«Взаимодействие учителя-логопеда с социальными партнёрами, как основа успешного коррекционного процесса»
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Мельникова Оксана Викторовна

В методической разработке представлен опыт взаимодействия с библиотекой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №414 г. Новосибирска       учитель-логопед О. В. Мельникова

Методическая разработка

«Взаимодействие учителя-логопеда

с социальными партнёрами, как основа успешного коррекционного процесса»

        Успешность коррекционного процесса невозможно без установления тесного взаимодействия с социальными партнёрами. В данной методической разработке представлен опыт сотрудничества с детской библиотекой.

Актуальность

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к.он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению  книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Перед коллективом группы встала задача -  найти эффективные формы работы по приобщению детей  родителей воспитанников к чтению.

Основная идея, философия сотрудничества: воспитание грамотного читателя возможно через установление взаимодействия всех взрослых участников проекта (специалисты ОО, воспитатели группы, родители (законные представители)) и социальных партнёров ОО.

Цель: способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, семейному чтению, как виду досуга и источника речевого развития ребёнка.

Задачи:

  1. Использовать литературные произведения как источник речевого развития детей группы комбинированной направленности.
  2. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как  результату труда многих людей.

Этапы реализации взаимодействия с библиотекой

Этапы

Логика работы, задачи

Формы реализации

Сроки

Подготовительный

  1. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.
  2. Подобрать методическое обеспечение проекта.
  3. Продумать содержание этапов проекта, разработать проект «Читаем с мамой!!!».
  1. Изучение методической литературы.
  2. Анкетирование родителей «Семейное чтение».
  3. Беседы с детьми «Моя любимая книга».
  4. Анализ содержания уголка книг в группе  на соответствие возрастным потребностям.
  5. Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой.

Январь

Мотивирующий

  1. Пополнить фонд детской литературы в группе.
  2. Разработать консультацию по теме «Секреты семейного чтения».
  3. Активизировать всех участников образовательного процесса

Библиотека в группе.

Буклет.

Консультация для воспитателей группы.

Январь

Основной

  1. Привлечь родителей к оформлению выставок «Семейная книга месяца».
  2. Организовать сотрудничество с библиотекой и провести серию занятий на базе библиотеки.
  3. Мотивировать родителей на организацию экскурсии в книжный магазин.
  4. Организовать методическое сопровождение по изготовлению книжек-самоделок родителями и детьми.
  5. Оказывать информационную помощь, поддержку при  работе с «Дневником читателя».
  6. Привлечь родителей к изготовлению раскраски «По тропинкам сказки».

Выставки «Семейная книга месяца»

Экскурсии в библиотеку

Экскурсия в книжный магазин (в выходной день с родителями)

Изготовление книжек-самоделок. Совместное словотворчество

Ведение «Дневника читателя»

Изготовление раскраски «По тропинкам сказки»

Рефлексивно-диагностический

  1. Изучить результативность проекта.
  2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам.
  3. Обобщить полученный опыт.

Анкетирование, отзывы участников проекта

Родительское собрание в форме круглого стола

Публикация

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей к художественной литературе.
  • Разработка системы работы с книгой.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка.
  • Возрождение домашнего чтения.
  • Позитивные изменения в речи детей.
  • Обобщение и распространение семейного опыта.

Литература

Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е. Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Речевое развитие детей средствами загадки. Гуськова А. А., - М.., 2012.

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...