Конспект занятия по развитию речи на тему "Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом -ик-".
план-конспект занятия по логопедии по теме

Щеколдина Татьяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_umenshitelno-lask_sushch-e.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксом -ик-.

   Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ик- и употреблять их изолированно и  в предложениях.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

   Логопед объявляет детям, что сегодня на занятии они будут учиться правильно называть большие и маленькие предметы.

  1. Игра «Назови ласково».

   На доску выставляются картинки с изображениями больших и маленьких предметов. Логопед называет большие предметы, а дети – маленькие.

   Если ребенок допускает ошибку и не может исправить ее самостоятельно, логопед предлагает другим детям помочь. С помощью логопеда выбирается правильный ответ.

  1. Игра «Кто самый внимательный?».

   Логопед раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.

  1. Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».

   Логопед предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы, а дети про большие.

  1. Игра «Четвертый лишний».

   На доску выставляются четыре картинки: три картинки с изображением больших предметов и одна картинка с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Таким образом отрабатываются пять – шесть рядов.

  1. Игра «Мама и дочка».

   Логопед показывает картинки с изображением мамы и дочки и говорит: «Мама учит дочку и выполняет действия с большими предметами. Слушайте. Мама завязывает шарф. Дочка делает то же самое с маленькими предметами. Скажите, что делает дочка?» Дети отвечают: «Дочка завязывает шарфик». Таким образом изменяются и другие фразы, предложенные логопедом.

  1. Самостоятельное употребление детьми существительных в начальной и уменьшительно-ласкательной формах в предложениях.

   У всех детей на столах одинаковые листы. На листах изображены пары больших и маленьких предметов и картинка – действие. Например, Павлик видит, Юрик рисует, Славик держит. Логопед предлагает детям рассказать, что видит Павлик. Например: Павлик видит дом. – Павлик видит домик. Так же могут быть отработаны другие предложения.

  1. Итог занятия, оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...