конфеты   )

Логопед: Ребята, Зимушка- Зима благодарит вас за работу. Вы такие молодцы так много знаете о ней, и дарит вам сладкие призы.
Но нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся   с Зимушкой.

(дети прощаются)

Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

Тема: "Здравствуй зимушка-зима"

Предлагая свой вариант организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста вокруг конкретной темы на основании ФГТ, с учетом комплексно-тематического принципа и интергр...

Конспект НОД по теме "Здравствуй, зимушка-зима"

Занятие по познаваетльному развитию. Интеграция образоваетльнызх областей: познание, коммуникация....

проект- презентация на тему: "Здравствуй зимушка- зима"

Тема: проект  « Здравствуй Зимушка-зима»Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазыСловно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, З...

календарное планирование младшая группа по теме:«Здравствуй, Зимушка-Зима"

Младшая группа Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима!Программное содержание: 1.Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Знакомство с зимними видам...

Календарный план по теме: "Здравствуй зимушка-зима. Как приходит зима?" - средняя группа

ТЕМА НЕДЕЛИ: «Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?»Образовательные ситуации:  ОС «Зимний пейзаж»События: общесадовский проект «Дерево добра» - с...

Календарно-тематическое планирование по теме: " Здравствуй, Зимушка Зима! (признаки зимы)" (2-я младшая группа)

Цель -  продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие о признаках зимы....