Главные вкладки

    Тема: «Здравствуй , Зимушка-Зима»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие"

    Старшая группа (открытое)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_fevral.docx23.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко»

    Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

    Тема: «Здравствуй , Зимушка-Зима»

    Составила:

    учитель-логопед

     Скоропупова Н.Л.

    г.о.Серпухов, 2018г

    Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

    Возрастная группа:   старшая  логопедическая группа компенсирующей направленности.

    Тема: «Здравствуй , Зимушка-Зима»

    Цель: Формирование связной речи  и лексико - грамматического строя у  дошкольников с ОНР по теме: «Здравствуй ,Зимушка - Зима». 

    Программные задачи:

    - Обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»;  

    - Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе;

    - Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

     - Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    - Обобщать   представления детей о зимних явлениях в природе;

    - Закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи между сезонными изменениями в природе и поведением  животных;

    - Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память и мышление.

    - Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

    - Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

    - Формировать умение любоваться природой.

    Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя у мольберта, стоя в кругу.

    Оборудование: презентация на тему «Здравствуй , Зимушка – Зима», игра «Зимняя картинка» (набор предметных картинок по временам года для магнитной доски) картинки к игре «Доскажи словечко», «Четвертый лишний»), спокойная мелодия для проведения дыхательного упражнения и для составления зимней картины, мяч в форме снежного кома, магнитная доска, снежинки.

    Словарная работа: декабрь, январь, февраль, снегопад, снегири, снегурка, снеговик, снежинки, снежки.

    Предварительная работа: наблюдения на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», рассматривание иллюстраций и беседы о зиме. 

    Ход НОД:

    1. Открытый вход в деятельность

     (дети стоят в кругу)

    Логопед предлагает улыбнуться друг другу и поздороваться.

    2. Вводно  - организационный
    Логопед: Ребята, вы любите ходить в гости?

    Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку

    (логопед читает загадку)
    С каждым днем все холоднее,
    Греет солнце все слабее,
    Всюду снег, как бахрома, —
    Значит, к нам пришла... 
    (Зима)

    3. Мотивация на деятельность

    Логопед: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.

    (Логопед приглашает детей сесть на стульчики.)
    Логопед: На чем можно к ней добраться?
    (Ответы детей)

    Логопед: На санях к тебе летели
    Мы сквозь вьюги и метели
    Через речку перебрались
    У Зимы мы оказались!


    Вот мы и в гостях у Зимушки.

    (На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи) 

     4. Расширение имеющихся знаний

    Логопед: Ребята, что это за волшебный сундук? 
    ( на экране волшебный сундук).

    Логопед. - Но чтобы открыть сундук, нужно собрать 5 волшебных ключей.

     (ключ).

    Логопед. - Каждый ключ – правильно выполненное задание (дети сидят полукругом).

    - Вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания Зимушки -Зимы? Тогда начинаем. (Таинственно).

    Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

    Вот вам первая снежинка,
    И на ней задание.
    Вы скажите мне, друзья,
    А какая я – зима?

    Логопед: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?

    Беседа с детьми:

    - После, какого времени года наступает зима? (Ответы детей)

    - Назовите зимние месяцы. (Ответы детей)

    - Какие стоят деревья? (Ответы детей)

    - Что лежит на крышах домов и на улице? (Ответы детей)

    - Что появилось на реках и прудах с наступлением зимы? (Ответы детей)

    - Зимой птиц стало больше или меньше? Почему? (Ответы детей)

    - Как живется зверям и птицам зимой? Почему? (Ответы детей)

    - Как им можно помочь?

    (Ответы детей)

    Логопед: Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.

    Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть? 


    Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.

    Пальчиковая гимнастика «Снежок»

    Раз, два, три, четыре

    Мы с тобой снежок лепили

    Круглый, крепкий, очень гладкий

    И совсем, совсем не сладкий

    Раз – подбросим,

    Два – поймали,

    Три – уроним,

    Ой – сломали.

    А вот и  первый  ключ.

    Логопед:У меня есть вот такой большой снежок. Давайте с ним поиграем. (Мяч, обернутый пленкой)    Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

    Задание 2. Игра «Назови ласково»

    Снег-снежок                 Сосулька – сосулечка

    Шишка - шишечка           Дерево- деревце

    Ветер- ветерок            Горка – горочка

    Лёд- ледок                    Ёлка – ёлочка

    Зима- зимушка             Санки- саночки

    Шапка – шапочка        куртка – курточка

    Комок – комочек         снеговик - снеговичок

    Логопед:- Умнички! Вы справились с заданием. И получили второй ключ!

    Упражнение «Снежинки»

    – Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

    Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

    Логопед: Предлагаю заставить наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

    (Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

    Задание 3. Игра «Доскажи словечко»

    Логопед:

    Есть слова похожие,
    Как родственники схожие,
    Они живут одной семьей,
    Поиграть хотят с тобой.

     (по ходу чтения стихотворения дети договаривают слова, на экране появляются соответствующие картинки)

    Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег) (щелчок).

    С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки) (щелчок).

    На поселки, на лужок все снижается... (снежок) (щелчок).

    Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) (щелчок).

    Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки) (щелчок).

    Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) (щелчок).        

    Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка) (щелчок).

    На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).

    Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).

    - Какие слова вы добавляли?

    (Дети отвечают, на экране появляются картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

     - На какое слово похожи все эти слова?

    - Да, все эти слова объединяет слово «снег». (картинка на экране)
    Вот и  
    третий ключ!


    Логопед:- Что - то холодно мне стало. Пора нам подвигать и погреться.

    5. Динамическая пауза

    Мы погреемся немножко,

    Мы похлопаем в ладошки                (хлопки)

    Рукавички мы наденем                      (имитация движений)

    Не боимся мы метели                        (повороты головы в стороны)

    Ножки тоже мы погреем                      (растирание ног)

    Мы потопаем скорее                          (топают ногами)

    И еще погреем ножки,

    Мы попрыгаем немножко.                 (прыжки)

    Мы с морозом подружились             (обнять себя руками)

    Как снежинки закружились.               (повороты на месте)

    Задание 4. Игра «Четвертый лишний»

    Логопед:

    Вот ещё одна снежинка –
    Посмотрите на картинки.
    Вы скажите мне, друзья,
    Что здесь лишнее убрать?

    - На экране появились картинки, подумайте, какая из них лишняя и расскажите почему.

    1) санки, коньки, велосипед, лыжи

    2) валенки, сапоги, ботинки, босоножки

    3) синица, ласточка, снегирь, сорока.

    Логопед. - Правильно. Вы были очень внимательными.  Вот и четвертый ключ.

    6.Практическая деятельность

    Задание 4. Игра «Зимняя  картинка»

    Логопед: Вспомните, что вы знаете о зиме и составьте зимнюю картинку.

    (Дети отбирают  картинки, которые подходят к зиме  и на магнитной доске составляют зимнюю  картину).

    Логопед: Какая получилась красивая зимняя картина.

    И получили   пятый  ключ!


    Логопед: Молодцы ребята, как дружно вы работали и с легкостью справились со всеми заданиями Зимушки – Зимы!

    7.Выход из деятельности.

     (открывающийся сундук).

    Логопед. -  Что же там лежит, какие подарки приготовила для вас Зимушка-Зима  ( конфеты   )

    Логопед: Ребята, Зимушка- Зима благодарит вас за работу. Вы такие молодцы так много знаете о ней, и дарит вам сладкие призы.
    Но нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся   с Зимушкой.

    (дети прощаются)

    Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

    Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

    Тема: "Здравствуй зимушка-зима"

    Предлагая свой вариант организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста вокруг конкретной темы на основании ФГТ, с учетом комплексно-тематического принципа и интергр...

    Конспект НОД по теме "Здравствуй, зимушка-зима"

    Занятие по познаваетльному развитию. Интеграция образоваетльнызх областей: познание, коммуникация....

    проект- презентация на тему: "Здравствуй зимушка- зима"

    Тема: проект  « Здравствуй Зимушка-зима»Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазыСловно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, З...

    календарное планирование младшая группа по теме:«Здравствуй, Зимушка-Зима"

    Младшая группа Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима!Программное содержание: 1.Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Знакомство с зимними видам...

    13календарное планирование подготовительная группа по теме«Здравствуй, Зимушка-Зима! "по ФГОС

    Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима! Старшая группа Программное содержание: 1.Обогащение знаний детей об особенностях зимней погоды (лютый мороз, метель, заморозки, снегопады, пурга).2. Продолжение знаком...

    Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром на тему: "Здравствуй, Зимушка-зима".

    Программное содержание: познакомить детей с зимними месяцами; активизация и расширение словаря; закреплять знания детей о свойствах снега и льда; воспитывать эмоциональное настроение детей.Материалы: ...