Страна правильной речи. Методическая разработка НОД.
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД
для детей с нарушением речи 6-7 лет.
Схема конспекта.
Учитель-логопед : Буйвалова Наталья Николаевна
Возрастная группа : Подготовительная к школе группа.
Тема непосредственно-образовательной деятельности: «Страна правильной речи»
Образовательная область: Речевое развитие. Коррекционно-образовательная работа.
Характеристика группы:
Дети подготовительной к школе группы, посещающие дошкольный логопункт в количестве – 21 человек: из них 10 мальчиков, 11 девочек. Категория детей с разными речевыми нарушениями: ФФНР, ОНР IV уровня. У детей отмечается нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи. Дети активны, любознательны, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками.
Цель:
Обобщить знания, полученные на логопедических занятиях за учебный год.
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания о механизме образования звуков. Совершенствовать навыки автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах, предложении, в связной речи. Умение определять место звука в слове.
Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.
Развивающие: Способствовать развитию артикуляционной и мелкой моторики через выполнение специальных упражнений. Развивать фонематический слух, звуковой анализ слова. С помощью подобранных игр формировать навыки усвоения лексико-грамматических категорий языка: образование новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование слов множественного числа И.п. Развивать познавательные процессы – память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки сотрудничества в коллективе, умение помогать друг другу, воспитание уверенности в своих способностях. Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс, с помощью специальных упражнений.
Здоровьесберегающие:
Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию. Снятие психоэмоциональной нагрузки, развитие двигательных навыков.
Средства обеспечивающие образовательный процесс: карта «Страны Правильной речи», конверты с заданиями от жителей городов, равное количество кругов красного и синего цвета, карточки и картинки на определённый звук, мяч, изображение паровозика с вагончиками, карточки «Найди отличия», мягкие модули в форме дуг – 2шт., шапочки жука и осы, музыкальное сопровождение, использование ИКТ – презентация, закладки.
Планируемый результат:
Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию. Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи. Закрепление знаний о механизме образования звуков. Развитие фонематического слуха, звукового анализа слова. Развитие зрительного восприятия. Воспитание сотрудничества в коллективе. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Формирование лексико-грамматических категорий языка.
| ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети входят в музыкальный зал под музыку « Разноцветная игра», встают полукругом лицом к родителям. Чётко проговаривают правило хором и индивидуально два человека. | - Ребята, посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости? (это ваши мамы) - Давайте поздороваемся. -Я хочу вам предложить отправиться в путешествие по стране Правильной речи, в этой стране очень много разных городов. -А давайте и ваших мам пригласим в это увлекательное путешествие. -Ребята, я думаю, что вы сможете подружиться с жителями этой страны, ведь вы занимались целый год и многому научились. Целевая установка. Чтобы подружиться с жителями этой страны нужно правильно и четко произносить все звуки. -Давайте повторим правило: Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Ясно, чётко говорим, Потому, что не спешим! | Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию. Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи. |
| ||
Дети вместе с мамами выполняют артикуляционную гимнастику. Дети подходят к карте, рассматривают её, пальчиком ведут по дороге до первого города. (звучит музыка «Дорогою добра») Дети сидя на стульчиках, выполняют задания на слух. Дети работают в командах – команда «синих» и «красных». Каждая команда подходит к своему столу.
1-й команде звук (С), 2-й команде звук (Ш) 2.Дети изолированно произносят звуки и дают характеристику звукам. 3.Команда «красных» делит слово БУСЫ на слоги, называя первый и последний слог, команда «синих» - слово ШУБА. Из фишек красного и синего цвета команды выкладывают звуковую схему данных слов. 4.Команда «красных» обводит букву С, команда «синих» букву Ш. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра») Дети работают в командах за столами. Находят отличия на картинках. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра») Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику вместе с родителями. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра») Дети садятся на стульчики смотрят презентацию и отгадывают сказку. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»). Дети делятся на две команды и соревнуются друг с другом, проползая под мягкими дугами – модулями. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»). Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, говорит задание , дети выполняют задание. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»). Дети сидят на стульчиках и смотрят сценку. Сценку исполняют только участники. Дети отвечают в каких словах заблудились звуки. Стихотворение читает один из воспитанников. | Чтобы говорить четко и красиво нужно потренировать язычок. Я предлагаю позвать к нам 2-3 мам. Артикуляционная гимнастика. -Ну вот, язычок потренировался можно отправляться в путь.Ребята, а как мы найдем эту страну? -У меня есть карта будем двигаться по карте. -И первый город, в который мы попали: Звукобуквоград. -Как вы думаете, кто живет в этом городе? В этом городе живут звукобуквознайки. Вот какие задания они приготовили. Развитие фонематического слуха. Закричал охотник – Ой! Двери (звери) гонятся за мной. Жучка будку (булку) не доела. Неохота, недоело. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей). На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой. На глазах у детворы крысу (крышу) красят моляры. Логопед делит детей на две команды, предлагает командам подойти к своим столам. 1.Определить место положение заданного звука ( в начале слова, в середине или в конце) 2.Произнести изолированно звуки и дать им характеристику. 3.Разделит слово БУСЫ и ШУБА на слоги и выложить звуковую схему каждого слова. 4.Найти среди других букв букву С и букву Ш. На пути Горы Внимания. Логопед предлагает пройти за столы. Полянка послушных пальчиков. -Что же нужно сделать, чтобы пальчики стали послушными? Логопед предлагает выполнить зарядку для пальчиков вместе с мамами. Посадила я цветочки: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) Маки раз, два – ноготочки, (Поочередно загибают пальцы, начиная с большого сначала на правой руке, А гвоздики – это три: Затем на левой руке) Полюбуйся, посмотри! Флокс – четыре, астры – пять. Я их буду поливать! Шесть – ромашки, семь – люпины, Ну, а восемь – георгины, Девять маргаритки в ряд, - Получился целый сад! Десять у крылечка встанут Ярко-красные тюльпаны, И одиннадцать шиповник. Я – хозяйка и садовник! -Отправляемся дальше в путь следующий город Сказок. -Как вы думаете, кто живёт в этом городе? Здесь живут сказочные герои. (Презентация: «Угадай-ка сказку») Физминутка. На нашем пути оказался Тоннель. -Что такое тоннель? Как нам его обойти? Логопед делит детей на две команды. -Продолжаем наше путешествие, мы подошли к городу Словоград, здесь живут словознайки, они знают много разных слов и предлагают вам поиграть в игру. Д/и «Назови ласково» Д/и «Один – много» Последний город, к которому мы приближаемся город Стихосложение Логопед предлагает детям исполнить сценку про «Осу и жука» Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу… Жук: Ах, какая модница! Пож-ж-жвольте пож-ж-жнакомитться. Оса: Уваз-з-заемый прохоз-з-зый! Ну, на сто з-з-з это похоз-зе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите! Автор: И красавица оса улетела в небеса. Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка! Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, дети усердно занимались и научились чётко произносить звуки). Стихотворение «Буква Р» Пёс рычит. Мурлычет кот… Мне же просто не везёт. Я стараюсь, но молчу, очень Р сказать хочу. Не выходит у меня «эр»… Вот недавно, например, Я зову: «Марина!» - Слышится: «малина»… Улыбается сестра: «За малиной в лес пора!» Вновь твержу я «Эл» да «эл», всем, наверно, надоел… Во дворе трещит мотор, в конуре рычит Трезор. Дождь шуршит, грохочет гром – это «эр» звучит кругом! Я сегодня рано встал. Рот раскрыл, загрохотал: «Тррракторр. Грррач. Поррртрет. Игррра. РРРадость. РРРадуга. Уррра!» | Развитие артикуляционной моторики. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Артикуляционная гимнастика. -упражнение «бегимотики» -«месим тесто» -«блинчик» -«окошечко» -«парус» -«чашечка» -«лошадка» -«моторчик» (Все задания находятся в конвертах.) Развитие фонематического слуха. (Для деления детей на команды использует круги красного и синего цвета в равном количестве по числу детей. Для одной команды используются картинки со звуком С, для другой команды со звуком Ш.) (Фишки красного и синего цвета для выкладывания звуковой схемы. Карточки с буквами.) Закрепление знаний о механизме образования звуков. Определение места положения звука в слове. Развитие зрительного восприятия. Умение помогать друг другу. (В конвертах картинки для каждой команды, необходимо найти отличия на картинках.) Развитие внимания, мышления.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, снятие напряжения. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления. Снятие психоэмоциональной нагрузки, развитие двигательных навыков. Воспитание сотрудничества в коллективе. (Используются мягкие модули в виде дуг для команд. Необходимо проползти под дугами и бегом вернуться к команде.) (Для игры используется мяч. Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку, ребёнок называет предмет во множественном числе.) Формирование лексико-грамматических категорий языка. (Для инсценировки сценки участники надевают шапочки с изображением жука и осы.) Формирование навыков самоконтроля за правильным произношением звуков в связной речи, воспитание уверенности в своих способностях. |
3.Заключительная часть. | ||
Дети отвечают на поставленные вопросы, отгадывают загадку. Делают выводы о проведённом путешествии. | -Ребята, вы большие молодцы! А наше путешествие подошло к концу. -Вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы побывали, чему научились? Жители этой страны желают вам: Чтобы вы всегда, везде На уроке и в труде Никуда бы не спешили Четко, ясно говорили. Давайте откроем последний конверт, что же в нем? Отгадайте загадку. Эти закладки вам дарят на память жители страны Правильной речи. До свидания, до новых встреч. Музыка «Игра». | (В конверте загадка и закладки по количеству детей.) Рефлексия занятия, формирование положительных эмоций. |
Список используемой литературы:
- Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М.: Сфера, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Козий Л., Гурин Ю. Презентация «Угадай-ка сказку».- сайт Viki.rdf.ru
- Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст.- Волгоград, 2012.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Прсвещение. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-776444-1459530737.jpg)
Практикум для родителей по развитию речи «Секреты Королевы страны Правильной речи»
Практикум для родителей по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1206997-1579097849.jpg)
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/09/picture-506708-1473453919.jpg)
Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»
Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-82289-1352399195.jpg)
Методическая разработка на тему: Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи.
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов....